Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • повторить, закрепить, обобщить знания по теме “Смутное время”;
  • на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина,
  • руководителей народных ополчений, под руководством К.Минина и Д.Пожарского, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, родного Отечества, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины;
  • подготовиться к самостоятельной работе по данной теме.

Повторить, закрепить, обобщить:

  • Понятия: “Смутное время”, гражданская война, интервенция, ополчение.
  • Вспомнить основные события и даты данного периода истории.
  • Выявить причинно – следственные связи: что, зачем и почему?
  • И.Болотников, К.Минин, Д.Пожарский, И.Заруцкий, П.Ляпунов, И.Сусанин – народные герои.
  • Последствия Смуты для страны.

Оборудование:

  • карта “Смутное время”,
  • учебник,
  • хрестоматия,
  • работы Ключевского, Платонова, Карамзина, Соловьёва и других историков по данной теме.

Ход урока

Повторение и обобщение по плану

  1. Страна в конце 16 – начале 17 века.
  2. Приход к власти Бориса Годунова.
  3. Политика Бориса Годунова. Противостояние боярства и дворянства.
  4. Причины появления самозванцев на Руси.
  5. Личность и правление Лжедмитрия 1. (Монах – Григорий Отрепьев). Марина Мнишек.
  6. Боярский царь Василий Шуйский.
  7. Гражданская война.
  8. Восстание Ивана Исаевича Болотникова.
  9. Лжедмитрий 2. (Кто он? или дворянин Михаил Молчанов? Спорят историки.)
  10. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Польская и Шведская интервенция.
  11. Свержение В.Шуйского.
  12. “Семибоярщина”. Милославские и другие.
  13. 1 ополчение. Заруцкий. Ляпунов. Пашков.
  14. 2 ополчение. К.Минин. Д.Пожарский.
  15. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство (1613 г.). Начало династии Романовых. Конец Смуты.
  16. Соглашения 1617 и1618 гг. с Польшей и Швецией. Территории, потерянные Россией. Окончание гражданской войны.
  17. Подвиг Ивана Сусанина.
  18. Последствия Смуты.

Вопросы для повторения и обобщения

  1. Какой период в истории нашей страны назывался “Смутным” временем?
  2. Почему конец 16 – начало 17 века назывался “Смутным временем”?
  3. Назовите временные рамки царствования Бориса Годунова.
  4. Как связаны Борис Годунов и Малюта Скуратов?
  5. Какие события происходили на Руси в 1601 – 1603 гг.?
  6. Почему на Руси в начале 17 века появляются самозванцы?
  7. За кого выдавали себя самозванцы?
  8. Кто на самом деле был Лжедмитрий 1?
  9. Что вам известно о Марине Мнишек?
  10. Что произошло: в октябре 1604 года, 2 июня 1605 года, 17 мая 1606 года, 19 мая 1606 года, осенью 1606 года?
  11. Что такое “крестоцеловальная запись”?
  12. Назовите настоящую фамилию Лжндмитрия 2.
  13. Объясните понятия: гражданская война, интервенция, ополчение.
  14. Почему события начала 17 века называют “гражданской войной”?
  15. Кто возглавил 2-е ополчение?
  16. Против кого оно было направлено?
  17. Назовите причины распада 1-ого ополчения.
  18. Почему правление с июля 1610 года называют “семибоярщина”?
  19. Кто возглавил 2-ое ополчение?
  20. Почему в России до сих пор чтут память К.Минина и Д.Пожарского? В чём их заслуга перед Отечеством?
  21. Какого Лжедмитрия называли “тушинским вором” и почему он получил такое прозвище?
  22. Какого Лжедмитрия убили, сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец?
  23. Какое событие ознаменовало собой конец Смуты?
  24. Когда был избран на русский престол первый представитель династии Романовых? Назовите его имя.
  25. В чём заключался подвиг Ивана Сусанина? Что вам известно об этом?
  26. Можно ли назвать народными героями И.И.Болотникова, К.Минина, Д.Пожарского, И. Заруцкого, П.Ляпунова и Ивана Сусанина? Своё мнение обоснуйте.
  27. Каковы условия договора между Россией и Польшей, заключённому в 1618 году в местечке Деулино?
  28. Каковы условия договора между Россией и Швецией, заключённому в 1617 году в г. Столбово?
  29. Каковы последствия Смуты?
  30. Был ли у России в данный период истории альтернативный путь развития, который бы, возможно, сократил отставание России от Европейских государств, направив страну на более передовое и цивилизованное развитие? Если да, то возможен ли он был в России самодержавной, крепостнической? ( Смотри учебник. “Семибоярщина”).

