Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных гендерных представлений(о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представленийо мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
– решение вышеназванных основных задач
психолого-педагогической работы невозможно без
формирования первичных ценностных
представлений (в дошкольном возрасте ценности
проявляются в различении того, «что такое
хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах
добрых дел и поступков);
– выделение «Социализации» в отдельную
образовательную область условно, так как процесс
социализации «пронизывает» содержание
Программы разнообразными социализирующими
аспектами;
– значительное место в реализации области
занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и
театрализованные игры как способы освоения
ребенком социальных ролей, средства развития
интеллектуальных и личностных качеств детей, их
творческих способностей.
Примерные виды интеграции области «Социализация» |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире) «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности») «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире) «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация») |
Младший дошкольный возраст.
Задачи развития
Воспитывать интерес, внимание и
доброжелательное отношение к окружающим.
Побуждать детей открыто и искренне выражать свои
чувства, распознавать связь между отчетливо
выраженным эмоциональным состоянием и причиной,
вызвавшей это состояние.
Поддерживать высокую самооценку личности
ребенка («Я – хороший!»).
Показатели развития
К пяти годам ребенок:
– ориентируется в человеческих
отношениях, чувствует и осознает
доброжелательное и недоброжелательное
отношение к нему окружающих; замечает изменение
настроения, эмоционального состояния близкого
взрослого, сверстника, проявляет внимание,
сочувствие;
– способен сдерживать непосредственные
ситуативные желания «Я хочу». Переживания
эмпатийного характера (сострадание, сочувствие)
и эмоциональная экспрессия (выражение радости,
печали и других состояний) становятся
регулярными поведения и общения ребенка;
– может входить в устойчивые игровые
объединения детей использует в общении и
совместной деятельности речевые и неречевые
средства эмоциональной экспрессии для выражения
радости, восторга, грусти и других состояний.
3-4 года
Месяц |
Неделя |
Формы работы |
Задачи |
Формы организации |
Примерный объем в неделю. |
Сентябрь |
1-я |
Игра «волшебная палочка» |
Формировать навык речевого этикета. |
Группа |
|
2-я |
Игра-инсценировка |
Обучить выразительным движениям и звукоподражанию. |
Группа |
10 мин. |
|
3-я |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное. |
Группа |
30 мин. |
|
4-я |
Игра-драматизация «Маша обедает» |
Воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными. |
Группа |
30 мин. |
|
Октябрь |
1-я |
Игра-драматизация «На бабушкином дворе» |
Развивать в детях способность понимать эмоциональное состояние животных и особенности их общения. |
Группа |
30 мин. |
2-я |
Подвижная игра «Кот Васька» |
Обучать детей характерным движениям животных. |
Группа |
60 мин. |
|
3-я |
Хороводная игра «Зайка» |
Учить гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними. |
Группа |
25 мин. |
|
4-я |
Игра- имитация «Заяц» |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения |
Группа |
30 мин. |
|
Ноябрь |
1-я |
Игра «Кто как разговаривает?» |
Учить детей отвечать на вопросы о различии голосов домашних животных. |
Инд. |
20 мин. |
2-я |
Игра «Чей голос?» |
Учить различать голоса животных. |
Инд. |
20 мин. |
|
3-я |
Этюд «Кот и сметана» |
Обучать детей умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств. |
Инд. |
30 мин. |
|
4-я |
Игра-инсценировка «Кисонька-мурысенька» |
Учить детей изображать характерные движения детей. |
подгруппа |
30 мин. |
|
Декабрь |
1-я |
Подвижная игра «Курочка-хохлатка» |
Учить детей выполнять специфические движения животных, развивать координацию речи и движений. |
группа |
30 мин |
2-я |
Игра-инсценировка «Мишка и зайка» |
Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. |
Группа |
20 мин. |
