Личностные УУД:
Самоопределение (оформлять свои наблюдения);
нравственно-этические (уметь наблюдать);
смысло-образование (называть наблюдаемые
предметы); воспринимать речь учителя
(одноклассников), непосредственно не обращенную
к учащемуся; выражать положительное отношение к
процессу познания: проявлять внимание,
удивление, желание больше узнать.
Регулятивные УУД:
Удерживать цель деятельности до получения ее
результата – оценивать уровень владения тем или
иным учебным действием.
Познавательные УУД:
Проверять информацию, находить дополнительную
информацию, используя микролабораторию
«Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
Описывать объект: передавать его внешние
характеристики, свойства
Метапредметные УУД:
Самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать
выводы; работать с учебником, с
микролабораториями для начальной школы);
целеполагания (формировать и удерживать учебную
задачу
Предметные УУД:
Уметь группировать объекты по их признакам и
свойствам.
Цели урока:
- познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица;
- провести опыты для определения свойств веществ с помощью микролаборатории;
- познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях;
- проверить знания учащихся по пройденным темам;
- развивать память, мышление.
Оборудование:
- проектор, экран (презентация);
- переносная лаборатория «Окружающий мир»;
- для опыта: 2 стакана; чайная ложка, сахар-песок, вода; соль пищевая, лейка, лоток ( под опыты), штатив, пробирки 2 штуки, чашка Петри, лупа ручная;
- модели веществ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного (тест)
– Начнем с повторения пройденного материала.
– Выбери правильный ответ (на экране):
(Презентация, слайд 2)
1. Солнце – это …
к) планета;
п) звезда;
м) спутник луны.
2. Самое глубокое озеро в мире – это…(Слайд 3)
р) Байкал
с) Каспийское
3. Что относится к неживой природе? (Слайд 4)
а) собака;
к) солнце;
и) самолет.
4. Какое животное нельзя увидеть в зоопарке? (Слайд 5)
б) зебра;
в) белый тигр;
д) слон;
р) мамонт
5. Прибор для определения сторон горизонта?(Слайд 6)
а) термометр;
и)барометр.
о) компас
6. Группа животных, у которых 6 ножек? (Слайд 7)
а) паукообразные
д) насекомые
г) звери
к) птицы
7. Океан у берегов Антарктиды? (Слайд 8)
д) Северный Ледовитый;
к) Тихий
а) Южный:
л) Индийский
(Дети читают слово "природа".)
III. Сообщение темы и целей урока
– Ребята, выответили на все вопросы.
Посмотрите на буквы, которые получись, отвечая на
вопросы (Высказывания детей.)
– Получилось слово “ПРИРОДА”. Сегодня на уроке
мы приступимк изучению нового раздела “Эта
удивительная природа”. Этот раздел поможет
нам узнать еще больше о природе. (Слайд 9)
– Тема нашего нового урока “Тела, вещества,
частицы”. Сегодня вы познакомитесь с
понятием "тело" и узнаете, из чего оно
состоит.
IV.Беседа потеме "Тела"
– Когда вы читаете или слышите слово “тело”,
что вы представляете?
–Телами называют все предметы, окружающие
нас.Среди бесчисленных и разнообразных тел есть
тела природы илиестественные тела.(Слайд
10)
– А еще есть тела, сделанные человеком. Их
называютискусственные тела
– Назовите тела, которые относятся к первой
группе.(Паук, трава, роса, облако, бабочка и др.)
– Назовите тела, которые относятся ко второй
группе.(Стакан, пенал, машина, стол, шапка и
др.) (Слайд 11)
– Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды,
Луна телами? (Это тела неживой природы)
– Верно, это тела естественные, а еще их называютнебеснымииликосмическимителами.
V. Физкультминутка
VI. Понятие "вещества"
– Все тела состоят из веществ. (Слайд 12)
– Тела могут быть образованы одним веществом или
несколькими веществами.
Очень сложный состав имеют живые существа.
Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и
другие вещества.
Веществами называют то, из чего состоят тела.
Вещества бываюттвердые, жидкие, газообразные (газ).