Основные даты:

1598-1604-правление Бориса Годунова,

1603- восстание Хлопка,

1606- правление Василия Шуйского,

1607- восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова,

1610- “Семибоярщина” во главе с Милославским,

1612- освобождение Москвы Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским от польских и Шведских интервентов,

1613-воцарение Михаила Федоровича Романова на престол, первого представителя царской династии Романовых,

1617 – Столбовский мир со Швецией,

1618- Деулинское соглашение с Польшей.

Событийно-проблемная задача:

Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.

Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?

Ответ:

И в начале 17 века, и ранее, и позднее в России почти любой счёт шёл от мужских душ: количество крепостных; наделение землёй крестьянских хозяйств и т. д. Правами обладали мужчины, хозяева дома и семьи. Женщины по существу были бесправными во всём, в том числе и в наследовании имущества и земли.

Событийно-проблемные задачи по теме “Россия в 17 веке”.

Дополнения к урокам тематическим, повторительно- обобщающему уроку, уроку-зачёту.

1(32). Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.

Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?

2(33). В 1646 г. Алексеем Михайловичем был принят указ о соляном налоге. Затем было сокращено жалование стрельцам, поддержке и опоре царя. А в 1654 г. серебряные деньги были заменены на медные (в 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных). Эти непопулярные меры правительства привели к восстаниям городского населения – Соляному (1648 г.) и Медному (1662 г.) бунтам. Однако гнев народа был направлен не против царя, а на бояр.

Вопрос: Почему, ведь бояре были всего лишь исполнителями царской воли?

3(34). Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ставка делалась на Западную Европу, Однако, правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование.

Вопрос: Почему? Ведь первый путь, напрямую, через созидателей образования, был бы с точки зрения практической пользы и надёжнее, и вернее.

4(35). Во второй половине 17 века в России произошёл великий церковный катаклизм. По мнению историков почти 1/3 русских людей ушли в раскол. Разделилась не только церковь, но и сама русская душа. Лидерами противоборствующих сторон являлись, с одной стороны, патриарх Никон, с другой – протопоп Аввакум. Но что любопытно – и Никон, и Аввакум, буквально перевернувшие русскую церковь, не были русскими, они являлись мордвинами.

Вопрос: Как случилось, что два мордвина смогли расколоть святую Русь?

5(36). “С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами люди молились, постились, каялись друг другу в грехах, приобщались святыми дарами, освящёнными до никоновских новшеств, и, приготовившись, таким образом, с трепетом ожидали архангельской трубы. При наступлении ночи ревнители старого благочестия надевали белые рубахи и саваны, ложились в выдолбленные из цельного дерева гробы и ждали трубного гласа”.

Как вы уже поняли, что речь идёт о старообрядцах.

Вопрос: Почему они так вели себя в конце 60-х гг. 17 века?

6(37). Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший.

Вопрос: Почему?

Ведь не было тишины ни в живом характере царя, ни в его весьма и весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол (реформа Никона), события, последовавшие за воссоединением Украины с Россией...

И в личном плане за ним “тихого” никогда и ничего не наблюдалось: известны его вспыльчивость и даже жестокость, скорость на бранное слово и расправу.

Вопрос: Так почему же Тишайший?

Зачётная работа по теме “Россия в 17 веке”.

1. Охарактеризуйте новые черты, появившиеся в хозяйстве России в 17 веке? Что препятствовало развитию хозяйства?

2. Какие изменения произошли в управлении государством и организации войска в России 17 века по сравнению с 16 веком?

3. Объясните, почему события конца 16 – начала 17 века в России получили образное название “Смута”?

4. Подумайте, почему в начале 17 века стало возможным появление самозванцев?

5. Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?

6. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили?

7. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова? В чём их значение?

8. Соборное уложение – это...

а) свод законов Российского государства 17 века, утверждённый на Земском соборе;

б) представительный орган при царе;

в) порядок продвижения по государственной службе.

9. Представители каких слоёв населения русского общества выбирали царя на Земском соборе в 1613 году? Зачеркните неверные ответы:

а) от дворян;

б) от посадских людей;

в) от черносошных крестьян;

г) от крепостных крестьян;

д) от казаков;

е) от стрельцов;

ж) от холопов.

10. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями как: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменён Юрьев день?

11. Из приведённых ниже дат подчеркните дату окончательного закрепощения крестьян:

а) 1497 г.,

б) 1550 г.,

в) 1606 г.,

г) 1649 г.,

д) 1725 г.

12. По церквям разослали “память”: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?

13. Кто из названных пар были современниками:

а) Иван Болотников и Иван 4 Грозный

б) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон

в) Михаил Фёдорович Романов и Степан Разин

г) Богдан Хмельницкий и Ордин – Нащёкин

14. Охарактеризуйте внешнюю политику России в 17 веке.

Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в 17 веке:

а) Левобережная Украина;

б) Казанское ханство;

в) Камчатка;

г) Смоленская земля.

