Интегрированный урок (география + история) по теме "Линия обороны на территории Восточно-Европейской равнины"

Разделы: География, История и обществознание


Цель: проследить взаимосвязь природных компонентов с военными действиями во время Великой Отечественной войны на территории Восточно-Европейской равнины.

Урок можно провести как урок географии в 8 классе, так и урок истории в 9 классе, можно совместный урок географии в 8 классе и урок истории в 9 классе.  Для проведения урока необходимо раздать выступления учащимся по предложенной теме. Можно также привлечь учителя изобразительного искусства с репродукцией картины   «Оборона  Севастополя» А. Дайнека.  1942г.

Оборудование:  мультимедийная установка (для показа презентаций), карты (физическая карта России,  историческая карта

Задачи: рассмотреть

  1. Блокаду Ленинграда, природный компонент: Ладожское озеро;
  2. Курскую битву: Прохоровское поле;
  3. Оборона Севастополя; Крымский полуостров, Сапун-гора.

ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный момент

Подготовка учителя и учащихся к уроку,   оглашение темы, постановка целей и задач. (Приложение 1, слайды 1-2).

II. Обобщение пройденного материала (учащиеся отвечают на вопросы учителя)

  1. ФГП  Восточно-Европейской равнины?
  2. Особенности природных условий.

III. Соотношение знаний по географии и исторические факты

Время успело запахать траншеи на полях былых сражений.  Однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей. За четыре года смертельной схватки с фашистским агрессором они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа,  а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления. Что, по-вашему, мнению могло привлечь внимание германского империализма на территории России?
Ответы учащихся…(богатство России природными ресурсами).

Да, действительно территория России богата разнообразными природными ресурсами, это и полезные ископаемые, и климатические ресурсы, и водные и т.д.
Для того, что бы проследить взаимосвязь природных условий с военными событиями, мы рассмотрим три точки на территории Восточно-Европейской равнины (3 слайд).

1. Беспримерной в мировой истории по героизму и стойкости защитников явилась 900-дневная оборона Ленинграда. Но что бы нам с вами понять, что  помогло продержаться столько дней и не сдать город необходимо рассмотреть физико-географические особенность данной территории. Об этом как раз и расскажут учащиеся 8 класса ученик 1 (слайды 4-5) и ученик 2 (слайды 6-7).

2. Стремясь взять реванш за катастрофу на берегах Волги и вернуть утраченную стратегическую инициативу, гитлеровцы попытались летом 1943г. осуществить новое крупное наступление на советско-германском фронте. Местом для наступления враг избрал район Курска.
Ученик 3 (8 слайд),  ученик 4 (9, 10 слайды).

3. Огромное стратегическое и политическое значение  имела оборона Севастополя, во время которой враг также понес большие потери.

Ученик 5 (11, 13 слайды), ученик 6 (12, 14 слайды).

(Вступительное слово учителя ИЗО: картина «Оборона  Севастополя» А. Дайнека. 1942г.)

Вывод: мы с вами рассмотрели только три крупных военных события на территории Восточно-Европейской равнины, как, по-вашему, природа имела какое-нибудь отношение к результатам данных событий  (выводы учащихся:  Ладожское озеро, пологоволнистый рельеф, наличие гор и т.д.). Таким образом, мощные наступательные операции советских войск под Ленинградом, в Белоруссии, на полях Правобережной Украины и в Прибалтике привели к полному изгнанию врага с территории СССР.