Место урока: 7 классы. Предмет: биология (неделя естественных наук)
Группа ведущих: 3-4 человека (2 – читают текст (рассказывают и демонстрируют опыты), 1 – следит за презентацией, 1 – фотограф и следит за соблюдением правил ТБ “помощниками” из зрителей)
Цели урока:
- вспомнить правила техники безопасности в кабинете химии, правила обращения со спиртовкой, приемы определения запаха веществ, средства индивидуальной защиты;
- расширить знания о веществах и их физических свойствах;
- ознакомить с школьников с химической активностью и взаимодействием веществ, признаками и эффектами, сопровождающими данные реакции;
- рассказать о практическом использовании химических знаний при определении качества фруктового сока и водопроводной воды.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Содержимое лабораторного лотка:
Оборудование: фильтровальная бумага, ступка с пестиком для растирания, фарфоровая чашечка, стакан 100 мл (2 шт), стеклянная палочка, кристаллизатор с водой, пинцет, нож, коническая колба 200 мл, лабораторный штатив, лапки для штатива с кольцом и зажимом для пробирок (2 шт), еловая ветка, стальная сетка, круглодонная колба с холодной водой 50 мл, спиртовка (2 шт), мерная ложечка, 5 пробирки, спички.
Вещества:
- растворы: глицерин, сахарная пудра, индикатор – фенолфталеин, 10%-й водный раствор NH3 (NH3 * H2O), раствор СuSO4, раствор KOH, раствор глюкозы, сок, раствор KMnO4.
- твердые вещества: KMnO4 , К, K2SO4, C6H5COOH.
Средства индивидуальной защиты: 3-4 халата, защитные очки, перчатки, урок необходимо проводить в кабинете химии.
Ход урока
(курсивом описаны действия зрителей и ведущих, обычным шрифтом – речь ведущих). Помощников выбирают из зрителей по ходу урока.
Слайд №3:
Ведущий 1:
Кабинет химии, в котором вы сейчас присутствуете – особый, в нем находится химическое оборудование, посуда, различные вещества, вредные для организма в большей или в меньшей степени.
Поэтому вести себя здесь нужно определенным образом и следовать правилам ТБ. Давайте их вспомним (учащиеся 7 класса могут ответить самостоятельно, ведущий поправляет и добавляет).
Вопросы:
1. Какие средства индивидуальной защиты при работе с веществами вам известны?
Предполагаемые ответы:
- халат, очки, перчатки,
- для проведения опытов с едкими газами используют вытяжной шкаф,
- емкость с песком, которая находится в лаборантской, необходима для тушения различного рода воспламенений.
Слайд №4:
Ведущий 2:
2. Что категорически запрещается в кабинете химии?
Предполагаемые ответы:
- принимать пищу не только во время проведения опытов, но и просто находясь в кабинете на перемене,
- нельзя не обращать внимание на предупредительные знаки,
- забывать про мытье рук после работы с веществами.
3. Как правильно определять запах веществ? (вызвать помощников из числа зрителей, чтобы продемонстрировать, как правильно это сделать)
Слайд №5:
Ведущий 3:
4. Как называется этот прибор (указывая на спиртовку)? А почему его так называют? Для чего она нужна? Почему пламя тухнет, когда на него надевают колпачок?
Предполагаемые ответы: это прибор называют спиртовкой, т. к. в качестве горючего в ней используют спирт. Она нужна для нагревания веществ? Пламя тухнет, т.к. прекращается доступ кислорода.
5. Как правильно обращаться со спиртовкой? (сначала учащихся 7 классов попросить рассказать, а потом показать слайд)
Предполагаемые ответы: Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки, нельзя дуть на пламя, гасить спиртовку нужно колпачком.
Ведущий 1 (перед показом Слайда №6:):
Вам, ребята, уже известно (вспомните мероприятие такого рода в 5 классе), что является основным “предметом” изучения химии? (вещества и их свойства). А какими свойствами обладают вещества? (имеют запах, цвет, по-разному могут быть растворимы в воде, обладать магнитными свойствами, иметь разное агрегатное состояние).
Часть веществ, которые находятся среди нас, даны нам природой. Назовите эти вещества? (вода, кислород, нефть, белки, жиры и т.д.). После ответов учащихся или одновременно запускается
Слайд №6.
Слайд №7
Ведущий 2 (показ слайда № 7 одновременно с ответами учащихся):
Но самую большую группу составляют вещества, которые раньше вообще не существовали и человек получил их самостоятельно. Знаете ли вы эти вещества? (лекарственные, взрывчатые, пластмассы, средства, применяемые в быту).
В этом заключается и уникальность химии: она не только изучает то, что дано природой, но и сама постоянно создает для себя все новые и новые объекты исследования.
Слайд №8:
Ведущий 3: Веществ очень много и все они разные: одни вредные, другие полезные, третьи опасные. Опасно даже бывает соприкосновение веществ, о чем свидетельствуют следующие опыты.
ОПЫТ 1: “Взаимодействие глицерина с перманганатом калия”, на слайде №7 – “Воспламенение от соприкосновения” (ведущий демонстрирует или включает видеосюжет “Взаимодействие глицерина с перманганатом калия” (00:59) щелчком мыши на ).
Оборудование: глицерин, KMnO4 , фильтровальная бумага, ступка с пестиком для растирания, асбестовая сетка.
