Тип урока: повторительно-обобщающий урок с элементами интеграции
Цели урока: обучающиеся должны уметь находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, знать условия правильного построения предложений с деепричастными оборотами, самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре, обосновывать свою позицию.
Используемое оборудование:
- Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
- Карточки и инструкция для работы с текстом
- Карточки для самостоятельной работы
Этапы работы | Содержание этапа | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1. | I этап работы Организационный момент: Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: подготовиться к продуктивной работе Цель, которую учитель хочет достичь: помочь обучающимся сформулировать тему и цели урока |
Обратимся к слайду №1 презентации Прочитайте написанные предложения. Скажите, что их объединяет. Выделите предложение(я), которое(ые) с точки зрения синтаксиса отличаются от другого(их). Обоснуйте свой ответ Давайте сформулируем тему урока. (Слайд №2) Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. (Слайд №3) |
Во всех предложениях говорится о
книгах. В двух говорится о Д.С. Лихачеве. В первом и третьем предложениях есть деепричастия, деепричастные обороты. Допущены ошибки: нет запятой, отделяющей деепричастный оборот, последнее предложение неправильно построено. Во втором предложении эти конструкции отсутствуют, но есть прямая речь. Тема урока: употребление деепричастий в речи Обучающиеся называют цели и задачи:
|
2. | Актуализация знаний обучающихся. Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: уметь характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки, определять синтаксическую функцию деепричастий Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знание определения деепричастия, выявить затруднения в деятельности обучающихся |
Приступим к реализации поставленной
цели.
|
Деепричастие обозначает добавочное
действие при основном действии, выраженном
глаголом. Деепричастие имеет грамматические
признаки глагола и наречия, бывают совершенного
и несовершенного вида, не изменяется. В
предложении является обстоятельством Обучающие указывают на ошибку - отсутствие запятой в слайде №1 Деепричастие читая несовершенного вида, неизменяемое, обозначает добавочное действие, в предложении является обстоятельством. При нем есть зависимые слова. В предложении Читая в первый раз хорошую книгу является деепричастным оборотом, после которого следует поставить запятую. |
3. | Обобщение и закрепление учебного материала. | Работая над темой урока, мы поговорим
о замечательном человеке, ученом, академике Д.С.
Лихачеве (Презентация, слайд №4) Он имел великий дар любви — к родной земле и родному народу, к своим родным, к родной науке, родной литературе и всей родной культуре. Имея такое душевное богатство, он прекрасно знал и ценил мировую литературу и культуру Д.С. Лихачев видел две революции, три войны, прошел через Соловецкий лагерь, пережил блокаду, более 60 лет прослужил в Пушкинском Доме, написал несколько десятков книг. Главным предметом его исследования была культура России на всем протяжении развития. Книги Д.С. Лихачева (слайд 5) |
|
Цель, которую учитель ставит перед
обучающимися: уметь воспроизводить аудируемый
текст на письме, используя предложенную модель
предложения Цель, которую учитель хочет достичь: узнать о замечательном ученом нашей страны, Д.С. Лихачеве, проверить, как обучающиеся умеют воспроизводить аудируемый текст на письме, используя предложенную модель предложения |
Задание 1 (Слайды № 6,7) 1. Прослушайте размышления Д.С. Лихачева 2. Прослушайте размышления еще раз, кратко перескажите текст. Используйте в своей работе деепричастия, деепричастные обороты (составьте 2-3 предложения). Начните так: 1.Слушая Д.С. Лихачева..., я... 2. Рассказывая о.... , Д.С. Лихачев.... 3. Размышляя о ... , Д.С. Лихачев.... Работа в парах. Взаимопроверка Послушаем работы ребят и оценим |
Задание 1 (Слайды №6,7) Слушают размышления-воспоминания Д.С. Лихачева, записывают предложения, обозначают деепричастные обороты Рассказывая о своем детстве, Д.С.Лихачев вспоминает произведения А.С.Пушкина, которые читала ему няня. Он говорит о глубине содержания и красоте книг великого поэта. Во время блокады Д.С. Лихачев читал сказки Пушкина своим детям
Работа в парах. Взаимопроверка |
|
Цель, которую учитель ставит перед
обучающимися: уметь выразительно читать текст,