|
3-я |
Игра «Я люблю свою лошадку» |
Дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей, научить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей, обучать передавать свои эмоции другим людям разными средствами. |
Группа |
20 мин. |
|
4-я |
Подвижная игра «Веселый хоровод» |
Учить детей выразительным движениям и жестам. |
Группа |
30 мин. |
|
Январь |
1-я |
Подвижная игра «Кот Васька» |
Обучать детей характерным движениям животных. |
Группа |
35 мин. |
2-я |
Игра-драматизация «На бабушкином дворе» |
Развивать в детях способность понимать эмоциональное состояние животных и особенности их общения. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Игра «Кто как разговаривает?» |
Учить детей отвечать на вопросы о различии голосов домашних животных. |
Индивид. |
20 мин. |
|
4-я |
Игра драматизация «Наша Маша маленькая» |
Помочь детям помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. |
Группа |
25 мин. |
|
Февраль |
1-я |
Игра «Веселые колокольчики» |
Дать возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Игра-инсценировка «Мишка и зайка» |
Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. |
Группа |
20 мин. |
|
3-я |
Этюд «Кот и сметана» |
Обучать детей умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств. |
Инд. |
30 мин. |
|
4-я |
Подвижная игра «Курица и цыплята» |
Игра показывает заботливое отношение мамы к своим детям; создает положительное настроение у детей. |
Группа |
30 мин. |
|
Март |
1-я |
Занятие «Никого роднее мамы в целом мире нет» |
Воспитывать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме… |
группа |
15 мин. |
2-я |
Игра- имитация «Заяц» |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Этюд «зайчики» |
Направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений. |
Подгруппа |
15 мин. |
|
4-я |
Дид. Игра «Что есть у игрушки» |
Воспитывать у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей. |
Инд. |
30 мин. |
|
Апрель |
1-я |
Игра «посажу я семена» |
Дать детям общие представления о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем «питаются» |
группа |
15 мин. |
2-я |
Подвижная игра «огуречик» |
Учить детей совместно выполнять упражнения под музыку. |
группа |
25 мин. |
|
3-я |
Занятие «Мои умные помощники» |
Обучать детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» – органов чувств – в процессе познания окружающего мира их значение для развития общения. |
группа |
15 мин. |
|
4-я |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное. |
Группа |
30 мин. |
|
Май |
1-я |
Игра-инсценировка |
Обучить выразительным движениям и звукоподражанию. |
Группа |
15 мин. |
2-я |
Подвижная игра «Веселый хоровод» |
Учить детей выразительным движениям и жестам. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Игра «Веселые колокольчики» |
Дать возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений. |
группа |
30 мин. |
4-5 лет
Месяц |
Неделя |
Формы работы |
Цели и задачи |
Формы организации |
Примерный объем в неделю. |
Сентябрь |
1-я |
Дид. Игра «Что есть у игрушки» |
Воспитывать у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей. |
Инд. |
30 мин. |
2-я |
Дид. игра «Загадки о лете» стр.119 |
Учить чувствовать природу, которая может определять наше настроение, поведение. |
подгруппа |
15мин. |
|
3-я |
Дополнительное занятие «Экскурсия в лес» стр. 123 |
Учить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение. |
группа |
15мин. |
|
4-я |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное. |
Группа |
30 мин. |
|
Октябрь |
1-я |
Игра драматизация «Наша Маша маленькая» |
Помочь детям помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. |
Группа |
25 мин. |
2-я |
Игра-драматизация «Маша обедает» |
Воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Хороводная игра «Зайка» |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения. |
Группа |
20 мин. |
|
4-я |
Игра-имитация «Медведь» |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения. |
Группа |
20 мин. |
|
Ноябрь |
1-я |
Подвижная игра «Курочка-хохлатка» стр.155 |
Учить детей выполнять специфические движения животных, развивать координацию речи и движений. |
Группа |
