О маршрутном листе и его использовании на уроках физики в школах при исправительных колониях

Разделы: Физика


Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь эту проблему, это значит, что она в тебе самом”.

Главная задача учителя: научить ученика, дать ему знания, помочь ему эти знания получить и научить его эти знания применять на практике. Эту задачу мы решаем на протяжении всей своей педагогической деятельности

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”. В.А.Сухомлинский.

А как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получить эти знания?

Только учитель может решить, как, каким путём идти к данной цели вместе с учеником. Как активизировать ученика на работу на уроке и приём знаний, как пробудить его интерес к активной деятельности? У каждого учителя есть много интересных приёмов, которые позволяют ученику усваивать, воспринимать материал и развивать интерес к предмету. Ведь урок – это очень маленькая пьеса в большом театре педагогическом процессе. А сам учитель – режиссёр, актёр каждого урока. И разрабатывая урок, мы всегда ставим перед собой вопросы:

Кого учить? Как учить? Чему учить?

Я работаю в школе при колонии. Эта школа отличается от других школ особым контингентом, и обучаются здесь осужденные с разным уровнем образования и очень большим перерывом в обучении, уровень их знаний желает оставлять и иметь лучшего. Мотивации к восприятию нового материала вообще отсутствует, очень сильно завышена самооценка, учащиеся имеют низкий уровень интеллектуального развития, отсутствует познавательный интерес, Каждый учащийся требует индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения в плане обученности. У них искажённое понимание важнейших нравственных норм. Многие эмоционально неустойчивы и неуравновешенны, у них фактически не развиты общеучебные умения и навыки. Частые пропуски уроков, зачастую без уважительных причин, приводят и уже привели к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого – у них очень низкий уровень интеллекта.

ФГОС обязывает школу строить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей людей обучающихся в вечерней школе. Учитель вечерней школы не должен пытаться учить взрослых как обычных учеников. С учениками вечёрки нужно установить содержательное общение и личностные отношения и тогда процесс обучения будет эффективным.

Они отстают в усвоении школьной программы, так как :

1. не умеют учиться, нет интереса к учёбе

2. не усидчивы, низкая мотивация

3. абсолютно отсутствует познавательный интерес ( мало читает или вообще не умеет читать и не стремиться к этому)

4. адекватно не может себя оценить, высокая агрессия по отношению к школе – это вызвано психологическим барьером по отношению ко всему, что связанно с выполнением каких – либо обязанностей в ИУ

5. низкий уровень умственного развития

6. медленный темп работы на уроке (или вообще отказывается работать на уроке).

7. высокая запущенность в области опорных знаний по многим предметам

8. низкая сформированность ключевых компетенций

Проводя первоначальный контрольный срез, я выяснила, что учащиеся:

1. не владеют простейшими навыками арифметических действий, допускают очень много ошибок.

2. не знают физических формул, не умеют с ними работать (находить неизвестное из данной формулы)

3. не имеют представление о системе единиц измерения “СИ”.

4. абсолютно не умеют работать самостоятельно на уроке

5. не умеют работать с учебником (не умеют находить параграф по оглавлению, не знают, что такое абзац и как выделить главное в прочитанном тексте и т.д.).

В нашей школе основная форма организации учебной работы является самостоятельная работа, групповые консультации и зачёты.

Для урока, от меня, как от учителя физики, требуется тщательный отбор учебного материала для изложения на уроке и для самостоятельного изучения нашими учащимися при проведении групповых консультаций. В нашей школе нужно обязательно учитывать и стремиться выполнять такие педагогические задачи:

1. формировать интерес к предмету, чтобы ученику было интересно на уроке слушать учебный материал, чтобы он мог его понять, разобраться в нём.

2. вызывать его на беседу по теме урока, учить его вести дискуссию

3. развивать навыки самостоятельно работать на уроке (при актуализации знаний, при изучении нового материала, с учебником и т. д.)

4. создавать ситуацию успешности ученика на уроке (используя приобретённые им знания)

5. работать вместе с ним по исправлению пробелов в его знаниях по предмету.

Нужна система мотивации.

Я выбрала (я так их назвала) “Маршрутные листы”. Хотя может быть мои “Маршрутные листы” отличаются от обще принятых, но мои направлены на работу с учеником слабым, у которого нет желания учиться, который если и делает что – то на уроке, то всё очень медленно, без особого интереса не понимая для чего это всё нужно. В своих “М. л.” беру самостоятельную работу с учебником, решение задач, тесты, работа с физической символикой, составление опорного конспекта и т. д., и даю подсказку, если ты не знаешь ответа на данный вопрос, обратись по адресу (и пишу где можно найти подсказку). Они спокойно начинают работать, учатся работать самостоятельно на уроке, делают записи краткие в тетрадях, отвечают мне на заданные вопросы. Учащиеся оживились, начали работать, отвечать, чувствовать себя на уроке более уверенно (так как есть всегда подсказка).