Проведение: Растереть в ступке KMnO4. Сложить лист фильтровальной бумаги воронкой и всыпать KMnO4. Влить немного глицерина, зажать края и положить полученный кулек в фарфоровую чашечку. Кулек сразу же загорается и сгорает.
Объяснение:
Ведущий 1: Концентрированная серная кислота – “страшное” вещество, способное обугливать органические вещества.
ОПЫТ 2: “Черный удав” (ведущий демонстрирует или включает видеосюжет “Обугливание сахарозы концентрированной серной кислотой” (00:39) щелчком мыши на ).
Оборудование: сахарная пудра, H2SO4конц , стакан, стеклянная палочка
Проведение: В стакан насыпать сахарной пудры и прилить концентрированной H2SO4 , перемешать стеклянной палочкой. Смесь чернеет, разогревается, и вскоре из стакана выползает пористая угольная масса.
Слайд №9:
Ведущий 2: Поместим железный гвоздь в воду – ничего не происходит (только по истечению длительного времени гвоздь поржавеет). Но есть такие металлы, которые не просто активно взаимодействуют с водой, а даже воспламеняются в ней.
ОПЫТ 3: “Взаимодействие калия с водой”, на слайде № 7 – “Воспламенение металла в воде” (ведущий демонстрирует или включает видеосюжет “Калий с H2O” (00:20) щелчком мыши на ).
Оборудование: кристаллизатор с водой, К, пинцет, нож, 2 фильтровальные бумажки, раствор фенолфталеина.
Проведение: в кристаллизатор с водой опустить кусочек K. Он активно реагирует с водой и воспламеняется. Добавить немного фенолфталеина - раствор становиться малиновым.
Ведущий 2: Я к бесцветному раствору добавил другой бесцветный раствор, а в результате получил малиновый. А вот, что бывает при смешивании других веществ.
ОПЫТ 4: “Дым без огня” (ведущий демонстрирует или включает видеосюжет “Дым без огня” (00:20) щелчком мыши на ).
Оборудование: колба, K2SO4,NH3 * H2O, H2SO4 k
Проведение: В колбу насыпать K2CO3(1-2 см) и осторожно прилить 10%-й водный раствор NH3, чтобы покрыть K2CO3. Тонкой струйкой влить в колбу немного концентрированной H2SO4. Из горла колбы вытекает густой белый дым.
Слайд №10:
Ведущий 3: Явления, сопровождающие химические явления тоже очень интересны и эффектны!
ОПЫТ 5: “Возгонка бензойной кислоты”, на слайде № 9 - “Химический Морозко” (ведущий демонстрирует или включает видеосюжет “Возгонка бензойной кислоты” (01:27) щелчком мыши на ).
Оборудование: штатив, большой стакан, еловая ветка, лапка для штатива с кольцом, стальная сетка, круглодонная колба с холодной водой, спиртовка, C6H5COOH, мерная ложечка.
Проведение: В стакан с бензойной кислотой положить еловую ветку и закрыть круглодонной колбой с холодной водой (крышка и холодильник). Нагреть стакан с бензойной кислотой, которая возгоняется и оседает на еловой ветке, как бы покрывая “инеем”.
Ведущий 3: Предлагаю посмотреть еще одну эффектную реакцию (ведущий включает видеосюжет “Колебательные реакции” (01:20) щелчком мыши на ).
ВИДЕООПЫТ 1: “Колебательные реакции (Реакция Бригсса – Раушера)”
Слайд №11:
Ведущий 1: Химические вещества могут быть полезными, например, для определения глюкозы в соках. А если мы докажем наличие глюкозы, например, в соке, который продается в нашей столовой, значит сон приготовлен из натурального виноградного сока. Давайте проведем такой эксперимент.
ОПЫТ 6: “Качественная реакция на глюкозу”, на слайде № 10 – “Определение глюкозы в ягодных соках” (ведущий демонстрирует или включает видеосюжет “Определение глюкозы в виноградном соке” (01:42) щелчком мыши на ).
Оборудование: 3 пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок – 2 шт, штатив для пробирок, СuSO4, KOH, р-р глюкозы, сок
Проведение: В пробирку №1 налить немного сока, купленного в школьном буфете, в пробирку №2– раствор глюкозы. Приготовить Cu(OH)2: взять чистую пробирку, налить немного CuSO4, прилить 3-4 капли КОН. Разделить содержимое пополам и добавить в каждую часть в пробирки №1 и №2 свежеприготовленный Cu(OH)2 . Нагреть пробирку №2 в пламени спиртовки: осадок и раствор становится кирпичного цвета. Тоже проделать и с пробиркой №1. Если результаты совпадают, то вывод: сок, приобретенный в столовой, приготовлен из натурального виноградного сока.
Ведущий 2: А с помощью обычной марганцовки можно определить качество воды.
ОПЫТ 7: “Определение качества воды с помощью марганцовки” (ведущий демонстрирует опыт)
Оборудование: пробирки - 2 шт, раствор белка, раствор KMnO4.
Проведение: Пробирку №1 заполнить “чистой” водой из-под крана, в пробирку №2 – “грязной” (водой с добавлением нескольких капель раствора яичного белка). Прилить в обе пробирки немного раствора KMnO4. В пробирке №1 раствор остается розовым, а в пробирке №2 (в воде с белком) – обесцветится.
Слайд №12:
Ведущий 2: Как вы убедились, мир веществ разнообразен и таинственен! Окунуться в богатство химического знания, помогающего раскрыть тайны продемонстрированных опытов, вы пока не можете. Но у вас все еще впереди!