30 мин. |
2-я |
Игра-драматизация «Про котенка» стр.158 |
Прививать детям любовь и привязанность к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям. |
группа |
15 мин. |
|
3-я |
Дид. игра «Радио» стр.174 |
Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки. |
подгруппа |
20 мин. |
|
4-я |
Подвижная игра «У медведя во бору» стр.149 |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения. |
Группа |
20 мин. |
|
Декабрь. |
1-я |
Игра-драматизация «Сказка-сон»
|
Учить детей бережному отношению к растениям, ухаживать за ними; понимать значение растительного мира для состояния человека – его настроения, самочувствия. |
группа |
20 мин. |
2-я |
Игра-имитация «Мы
обезьянки» |
Учить детей воспроизводить выразительные позы и движения. |
Группа |
20 мин. |
|
3-я |
Дид. игра «Мой день» стр.193 |
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. |
Группа |
20 мин. |
|
4-я |
Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» стр.193 |
Учить детей средствами пантомимы изображать себя – свою внешность, движения. |
Группа |
20 мин. |
|
Январь |
1-я |
Игра-имитация «Лиса» стр.149 |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения. |
Группа |
20 мин. |
2-я |
Игра-инсценировка «Зайчики и волк» стр.201 |
Учить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Творческая игра «Я волшебник» стр.200 |
Учить детей отражать свои фантазии в рисунке. |
Группа |
15мин. |
|
4-я |
|
|
|
|
|
Февраль |
1-я |
Игра-имитация «Волк» стр.149 |
Учить детей координации речи и движений в процессе общения. |
Группа |
20 мин. |
2-я |
Беседа «Папин портрет» стр.210 |
Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношения к самым близким людям. |
группа |
20 мин. |
|
3-я |
Беседа «Дедушкин портрет» стр.210 |
Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношения к самым близким людям. |
группа |
20 мин. |
|
4-я |
Подвижная игра «Карусели» стр.218 |
Игра создает положительное эмоциональное настроение у детей, обучает умению согласовывать свои движения с движениями других детей и ритмом текста; развивает слуховое внимание. |
группа |
30 мин. |
|
Март |
1-я |
Занятие «Никого роднее мамы в целом мире нет» |
Воспитывать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме… |
группа |
15 мин. |
2-я |
Игра-имитация «Правила гигиены» стр.178 |
Учить детей воспроизводить выразительные позы и движения. |
Группа |
15 мин. |
|
3-я |
Занятие «Чем можно порадовать маму» стр.204 |
Занятие способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. |
группа |
20 мин. |
|
4-я |
Игра-драматизация «Найди свою маму» стр.208 |
Воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме. |
Группа |
20 мин. |
|
Апрель. |
1-я |
Игра «Кто чей?» стр.154 |
Дети учатся называть детенышей домашних животных и птиц, общаться с ними при помощи звуковых сигналов. |
подгруппа |
15 мин. |
2-я |
Подвижная игра «Курочка-хохлатка» стр.155 |
Учить детей выполнять специфические движения животных, развивать координацию речи и движений. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?» стр.178 |
Развивать пантомимику. Последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений. |
подгруппа |
15 мин. |
|
4-я |
Беседа «Что делают наши мамы и папы» стр.220 |
Формировать у детей представление о разных профессиях, показывает значимость каждой профессии. |
группа |
20 мин. |
|
Май |
1-я |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное. |
Группа |
30 мин. |
2-я |
Дид. игра «Кто больше назовет действий» стр.221 |
Учить детей соотносить действия людей различных профессий. |
группа |
20 мин. |
|
3-я |
Беседа «Как быть послушным» стр.222 |
Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми. |
группа |
20 мин. |
|
4-я |
Дид. игра «Магазин игрушек» стр.227 |
Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах. |
группа |
40 мин. |
Старший дошкольный возраст
Задачи развития
Развивать социальные эмоции и мотивы,
способствующие налаживанию межличностных
отношений как нравственной основы социального
поведения и формирования у детей чувства
патриотизма – любви к родному краю, родной
стране, привязанности, преданности по отношению
к людям, населяющим ее.