находить предложения с деепричастными оборотами
в тексте, расставлять знаки препинания,
определять роль деепричастий в речи, работать с
толковым словарем Цель, которую учитель хочет достичь: уметь определять тему и основную мысль текста, провести небольшой лингвистический эксперимент, чтобы сделать вывод о роли деепричастий в речи |
Задание 2. (Слайд №8) Карточка 1 (1)Несмотря на строжайшее запрещение появляться в прибрежной полосе, несколько раз я ходил к Митрополичьим садкам. (2)Там в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. (3)На Заячьей Губе у Митрополичьих садков я познакомился с замечательной заячьей семьей. (4)Лежа в кустах, я задремал. (5)Когда открыл глаза, то увидел прямо против себя на расстоянии чуть большем протянутой руки очаровательную зайчиху и несколько маленьких зайчат. (5)Они, как на чудо, смотрели на меня. (6)Монахи приучили животных не бояться человека. (7)Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня. (8)Я не шевелился, и они тоже замерли. (9)Мы смотрели друг на друга, вероятно, с одинаковым чувством сердечной приязни. (10)Такое бездумное созерцание не могло продолжаться вечно. (11)Я пошевелился, и они исчезли. (12) Надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому. (По Д.С. Лихачеву) |
Задание 2. (Слайд №8) Карточка 1 Обучающиеся читают инструкцию по работе с карточкой. Определяют, как будут работать Инструкция по работе с карточкой 1. Прочитайте выразительно текст. 2. Обсудите, какова тема и основная мысль текста. 3. С помощью толкового словаря уточните лексическое значение выделенных слов. 4. Выпишите предложения с деепричастными оборотами. 5. Прочитайте еще раз написанные предложения, но без деепричастных оборотов(лингвистический эксперимент). 6. Сделайте вывод о роли деепричастий в речи, запишите его. 7. Расскажите классу о результатах работы План работы 1. Обучающийся читает выразительно текст 2. В парах обсуждают тему и основную мысль текста: Знакомство с заячьей семьей, основная мысль заключена в последнем предложении (Надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому) 3. Приязнь(устар.) - дружба, дружеское расположение Созерцание - пассивное наблюдение, рассматривание 4. В тексте два предложения с деепричастными оборотами (2,4), которые выделяются запятыми, являются обстоятельствами (совершенно забывая об опасности, лежа в кустах). Забывая и лежа - деепричастия несовершенного вида, невозвратные. 5. Лингвистический эксперимент. Читают предложения без деепричастных оборотов. Если убрать деепричастные обороты из предложение, то предложение как бы усекается и утрачивает выразительность 6. Вывод: деепричастия делают речь более точной, выразительной, они передают множество добавочных действий при основном действии, выраженном глаголом |
|
Цель, которую учитель ставит перед
обучающимися: уметь различать добавочное и
основное действие, формулировать условия
правильного употребления предложений с
деепричастным оборотом Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: уметь видеть, слышать ошибки неправильного употребления предложений с деепричастным оборотом
Цель, которую учитель хочет достичь: уметь аргументировано объяснять причины ошибок, исправлять их Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: узнать, что если в предложении есть два однородных деепричастных оборота, связанных союзом и, то запятая не отделяет обороты |
Задание 3. Наблюдение. Прочитайте записанные предложения и ответьте на вопросы: кто выполняет главное действие (выраженное глаголом)? Кто выполняет добавочное (выраженное деепричастием)? Попробуйте сформулировать правило. (Слайд №9)
Вернемся к слайду №1 Прочитайте третье предложение, обоснуйте выводы. Как исправить ошибку? |
Задание 3. Обучающиеся проводят наблюдение над записанными предложениями (читают предложения и отвечают на вопросы) (2)Там в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. 4) Лежа в кустах, я задремал. И главное действие, и добавочное относятся к подлежащему я (одному и тому же лицу) Формулировка правила: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия (лицу). На слайде №1 читают третье предложение, обнаруживают ошибку, предлагают варианты исправления, отбирают лучший вариант Прочитав книгу Д.С. Лихачева, мудрые мысли надолго остаются в нашей памяти. Это предложение построено неверно, потому что оба действия (и главное, и добавочное) выполняет не одно и то же лицо Исправить можно так: Прочитав книгу Д.С. Лихачева, я надолго запомнил мудрые мысли ученого. |
