1. Формирование умственной готовности
Вызвать у ребенка интерес к окружающему миру:
а) обращать внимание на какие-то происшествия на улице, на события общественной жизни и жизни семьи, говорить об этом с ребенком;
б) как можно чаще спрашивать у ребенка: “Чему вы сегодня научились в детском саду? Что было в детском саду интересного?”. Если ребенок рассказывает о том, что делали, спросите: “А как это делается” - он должен уметь передать словами, а непосредством показа;
в) играть с ребенком в настольно-печатные игры типа лото, детского домино и др., развивающие смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила.
1.2. Учить сравнивать, анализировать:
а) учить ребенка анализировать образец, выделить составные элементы;
б) чем похожи и чем отличаются (цветы, листья, деревья и т.д.);
в) выделять существенные признаки времен года; как животные и растения приспосабливаются к условиям обитания (подорожник растет при дороге, у него крепкий стебель, который не разрушается, если его топчут).
1.3. Развивать наблюдательность:
а) отмечать изменения, происходящие в микрорайоне (растет новый дом, появилась клумба, отремонтировали дорогу…);
б) во время прогулки, поездки играть с ребенком в игры “Кто больше заметит”;
в) следить за ростом и развитием комнатных растений, огорода, животных.
1.4. Развитие речи:
а) прочесть дома ребенка небольшой рассказ (например, из детского журнала), предложить рассказать его кому-то из членов семьи. Не прерывать ребенка, не делать замечаний по ходу рассказа. Если ребенок испытывает затруднения в передаче содержания, не подсказывать, а задавать наводящие вопросы. Если ребенок допускает грамматические ошибки, то взрослый должен сам построить предложения и после того, как ребенок выслушает, предложить ему сказать правильно;
б) купить любую детскую книжечку, рассмотреть ее вместе с ребенком, прочитать ему и поговорить о том, что больше всего понравилось. Внимательно выслушивая, иногда спрашивать “Почему?” (при этом ни в коем случае не навязывать своего мнения). Исправлять допускаемые ребенком ошибки, предлагая ему правильно построить всю фразу, в которой была допущена ошибка;
в) после очередной прогулки (в лес, в парк, на речку), поездки, экскурсии предлагать ребенку передать кому-либо из членов семьи или тех, кто пришел в гости, свои впечатления. Приучать при этом к последовательному изложению мыслей: где были, что видели, что делали, что интересного или неожиданного произошло, что произвело особое впечатление. Если ребенок рассказывает слишком схематично, дополнить своим описанием, передавая при этом чувства, отношения;
г) периодически предлагать ребенку выучить наизусть стихи, интересные загадки.
2. Воспитание волевой готовности
2.1. Приучать детей выполнять словесные указания:
а) давать ребенку разные поручения по дому. Формулировать их четко и коротко. Приучать запоминать с одного раза;
б) периодически давать ребенку поручения-задания с отсрочкой их выполнения: сегодня на завтра, утром на вечер. Не напоминать до тех пор, пока не наступило обусловленное время. При невыполнении не ускорять. А предложить новое и объяснить его важность;
в) периодически предлагать ребенку сделать определенные конструкции из кубиков, из мозаики, пластилина и т.д. Например:
1) построй трехэтажный дом с тремя подъездами;
2) построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже;
3) построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже и гаражами для машин во дворе.
Аналогичные задания на рисунках: нарисуй два дома, по бокам деревья, а между домами клумбу.
2.2. Приучать ребенка строго соблюдать правила игры (настольных, подвижных, ролевых), требования к заданию. Если ребенок не знает, объяснить, что тогда разрушается игра.
2.3. Воспитать у ребенка готовность преодолевать встречающиеся трудности своими силами:
а) если у ребенка что-то не получается, не спешите ему помочь. Предложить разобраться, что сделано повторно или неудачно, и сделать удачно, иначе. Не разрешать оставлять незаконченным делом.
Задания: разрезные картинки, составление фигуры из отдельных частей, головоломки;
б) привлекать ребенка к совместным со взрослыми домашним работам, посильным для дошкольника. Если он чего-то не умеет – не выполнять вместо него, а показать и добиться, чтобы он сделал сам, хотя бы и неудачно.
Задания: убрать квартиру, приготовить салаты и пр.;
в) приучать ребенка ежедневно придерживаться принятого в семье распорядка: класть каждую вещь на свое место, убирать игрушку и книгу.
3. Воспитание организованности и внимательности:
а) прежде чем начать любое дело (игру, рисование, уборку и пр.), представить, что для этого понадобится. Приготовить все необходимое и расположить на столе в том порядке, который наиболее удобен для работы. Не разрешать ребенку начинать какие-то занятия, не приготовившись к ним;
б) учить укладываться в отведенное для работы время: поставив часы, показать, сколько можно сделать за 5 минут или за 10 (элементы рисунка, одеться и пр.);
в) приучать заботиться об исполнении своих замыслов или принятых поручений. До выполнения задания спрашивать, что он будет делать (какую постройку, какой рисунок, узор и пр.). По окончании - получилось ли то, что он задумал;
г) приучать ребенка сосредоточиться на том, чем он занят, в случае необходимости - объяснять, а не приказывать.