Цели урока:
- расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
- создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.
Задачи
предметные:
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
метапредметные:
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
личностные:
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
8) формировать умение работать в группе
Оборудование:
- Персональный компьютер, интерактивный комплект
- Учебник "Окружающий мир" 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
- Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)
Презентации к уроку:
1. "Осень в лесу" (видеофильм) (Янкова Ирина Викторовна, http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
2. Авторская презентация к данному уроку.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, садитесь.
- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Эмоциональный настрой.
Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)
- С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)
- Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)
- С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
- В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)
3. Постановка темы урока.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)
- Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.
- Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)
4. Актуализация знаний.
- Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)
- Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)
- Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.
(Слайд №6 - солнышко, термометр, дождь)
1. Солнце ниже - мало света и тепла, дни становятся короче ночи
2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.
3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег
- Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.
5. Изучение нового.
1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?
(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?
- Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)
- Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)
(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.
- А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?
Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)
Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.
Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.
Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.
Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.
- Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.
- Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.
- Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.
- Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.
- Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.
- А теперь повторим причины изменения окраски листьев
Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:
- Уменьшается световой день
- Не успевает восстановиться хлорофилл
- Изменяется окраска листьев
Слайд №18 Физминутка для глаз “Осень"
2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 - кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).
- Назовите и впишите названия растений.
- Назовитеключевое слово (листопад)
- Что такое листопад? (Ответы детей)
К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья
Слайд №20. - Почему опадают листья?
Ответ в учебникена с.46-47.
(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)
- Называем последовательность причин и следствий изменений:
1. Понижение температуры
2. Замедление движения соков
3. Пробковый слой
4. Листопад
3) Слайд №21- Зачем опадают листья?
Листопад (причина) — уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)
— избавление от лишних минеральных солей (следствие)
4) - Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)
- Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)
- Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.
Слайд №22 Называем ответы:
1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”
2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно
- Лиственница-исключение у хвойных деревьев.
- Почему хвоя лиственницы осенью опадает?
Слайд №23 Ответ:
(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)
5) - Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24
Ответ с.48. (Устные ответы детей)
6. Физминутка Слайд №25
7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26
001 - У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.
1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +
2. Листья сирени опадают жёлтыми. -
3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +
4. У ивы резные листочки. -
5. У рябины листья краснеют. +
6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +
7. У берёзы листья жёлтые. +
8. Ясень желтеет последним. -
9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +
10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –
Ответ:
- Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.
- А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)
8. Работа в группах Слайд №27
- Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему
1 группа
Тургенев Иван Сергеевич
Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.
2 группа
Скребицкий Георгий Алексеевич
Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной
желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а
липам убор из золотой парчи. Остались сосны да
ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё
ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром
осеннем уборе.
3 группа
Паустовский Константин Георгиевич
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.
Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.
(пример: слайд №28)
9. Итог урока Слайд №29
- О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?
- О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)
- Чем они различаются?
10. Домашнее задание (слайд №30):
Творческое (по желанию):
- составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;
- найти стихи об осени;
- рисунок по теме.
11. Рефлексия Слайд№31
- На доске берёза без листьев
- У вас на столах лежат листики: зелёный и желтый. Выберите один.
- ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
- ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.
- А теперь закрепите свои листики на берёзе.
- Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.
(Пример: слайд № 33)
12. В заключение. Слайд №32
- Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:
Осень.
Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.
- Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд №33)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
- Видеофильм “Осень в лесу” Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
- Идея графического диктанта (в тесте) взята в журнале “Начальная школа” №6, 2013г., с.25.
- Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/
- Картинки http://images.yandex.ru/
- Физминутка “Осень” Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
- Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E