|
Цель, которую учитель хочет достичь:
уметь находить деепричастия в предложении Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: уметь анализировать предложения с точки зрения соответствия нормам построения, уметь находить ошибки |
Задание 4. (Слайд №10) Следующее задание я нашла в книге Татьяны Рик “Как дела, деепричастие?” (Слайд №10) Что необычного в предложении - пожелании автора на слайде № 10? |
Задание 4. (Слайд №10) Прочитав все сказки и страшилки и проставив везде запятые, ребята станут очень крупными специалистами по деепричастиям! В этом предложении есть два однородных деепричастных оборота, связанных союзом и, запятая не отделяет обороты |
|
Цель, которую учитель хочет достичь:
уметь объяснять причины ошибок в построении
предложений Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: уметь анализировать предложения с точки зрения соответствия нормам построения, уметь находить ошибки и исправлять их, разбирать деепричастия по составу |
Задание 5. (Слайд №11) Задание - игра “В поисках лица”. Проведите наблюдение, проанализируйте данные предложения с точки зрения соответствия нормам построения. В чем, по-вашему, состоит ошибка? Укажите № предложений с ошибками? Контроль на слайде № 12 Обучающиеся соотносят свои результаты с контрольными, (Ответ: ошибка в 2,3,5,7,10 предложениях) |
Задание 5. (Слайд №11) Задание - игра “В поисках лица”. Наблюдение, анализ данных предложений с точки зрения соответствия нормам построения. Обсуждение проводится в парах. Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, не относятся к одному и тому производителю действия (лицу). Объясняют причины ошибки, записывают № предложений с ошибками Обучающиеся соотносят свои результаты с контрольными результатами на слайде № 12 |
|
Задание №6. (Слайд№13)
“Помогите космонавту” Получено задание из Центра Управления Полётом установить лицо в некоторых предложениях и исправить предложения бракованные — с неправильным употреблением деепричастий. Выделите деепричастные обороты. Разберите деепричастия по составу (1)Оказавшись на корабле, на космонавта произвело впечатление звёздное небо. (2)Копаясь в моторе, он никак не заводился. (3)Инопланетяне, посылая космонавту письмо, надеялись на скорый ответ. (4)Читая письмо, космонавт очень веселился. (5)Составляя письмо, инопланетяне сделали много ошибок. (6)Проверяя письмо, оно было ужасно безграмотным. (7)Обучаясь в школе, космонавт научился не делать грамматических ошибок. (8)Закончив лётное училище, его пригласили в отряд космонавтов Контроль на слайде № 14 Обучающиеся соотносят свои результаты с контрольными |
Задание №6. (Слайд №13)
“Помогите космонавту” Читают задание, находят предложения с ошибками, письменно исправляют, выделяют деепричастные обороты, разбирают деепричастия по составу. 1. Оказавшись на корабле, космонавт любовался звёздным небом 2. Копаясь в моторе, он никак не мог его завести. 5. Проверяя письмо, космонавт убедился, что оно было ужасно безграмотным 8. Закончив лётное училище, он был приглашен в отряд космонавтов
Контроль на слайде № 14 Обучающиеся соотносят свои результаты с контрольными |
||
Цель, которую учитель ставит перед
обучающимися: уметь наблюдать за
особенностями употребления деепричастий в
художественном тексте Цель, которую учитель хочет достичь: знать особенности употребления деепричастий в художественном тексте |
Задание №7. (Слайд № 15) Роберт Саути “Лодорский водопад” (перевод А. Шмульяна) |
Задание №7. (Слайд № 15) Слушают стихотворение в исполнении учителя. высказывают свое мнение о стихотворении и о роли деепричастий в стихотворении. Необычность стихотворения в том, что оно представляет из себя одно предложение. В этом стихотворении 48 деепричастий и один деепричастный оборот. Деепричастия дают разнообразные характеристики основному действию (по звуку, способу действия) Вывод: деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. |
|
4 | Рефлексия | Обучающиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении заданий | |
5 | Задание на дом Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: уметь самостоятельно находить деепричастия в разных текстах, обозначать деепричастные обороты. |
Задание на дом (по выбору) 1. Выполнить упражнения по учебнику (№ 222, 265) 2. Из сборника пословиц выписать такие пословицы, в которых есть деепричастные обороты. 3. Выписать предложения с деепричастными оборотами из стихотворений Ф.И. Тютчева |