(Слайд 13)
(Экран временно выключается)
VII. Опыт «Свойства веществ. Частицы» Работа с лабораториями «Окружающий мир»
Беседа о технике безопасности.
Опыты:
1 Любое вещество обладает определенными свойствами
– У вас на столе на штативе две пробирки с
веществами. Эти вещества можно употребить в пищу.
– Рассмотрим первое вещество, пробирка под № 1. (Там
сахар-песок)
– Как вы думаете, что это за вещество, на что оно
похоже? (На соль, сахар)
– Что вы можете о нем сказать? Оно твердое, жидкое
или газообразное? (Твердое)
(Все свои выводы дети записывают в тетради)
– Оно (это вещество) имеет цвет? (Да, белый)
– Вытяните подставку-лоток в ваших лабораториях
для следующей работы по определению свойств
данного вещества.
– Достаньте из лаборатории чашку Петри
– Высыпьте из пробирки это вещество в чашку
Петри и посмотрите на нее под лупой. (Они похожи
на кристаллики)
(Такую же работу проводят с веществом – соль)
– Ученые установили, что вещества состоят из
мельчайших частиц, которые видны только под
микроскопом. Как же можно убедиться, что эти
частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для
опыта берется тело, образованное одним веществом
– возьмем одно из белых веществ, которое у вас на
столе под №1 (сахар).
– Налейте в один из стаканов питьевой воды из
леечки.
Чайной ложкой это вещество кладем в стакан с
водой, и перемешиваем ложкой.
– Что можно сказать об этом веществе? (Сначала
оно хорошо видно, но постепенно становится
невидимым, т.е. растворился)
Вывод: Растворяется в воде.
– Во время проведения опытов, на вкус нельзя
ничего пробовать. Но ,т.к. сегодня у нас опыты с
пищевыми продуктами и я заранее подготовила воду
питьевую и тщательно промыла используемое
оборудование, я разрешаю вам попробовать воду на
вкус.
– Попробуйте воду на вкус. (Она сладкая.) Вывод:
это вещество – сахар. Значит, сахар не исчез, он
остался в стакане.
– Почему же мы не видим сахар?
– Потому, что кристаллики сахара распались на
мельчайшие частицы, из которых он состоял
(растворился). И эти частицы перемешались с
частицами воды. Этот опыт показывает, что
вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
Дописывают к свойствам 1 вещества: сахар, имеет
вкус, растворяется в воде.
– Скажите, раствор сахара в воде – это вещество
или смесь веществ?(Смесь двух веществ: сахара и
воды.)
Такую же работу проводят с веществом №2 – солью.
– Каждое вещество состоит из особых частиц,
которые по размеру и форме отличаются от частиц
других веществ. Ученые установили, что между
частицами есть промежутки. В твердых телах эти
промежутки маленькие. В жидкостях промежутки
больше. А в газах – еще больше.
(Учитель показывает слайд).
– В любом теле все частицы находятся в
постоянном движении. Ещё в глубокой древности
учёные высказывали мысль о том, что тела состоят
из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли
многие природные явления. Почему, например,
высыхает намокшая одежда? Потому что с неё
улетают частички воды, недоступные для нашего
глаза.
Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же
простые частицы, по-разному соединяясь, могут
образовывать самые разные сложные частицы. Позже
учёные убедились в том, что это действительно
так. Сложные частицы назвали молекулами, а
простые – атомами.
(Учитель показывает образец сбора молекулы кислорода)
Вывод:
– На моделях молекул мы видим разницу в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
Вывод: У жидкости плотность частиц больше чем у газов, а в твердых веществах больше чем в жидкостях.
X. Закрепление изученного материала
Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:
– Любой предмет, любое живое существо можно
назвать телом.
– Вещества – это то, из чего состоят тела.
– Вещества состоят из мельчайших частиц,
невидимых глазом.
XI. Итог урока
Сегодня мы познакомились с новыми понятиями: тела, вещества, частицы.
– На какие две группы делятся тела?
– На какие группы делятся вещества?
– Из чего состоит вещество?
Слайды 14-16
Учитель оценивает ответы детей.
XII. Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике “Тела, вещества, частицы”