Хормейстерская работа на уроке музыки

Разделы: Музыка


Музыкальное воспитание детей - важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально-эстетического образования.

В процессе выполнения этой задачи одним из важных разделов является развитие чистоты интонирования учащихся и воспитанию исполнительской культуры. Этому способствует обогащение певческого репертуара, внедрение игровых попевок, интонационных упражнений, использование элементов относительной системы сольмизации. Вот одни из адаптированных упражнений, помогающие развитию чистого интонирования учащихся через игровые ситуации: Логопедическая гимнастика

  1. на букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз)
  2. изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз)
  3. поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза)
  4. Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла - увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза)

Фонопедическое упражнение-игра “Весенние голоса”

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)
С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)
До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)
И дальше побежал (булькаем)
Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре)
расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек, киндриков с использованием крупы, гороха и т.д.

Развиваем воображение

“В доме моем тишина”

сл.и муз. Т.Боровик

1.

В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2.

В доме моем тишина.
В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3.

В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)

4.

В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5.

В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

5.

В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)

Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков

Фрагмент урока на тему “Тембр голоса” Слайд № 1

Приложение

Фон – звучание голосов птиц в лесу. Слайд № 2

Учитель: Летом лес на все голоса звучит. Вот высоким голосом птица какая-то проверещала. У другой голос еще выше, совсем писклявый. А кто-то низким голосом ухнул. Удивительно приятный беспорядок в этой лесной разноголосице...

Ну а в музыкальной разноголосице царит полный порядок. Музыкальные голоса четко по высоте различаются, и у каждого свое название: Слайды № 3 и 4

  • Сопрано - высокий женский голос
  • Альты - низкий женский голос
  • Тенора – высокий мужской голос
  • Басы – низкий мужской голос

У названия голосов своя история . Сначала было так. В далеком прошлом в церковном пении женщины не принимали участия. Мужские голоса, которые держали основную мелодию, зваться стали – тенорами (в переводе с латинского – держать). Те, что пели выше, получили название – альты – это значит высокий. А те, что пели ниже – басы – означает низкий.

Потом, когда в хоре стали петь и женщины, название альт перешло к низким женским голосам. Понадобилось обозначить голос выше альта, т.е. выше высокого – сопрано – значит над, сверху.

Задание:

  1. Послушать песни гостей из оперы Н.А.Римского- Корсакова “Садко” и определить тембры голоса. Слайды № 5,6,7,8
  2. “Песня Варяжкого гостя” - бас
  3. “Песня Индийского гостя” - тенор
  4. Исполнение знакомой песни по фразам каждым учеником с целью прослушивания тембровки голоса участников.