Цель: проследить взаимосвязь природных компонентов с военными действиями во время Великой Отечественной войны на территории Восточно-Европейской равнины.
Урок можно провести как урок географии в 8 классе, так и урок истории в 9 классе, можно совместный урок географии в 8 классе и урок истории в 9 классе. Для проведения урока необходимо раздать выступления учащимся по предложенной теме. Можно также привлечь учителя изобразительного искусства с репродукцией картины «Оборона Севастополя» А. Дайнека. 1942г.
Оборудование: мультимедийная установка (для показа презентаций), карты (физическая карта России, историческая карта
Задачи: рассмотреть
- Блокаду Ленинграда, природный компонент: Ладожское озеро;
- Курскую битву: Прохоровское поле;
- Оборона Севастополя; Крымский полуостров, Сапун-гора.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный момент
Подготовка учителя и учащихся к уроку, оглашение темы, постановка целей и задач. (Приложение 1, слайды 1-2).
II. Обобщение пройденного материала (учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- ФГП Восточно-Европейской равнины?
- Особенности природных условий.
III. Соотношение знаний по географии и исторические факты
Время успело запахать траншеи на полях былых
сражений. Однако оно бессильно ослабить
память о несгибаемой стойкости и героизме
миллионов советских людей. За четыре года
смертельной схватки с фашистским агрессором они
прошли суровый путь войны через неудачи и
отступления, от первых приграничных боев до стен
Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем
нелегкий путь мощного победоносного
наступления. Что, по-вашему, мнению могло
привлечь внимание германского империализма на
территории России?
Ответы учащихся…(богатство России природными
ресурсами).
Да, действительно территория России богата
разнообразными природными ресурсами, это и
полезные ископаемые, и климатические ресурсы, и
водные и т.д.
Для того, что бы проследить взаимосвязь
природных условий с военными событиями, мы
рассмотрим три точки на территории
Восточно-Европейской равнины (3 слайд).
1. Беспримерной в мировой истории по героизму и стойкости защитников явилась 900-дневная оборона Ленинграда. Но что бы нам с вами понять, что помогло продержаться столько дней и не сдать город необходимо рассмотреть физико-географические особенность данной территории. Об этом как раз и расскажут учащиеся 8 класса ученик 1 (слайды 4-5) и ученик 2 (слайды 6-7).
2. Стремясь взять реванш за катастрофу на
берегах Волги и вернуть утраченную
стратегическую инициативу, гитлеровцы
попытались летом 1943г. осуществить новое крупное
наступление на советско-германском фронте.
Местом для наступления враг избрал район Курска.
Ученик 3 (8 слайд), ученик 4 (9,
10 слайды).
3. Огромное стратегическое и политическое значение имела оборона Севастополя, во время которой враг также понес большие потери.
Ученик 5 (11, 13 слайды), ученик 6 (12, 14 слайды).
(Вступительное слово учителя ИЗО: картина «Оборона Севастополя» А. Дайнека. 1942г.)
Вывод: мы с вами рассмотрели только три крупных военных события на территории Восточно-Европейской равнины, как, по-вашему, природа имела какое-нибудь отношение к результатам данных событий (выводы учащихся: Ладожское озеро, пологоволнистый рельеф, наличие гор и т.д.). Таким образом, мощные наступательные операции советских войск под Ленинградом, в Белоруссии, на полях Правобережной Украины и в Прибалтике привели к полному изгнанию врага с территории СССР.