Способствовать усвоению детьми нравственных
ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых
и стремление беречь результаты их труда.
Воспитывать этически ценные способы общения.
Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у
ребенка уважение к себе.
Показатели развития
К семи годам ребенок:
– проявляет доброту, внимание, заботу; умеет
попросить о помощи и оказать ее, уважает желания
других людей; умеет сдерживать себя и заявлять о
своих потребностях в приемлемой форме; понимает
разный характер отношений к нему окружающих;
умеет заметить изменение настроения,
эмоционального состояния близких взрослых и
сверстников;
– может включиться в совместную деятельность со
взрослыми и сверстниками, не мешая своим
поведением другим; ориентируется в новой
обстановке;
– в некоторых ситуациях общения с людьми
проявляет чувство собственного достоинства,
уважение к самому себе, стремление занять
достойное место в системе отношений со взрослыми
и сверстниками.
Выпускник детского сада:
параметры развития
и способы их фиксации
О развитии социальной компетентности
ребенка: его умении понимать других людей и
самого себя, способности устанавливать контакты,
ориентироваться в мире человеческих отношений
можно судить по следующим показателям:
ребенок не теряется в новой обстановке; способен
выбрать адекватную альтернативу поведения;
знает меру своих возможностей; умеет попросить о
помощи и оказать ее; уважает желание других
людей, может включиться в совместную
деятельность со сверстниками и взрослыми. Он
умеет сдерживать себя и заявить о своих
потребностях в приемлемой форме. Социально
развитый ребенок старается избежать
нежелательного общения. Он чувствует свое место
в обществе других людей, понимая разный характер
отношения к нему окружающих; управляет своим
поведением и способами общения.
Показатели социального развития могут
быть отнесены к разделам:
– общение со взрослыми;
– общение со сверстниками, эмоционально-волевая
регуляция поведения;
– представление ребенка о себе, отношение к себе.
5-6 лет
Месяц |
Неделя |
Формы работы |
Задачи |
Формы организации |
Примерный объем в неделю. |
Сентябрь |
1-я |
Совместные с воспитателем игры |
Поднять настроение у детей, способствовать возникновению интереса друг к другу. |
группа |
50 мин. |
2-я |
«Коллективная работа по изготовлению вымпела группы» |
Развивать мелкую моторику; воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей; развить чувства общности детей группы; навыки сотрудничества. |
группа |
30 мин. |
|
3-я |
«Жмурки» |
Помочь ребенку почувствовать себя в роли лидера, и поднять самооценку |
группа |
30 мин. |
|
4-я |
Занятие №1 |
Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела; обучить детей общаться при помощи жестов, мимики. |
группа |
25 мин. |
|
Октябрь |
1-я |
занятие |
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; … |
группа |
25 мин. |
2-я |
Дид. игра «Времена года» |
Учить детей работать в малых группах сообща, слышать друг друга. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Дополнительное занятие. Рисование на тему: «Осень наступила» |
Учить детей отражать признаки осени, работать вместе, составляя коллективную картину. |
группа |
25 мин |
|
4-я |
Занятие №2 |
Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств в общении. |
группа |
25 мин. |
|
Ноябрь |
1-я |
Занятие «наше настроение» |
Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учит детей понимать настроение другого человека… |
группа |
25 мин. |
2-я |
Занятие «Домашние животные» (по книге Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот») |
Формировать у детей доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным, обучить детей понимать особенности поведения животных. |
группа |
25 мин. |
|
3-я |
Беседа «Наши отношения» |
Беседа учит детей культуре общения мальчиков и девочек. |
Группа |
20 мин. |
|
4-я |
Занятие №3 |
