Воспитание эстетико-художественного вкуса в процессе обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Эстетико-художественное воспитание сливается с нравственным воспитанием. Их нельзя отдельно рассматривать. Не зря говорят: «Красота спасёт мир». На уроках литературного чтения идет приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными литературными понятиями.

Читая произведения таких авторов, как Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, К.Г. Паустовский, А.П. Чехов, М.М. Пришвин, А.С. Пушкин, С.А. Есенин, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, вслушиваясь в каждое их слово, маленький читатель учится видеть, чувствовать, думать, понимать, любоваться красотой окружающего мира, творить и познавать прекрасное, свой внутренний мир.

Работая с текстом, дети не только отвечают на вопросы своими словами и словами произведения, они выбирают непонятные слова, сравнения, слова, употребленные в переносном значении, образные выражения, понравившееся описание, объясняют фразеологизмы. Задания такого вида воспитывают чуткость к слову. Все это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя, позволяет услышать почувствовать тревогу или радость за судьбу героя.

С большим интересом принимают младшие школьники стихи. В них можно услышать, как утомительно гремит колокольчик, звенит капель, испытать глубокое чувство любви к Родине.

Например: читая стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» дети узнают, что природа  для  поэта – это вечная красота. Родившись в «краю берёзовом»  на Рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!»

Живые картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.

К стихотворению дети рисуют словесную иллюстрацию. Они представляют картину в своем воображении, выражают в ней свои чувства. Определяют, какими словами автор передает свои чувства к прочитанному.

Иногда дети не могут передать своими словами смысл произведения, поэтому создается впечатление, что они его не понимают.

Но если попросить этих учащихся нарисовать то, что они запомнили, они в своем рисунке свободно передадут содержание прочитанного.

Анализируя рисунки, мы можем судить о степени развития мышления и творческого воображения. Рисунок – это обобщение, вывод, что очень ценно в учебном процессе. Научившись обобщать на уроках чтения, учащиеся не будут испытывать затруднений при выполнении математических заданий.

Увлекательным занятием для детей является отгадывание загадок. Загадка развивает наблюдательность, способность к поэтической выдумке. Но младшие школьники любят не только отгадывать загадки, но и придумывать их.

Для этого нужно сначала определит некоторые свойства конкретного явления (например, мороза), проявляющиеся в отношении к человеку.

– Вспомни, что делает мороз с твоими лицом,  руками. (Разрумянивает, как будто яркой краской раскрашивает, щиплет, колет, а если сильно заморозит, то чувствовать нос и уши перестаешь, как будто их мороз отобрал.)

Затем действия мороза сравнивают с деятельностью людей и сочиняют загадку.

Художник-старик на стекле рисует узоры.
От него краснеет нос,
Это дедушка… (Мороз).

Развитие у детей творческих способностей, художественного вкуса, воображения, эстетического чувства, понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству закладывается и на уроках технологии.

В начале каждого урока проводится небольшая беседа, настраивающая детей на выполнение задания. Такая беседа направлена на развитие эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

В третьем классе есть урок на тему «Аппликация осенних листьев». На этом уроке рекомендуется ознакомление с картиной И.Остроухова «Золотая осень».
Здесь составляется рассказ о красоте русской природы осенью, ее очаровании. В беседе надо чаще использовать эпитеты и образные выражения:

листья – … (разные) ;
листва – … (золотая);
клен – … (стройный);
трава – … (сочная, изумрудная);

Музыка, произведения живописи способствуют не только более эмоциональному восприятию, но и воспитанию эстетического вкуса. Произведения русских поэтов, художников и композиторов часто сходны по тематике и настроению. Затем дети обращают внимание на то, что листья имеют разную форму. Определяют, на что похож осенний лист (на фонарик, бабочку, самолет и т.д.).

Очень важно развивать у детей наблюдательность и любовь к природе. Дети много наблюдают за жизнью растений в лесу, в классе, делают выводы, обобщения. В любое время года совершаются экскурсии, а затем пишутся сочинения. Учащимся необходимо знать названия зимующих птиц, условия их жизни, чтобы оказать зимой помощь. Сочетание занятий по природоведению и трудовому обучению должно привести к умелому изготовлению кормушек.

Часто на экскурсиях дети собирают природный материал, а затем на уроках труда делают разные поделки.

Любая работа с материалами имеет творческий характер. После окончания работы ребята оценивают её и подводят итог трудовой деятельности.

На уроках труда младшие школьники много и разнообразно работают, создавая по заданным образцам различные предметы из бумаги, картона, пластилина.

Богатое содержание труда, которым ученики овладевают самостоятельно в процессе обучения, воздействует на мышление, волю и эмоции. Чтобы успешно трудиться, надо мыслить, наблюдать. Такое умение помогает и в труде, и в спорте, и в искусстве.

Задачи обучения в начальной школе – воспитывать самостоятельное мышление, развивать всесторонние способности детей, приучать к творческому труду, самостоятельно решать возникающие проблемы. Основная цель заключается в том, чтобы развивать интеллект и творческие способности.