Что такое “Маршрутный лист”? Это маршрут на что то, на выполнение какой – то работы, какого – то задания. Всё это прописывается в маршруте и как его выполнить, то же прописано. Ведь многие ученики не слушают задание учителя, а тут перед глазами запись, которая зовёт на работу. Ученикам я объяснила, с помощью “М.л.” я “заключаю с вами контракт на работу на уроке”, а за выполнение данной работы вы получаете оценку. Как вы поработаете, так я вас и оценю, иногда они сами выставляют себе оценку за свою работу.

Работая по “М.л” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовив ответ. Многие ученики отвечают в письменной форме (индивидуальные особенности личности учитывать надо).

“М.л.” - это список заданий, разного уровня сложности (начиная от простого постепенно переходя к более сложному), с пометкой куда обратиться за ответом и самому правильно выбрать и сформулировать ответ или сделать задание, решить задачу, выполнить тест.

Урок наш - 45 минут, как в этот ограниченный промежуток времени дать весь большой, сложный материал по физике. Я считаю и делаю так, что разбиваю его на информационные части и даю его постепенно, по мере их усвоения. Обстановка на уроке не должна быть нервозной. Не успеваете объяснить весь материал, не успеваете сделать запланированное на уроке – пусть это вас не беспокоит. Вы сможете с ним поработать ещё на индивидуальной консультации (если это конечно нужно ученику). Нужно сделать столько, что бы тема учеником была понята, что бы до него дошло, что он сделал это сам, что это ему нужно, что он сможет применить свои знания, полученные сегодня, на следующем уроке. За сделанную работу я всегда поощряю ученика не только оценкой, но и замечанием как: “ты молодец, ты уже многое сделал, ты сам смог разобраться в данной теме урока, вот видишь и физика стала для тебя “лёгким предметом”.

Таким образом, мы формируем у таких учеников уверенность в своих силах, в себе самом, в возможности учиться, получать оценки за сделанную работу, хотя они совсем недавно говорили: “ Учиться не хотим, за чем это нужно”.

“М.л.” и его применение на уроке в нашей школе при работе со слабыми учениками, даёт возможность активизировать работу и учит его работать, кроме этого, обеспечивает психологический комфорт на уроке. С помощью “М.л.” ученик движется в обучении согласно своим возможностям. Их нужно составлять с учётом способностей каждого ученика или группы учеников (а может быть и класса). В нашей школе они практически все слабые в классе ,поэтому задания и объяснения учителем составляются с учётом их способностей. Применение “М.л.” очень хорошо помогает тем ученикам, которые часто пропускают уроки (работающие ученики). Кроме того “М.л.” помогают организовать работу на уроке так, что можно провести другую работу со средним учеником, пока слабый ученик работает по “М.л.”.

Конечно, от учителя создание и применение “М.л.” на уроке требует:

1. профессионализма, хорошее знание своего предмета, учебных программ по предмету.

2. уметь умело составить “М.л.”, чтобы рассчитать время на его работу и выполнение

3. обязательно отслеживать движение ученика по данному предмету, фиксировать его успехи, а следовательно, дополнительно вести документацию “Лист контроля”.

Каковы результаты моей работы с использованием маршрутного листа?

Я не могу сказать, что все у меня заниматься стали на “4” и “5”, но сдвиги есть. Они с интересом стали работать самостоятельно на уроке, научились работать с учебником, стараются вступать на уроке в дискуссии, высказывать свою точку зрения, начинают решать задачи, как и где найти нужную формулу, знают как работать с тестом и где искать на него ответ. У многих появился интерес, что он сам сделать задание может. Иногда они сами свою работу оценивают. Я не могу сказать, что качество знаний у моих учеников резко увеличилось. Но я вижу уже конечный результат моего труда и труда моих учеников. Если первое полугодие 2011 – 2012 г. г. оно было:

7 класс – 0% 10 класс – 9%
8 класс – 12% 11 класс – 6%
9 класс – 11% 12 класс – 11%

На конец учебного года:

7 класс – 5% 10 класс – 13%
8 класс – 13% 11 класс – 10%
9 класс – 15% 12 класс - 14%

Есть успех, хоть не большой, но есть. Я надеюсь такие “М.Л.” пригодятся коллегам, которые работают в таких вечерних школах.

“Да будет мягким сердце, твёрдой воля! Пусть этот нестареющий наказ

Напутствием послужит каждой школе, Любой семье и каждому из нас”. С.Маршак

Приложение