Обучить детей в зависимости от партнера, времени суток употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией; закрепить умение использовать неречевые средства при приветствии. |
группа |
25 мин. |
|
Декабрь |
1-я |
Занятие «хорошо ли быть злым» |
Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи. |
группа |
25 мин. |
2-я |
Дополнительное занятие. Инсценировка народного праздника «Пришла зима – снег и радость принесла» |
Расширить знания детей об окружающем мире, о зиме как одном из времен года; воспитывать у детей культуру поведения, умение общаться друг с другом в праздничной атмосфере; воспитывать любовь, уважение и пробуждать интерес к русской культуре и народным традициям. |
группа |
45 мин. |
|
3-я |
Игра-драматизация «Спящая красавица» |
Учить детей замечать у своих ровесников противоположного пола положительные черты характера и хорошие поступки. |
Группа |
20 мин. |
|
4-я |
Занятие №4 |
Познакомить с различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить при расставании. |
группа |
25 мин. |
|
Январь |
1-я |
Занятие «Учимся справляться с гневом» |
Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. |
группа |
25 мин. |
2-я |
Рисование «О мальчиках и девочках» стр.378 |
Развивать у детей воображение, творческую фантазию, закреплять навык определения характерных признаков мальчиков и девочек. |
Подгр. |
30 мин. |
|
3-я |
Проигрывание ситуаций. |
Поднять самооценку. |
Инд. |
20 мин. |
|
4-я |
Занятие №5 |
Обучить детей уместному использованию слов благодарности. |
группа |
25 мин. |
|
Февраль |
1-я |
Занятие «Что делать, если ты злишься» |
Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения. |
группа |
25 мин. |
2-я |
Подвижная игра «Надень и попляши» стр.376 |
Игра учит девочек и мальчиков общению друг с другом; учит самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику. |
группа |
30 мин. |
|
3-я |
Дид. игра «защитники девочек» стр.374 |
Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им. |
Группа |
30 мин. |
|
4-я |
Занятие №6 |
Обучить детей умению выражать свое настроение и чувствовать эмоциональное состояние другого. |
группа |
25 мин. |
|
Март |
1-я |
Занятие «Настроение Бабы - яги» |
Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. |
группа |
25 мин. |
2-я |
Подвижная игра «Лужа» стр. 374 |
Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам, учить девочек благодарить мальчиков за их помощь. |
группа |
20 мин. |
|
3-я |
Дид. игра «Наш город» стр.231 |
Дать информацию детям о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт в нем ходит, как украшены улицы. |
группа |
30 мин. |
|
4-я |
Занятие №7 |
Познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими; показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника. |
группа |
25 мин. |
|
Апрель |
1-я |
Занятие «Поговорим о доброте» |
Обобщить представления детей о добре и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому пониманию, вызвать стремление совершать добрые поступки… |
группа |
25 мин. |
2-я |
Занятие «Давай поговорим» стр.344 |
Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. |
группа |
25 мин. |
|
3-я |
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» стр.345 |
Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей. |
подгруппа |
20 мин. |
|
4-я |
Занятие №8 |
Обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и ясно произносить слова; учить говорить выразительно. |
группа |
25 мин. |
|
Май |
1-я |
Занятие «Ссора» |
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность… |
группа |
25 мин. |
2-я |
Игра-упражнение «Пожалуйста» |
Игра вырабатывает навык употребления «Волшебных» слов |
подгруппа |
30 мин. |
|
3-я |
Дид.игра «Как Буратино стал вежливым» стр.335 |
Игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам. |
группа |
15 мин. |
Литература:
С.С.Бычкова. «Формирование умения
общения со сверстниками у старших дошкольников».
С.И.Семенака. «Уроки добра».
Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова,
Т.А.Нилова «Азбука ощющения».