16. Назовите известные вам памятники русского зодчества 17 века.

17. Какое влияние на культуру 17 века оказало развитие хозяйства России, расширение её территорий и связей со странами Западной Европы?

18. Объясните, почему современники называли 17 век “бунташным веком”?

19. История в датах.

Соотнесите между собой события и даты:

А. 1. Начало движения под предв. И.И. Болотникова. 1. 1687 г.
2. Открытие Славяно-греко-латинской академии 2. 1634 г.
3. Окончание Смоленской войны 3. 1606 г.
Б. 1. Окончание крестьянской войны под предв. С.Т.Разина 1. 1687 г.
2. Начало правления Фёдора Алексеевича 2. 1671 г.
3. 1-й Крымский поход В.В.Голицына 3. 1676 г.
В. 1. “Соляной” бунт в Москве 1.1613 г.
2. Избрание Михаила Романова царём 2. 1649 г.
3. Соборное уложение Алексея Михайловича 3. 1648 г.
Г. 1. “Медный” бунт в Москве 1. 1611 г.
2. Создание первого ополчения 2. 1662 г.
3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины 3. 1654 г.
Д. 1. Создание второго ополчения 1. 1612 г.
2. Начало открытой польской интервенции 2. 1689 г.
3. Конец правления Софьи 3. 1609 г.

20. Вычеркните лишнее:

1) Помещичьи крестьяне, вотчинные крестьяне, монастырские крестьяне, государственные крестьяне, черносошные крестьяне.

2) Избранная рада, Земский собор, Боярская дума, приказы.

3) Римский папа, патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

4) Владислав, Карл Филипп, Д. Пожарский, М. Романов, К. Минин, Д. Трубецкой, И. Голицын.

5) “Повесть о Горе - Злосчастии”, “Житие Феодосия Печёрского”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Житие протопопа Аввакума им самим рассказанное”.

21. Выбери правильный ответ.

А. Что такое “поход за зипунами”?

1. Поездка за границу для покупки новых образцов ремесленного и мануфактурного производства.

2. Набеги казаков с целью наживы.

3. Экспедиции служилых людей для изучения новых земель.

Б. Что представлял собой “казачий разбор” 1612 года?

1. списки людей, которые закрепляли сословную принадлежность к казакам.

2. Действия казаков, благодаря которым оказались разграблены многие города.

3. Царский указ, по которому разрешалось не возвращать награбленное казаками имущество.

В. В источниках о Ярославичех начала 17 века встречается слово “лисовчики”. Что оно означало?

1. Это крестьяне, которые заготавливали лес.

2. Так называли поляков по имени одного из командиров.

3. Это деньги, на которых была изображена лиственница.

Г. На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отменённое только в 1682 г. царём Фёдором Алексеевичем. Что оно собой представляло?

1. Обязанность для горожан строить свои дома в специально определённых местах, в соответствиис планом.

2. Система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.

3. Порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью и службами представителей рода.

22. Найдите современников.

А. Царь Василий Иванович Шуйский

а) фр. король Генрих 4 Бурбон

Б) Томас Мюнцер

В) Блез Паскаль

Б. Царь Борис Годунов

а) Васко да Гама

Б) Галилео Галилей

В) англ. Король Генрих 7 Тюдор

В. Патриарх Никон

а) Франсуа Рабле

Б) Мартин Лютер

В) герм. Император Фердинанд 3

Г. Царь Михаил Фёдорович

а) кардинал Ришелье

Б) Эразм Роттердамский

в) Фердинанд Кортес

Д. Царь Алексей Михайлович

а) Данте Алигьери

б) англ. Королева Елизавета Тюдор

в) Роберт Бойль

23. История в лицах.

Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.

Отличался мягким характером, добротою и робостью;

– испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;

- вёл малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завёл в России оранжерею;

- занимался делами сам только последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;

- он стал родоначальником царской династии по решению “всей земли”.

Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;

- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;

- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;

- закончил свою жизнь на плахе, был казнён на Красной площади в Москве;

- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.

24. Работа над ошибками. Найдите в тексте исторические ошибки.

Одним из самых крупных выступлений в России является крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

Она началась с грабительского похода казачьих войск на Днепр.

Спасаясь от преследований царских армий, разинцы ушли в Турцию, где служили турецкому шаху.

В 1669 году они вернулись в Россию, т. к. царь Михаил Фёдорович обещал им прощение.

С 1670 года начинается собственно крестьянская война. Главным стратегическим пунктом для Разина стала Казань, именно на неё он направляет свой первый удар.

Жители города открыли ворота восставшим, но вскоре сюда подошли царские войска, сумевшие разбить восставших.

Однако крестьянская война на этом не закончилась и продолжалась до 1675 года, когда был захвачен и казнён предводитель.