Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1. Просвещение родителей по вопросам психологии
и педагогики.
2. Формирование у родителей понимания их
принадлежности к школьному
образовательно-воспитательному пространству.
3. Диагностика –
- предварительная
- оперативная
- промежуточная
- итоговая
- коррекционная.
Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обдумать правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.
Правила эффективного взаимодействия работы с родителями
Главными формами работы с родителями являются индивидуальные и групповые.
Чтобы групповые формы общения были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других формах работы.
Родительские вечера прекрасно сплачивают родительский коллектив. Это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Это поиск ответов на вопросы.
Родительские ринги проводятся в дискуссионной форме. Цель в том, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания, или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что нет. Ринг проводится в виде ответов на проблемные вопросы, которые выбирают сами родители. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Экспертами в рингах могут быть молодые педагоги или ребята старшеклассники. Для участия в ринге приглашают и специалистов школы – психолога, логопеда, социального педагога, за ними остается последнее слово.
Темы рингов
- Плохие привычки – наследственность или влияние социума.
- Можно ли наказывать ребенка физически?
- Что делать, если отец не интересуется воспитанием ребенка?
- Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?
- Нужны ли ребенку праздники?
- Школьная форма «За» или «Против» ?
- Если дети безответственны. .. (и другие)
Важной формой работы являются конференции. Цель их – обмен опытом по воспитанию детей или обмен опыта по определенной проблеме. Хорошей традицией школы являются ежегодные конференции родительских комитетов классов. Они могут проводиться 2 раза в год. В начале года их проводят для того, чтобы продемонстрировать родителям готовность школы к новому учебному году, рассказать о достигнутых успехах, поделиться планами на будущее, в которых особая роль отводится сотрудничеству с родителями.
В конце учебного года конференции проводят, чтобы подвести итоги, отметить вклад родителей в сотрудничество со школой, очертить круг проблем, которые требуют помощи родителей. А так же для награждения и чествования учащихся – победителей интеллектуальных марафонов, олимпиад, призеров различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей.
Хорошей традицией является проведение встречи поколений в честь праздника Победы. Они позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону.
Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и взрослых, к пониманию одной проблемы. Это могут быть клубы творчества – изучения мира животных, профессий, флористика, живопись, поэзия. В начальной школе мы, традиционно, готовясь к празднику «Осени» и смотру песни и строя, посвященному Дню защитника Отечества, готовим вместе с родителями коллективные поделка и военную атрибутику.
Еще одна эффективная форма сотрудничества семьи и школы – родительские недели. Ведущим компонентом в организации таких недель является разнообразная деятельность родителей. В ходе подготовительной работы педагог формулирует цель родительской недели, при этом он опирается на потребности родителей и их запросы, высказанные ими в результате опроса. Задача учителя построить неделю так, чтобы каждый родитель нашел ответ на волнующую его проблему. Выражая свое пожелание, просьбу каждый родитель участвует в составлении плана родительской недели. В планы проведения родительских недель могут быть включены:
- Серии уроков по предметам, выбранные родителями или предложенные учителем.
- Занятия педагогического лектории по острым проблемам семейного воспитания.
- Родительские собрания по вопросам нравственного, эстетического , патриотического и физического воспитания.
- Праздники, викторины, соревнования, походы, экскурсии. Заседания клубов с участием родителей.
- Консультации специалистов школы: психолога, логопеда, социального педагога.
- Встреча с администрацией школы.
- Анкетирование, мониторинги.
Педагоги выступают на этих встречах как консультанты, помощники, обладающие определенными знаниями в вопросах воспитания. Самые удобные сроки для проведения родительских недель – октябрь и апрель. В октябре ставятся цели и определяются задачи на учебный год, организуется сотрудничество семьи и школы. В апреле подводятся итоги.
Интересной совместной формой работы с родителями является фестиваль народных традиций. Цель его: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям, расширение их представлений о культуре русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира. В подготовке к этому празднику не обойтись без помощи родителей.
Кроме групповых форм работ есть еще и успешно применяются индивидуальные формы.