6-7 лет
Месяц |
Неделя |
Формы работы |
Задачи |
Формы организации |
Примерный объем |
Сентябрь |
1-я |
Занятие «Как справиться с
упрямством?» |
Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Занятие «О дружбе» Стр38 |
Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. |
группа |
25 мин. |
|
3-я |
Занятие по введению правил поведения в группе «Мы все знаем и умеем» Стр.40 |
Научить детей формулировать правила поведения; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить детей анализировать собственные поступки. |
группа |
25 мин. |
|
4-я |
Занятие №9 |
Обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его. |
группа |
30 мин. |
|
Октябрь |
1-я |
Занятие «Чувства одинокого
человека». |
Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Игра с пением «Угадай-ка» Стр.50 |
Развитие тембрового слуха детей; установление положительных взаимоотношений между детьми. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
15 мин |
|
4-я |
Занятие №10 |
Научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым (переживание) |
группа |
30 мин. |
|
Ноябрь |
1-я |
Занятие «Знакомство с понятием
«физическая и эмоциональная боль»». |
Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Игра «Один, два, три, четыре, пять» Стр.52 |
Учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
|
|
4-я |
Занятие №11 |
Закрепить у детей доброжелательное отношение к близким (сочувствие и сопереживание к маленьким детям). |
группа |
30 мин. |
|
Декабрь |
1-я |
Занятие «Учимся понимать
чувства других людей». |
Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Игра «Тачка» Стр.53 |
Закреплять умение держать свое тело при ходьбе на руках; соизмерять движения ведущего и ведомого; воспитывать ловкость, выносливость, стремление к победе, умение соблюдать правила игры. |
Группа |
30 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
15 мин. |
|
4-я |
Занятие №12 |
Обучить детей адекватному поведению в конфликтной ситуации; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу – не унижать достоинство другого. |
группа |
30 мин. |
|
Январь |
1-я |
Занятие «Учимся |
Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Занятие «Что такое хорошо и что такое плохо» Стр.43 |
Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; развивать представления об окружающем мире; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля. |
группа |
25 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
15 мин. |
|
4-я |
Развлечение |
Закрепить в речи детей употребление этикетных формул(приветствия, прощания,благодарности);совершенствовать умение использовать неречевые средства общения(мимику,жесты,пантомимику);воспитать дружеские отношения в группе детей. |
группа |
40 мин |
|
Февраль |
1-я |
Занятие «Животные – наши
друзья». |
Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. |
группа |
30 мин. |
2- я |
Работа над эмоциями на занятиях по ознакомлению с искусством. Стр.48 |
Научить узнавать и передавать эмоции художественными средствами; закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях отображения. |
группа |
30 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
15 мин. |
|
4-я |
Занятие «Учимся анализировать
поведение в конфликтной ситуации». |
Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии4 формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение. |
группа |
30 мин. |
|
Март |
1-я |
Занятие «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях» Стр.58 |
Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Совместное детско-родительское занятие «Хлеб» Стр.56 |
Научить детей взаимодействовать с мамами на занятии; показать родителям адекватные способы взаимодействия с детьми и формирования объективного оценивания детей. Развивать чувство коллективизма; воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослого. |
Группа |
40 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
|
|
4-я |
Занятие «Добрые и злые поступки» Стр.62 |
Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. |
группа |
30 мин. |
|
Апрель |
1-я |
Занятие «Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых» Стр.68 |
Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я». |
группа |
30 мин. |
2-я |
Совместное детско-родительское занятие «Профессии» Стр.58 |
Научить детей взаимодействовать с мамами на занятии; показать родителям адекватные способы взаимодействия с детьми и формирования объективного оценивания детей. Развивать чувство коллективизма; воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослого. |
Группа |
40 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
15 мин. |
|
4-я |
Занятие «Дружба – неприязнь» Стр. 71 |
Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. |
группа |
30 мин. |
|
Май |
1-я |
Занятие «Наши мечты» Стр.74 |
Учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки. |
группа |
30 мин. |
2-я |
Игра «Регата» Стр.55 |
Упражнять в умении передвигаться в позиции «паучок»; развивать умение действовать сообща, выполнять правила игры. |
Подгруппа |
30 мин. |
|
3-я |
Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42 |
Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности. |
ребенок |
15 мин. |
|
4-я |
|
|
|
|
Литература:
«Формирование нравственного здоровья дошкольников» / под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. «Уроки добра» – С.И.Семенака