Готовимся к обучению в школе. Задания для родителей

Разделы: Работа с родителями


1. Формирование умственной готовности

Вызвать у ребенка интерес к окружающему миру:

а) обращать внимание на какие-то происшествия на улице, на события общественной жизни и жизни семьи, говорить об этом с ребенком;

б) как можно чаще спрашивать у ребенка: “Чему вы сегодня научились в детском саду? Что было в детском саду интересного?”. Если ребенок рассказывает о том, что делали, спросите: “А как это делается” - он должен уметь передать словами, а непосредством показа;

в) играть с ребенком в настольно-печатные игры типа лото, детского домино и др., развивающие смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила.

1.2. Учить сравнивать, анализировать:

а) учить ребенка анализировать образец, выделить составные элементы;

б) чем похожи и чем отличаются (цветы, листья, деревья и т.д.);

в) выделять существенные признаки времен года; как животные и растения приспосабливаются к условиям обитания (подорожник растет при дороге, у него крепкий стебель, который не разрушается, если его топчут).

1.3. Развивать наблюдательность:

а) отмечать изменения, происходящие в микрорайоне (растет новый дом, появилась клумба, отремонтировали дорогу…);

б) во время прогулки, поездки играть с ребенком в игры “Кто больше заметит”;

в) следить за ростом и развитием комнатных растений, огорода, животных.

1.4. Развитие речи:

а) прочесть дома ребенка небольшой рассказ (например, из детского журнала), предложить рассказать его кому-то из членов семьи. Не прерывать ребенка, не делать замечаний по ходу рассказа. Если ребенок испытывает затруднения в передаче содержания, не подсказывать, а задавать наводящие вопросы. Если ребенок допускает грамматические ошибки, то взрослый должен сам построить предложения и после того, как ребенок выслушает, предложить ему сказать правильно;

б) купить любую детскую книжечку, рассмотреть ее вместе с ребенком, прочитать ему и поговорить о том, что больше всего понравилось. Внимательно выслушивая, иногда спрашивать “Почему?” (при этом ни в коем случае не навязывать своего мнения). Исправлять допускаемые ребенком ошибки, предлагая ему правильно построить всю фразу, в которой была допущена ошибка;

в) после очередной прогулки (в лес, в парк, на речку), поездки, экскурсии предлагать ребенку передать кому-либо из членов семьи или тех, кто пришел в гости, свои впечатления. Приучать при этом к последовательному изложению мыслей: где были, что видели, что делали, что интересного или неожиданного произошло, что произвело особое впечатление. Если ребенок рассказывает слишком схематично, дополнить своим описанием, передавая при этом чувства, отношения;

г) периодически предлагать ребенку выучить наизусть стихи, интересные загадки.

2. Воспитание волевой готовности

2.1. Приучать детей выполнять словесные указания:

а) давать ребенку разные поручения по дому. Формулировать их четко и коротко. Приучать запоминать с одного раза;

б) периодически давать ребенку поручения-задания с отсрочкой их выполнения: сегодня на завтра, утром на вечер. Не напоминать до тех пор, пока не наступило обусловленное время. При невыполнении не ускорять. А предложить новое и объяснить его важность;

в) периодически предлагать ребенку сделать определенные конструкции из кубиков, из мозаики, пластилина и т.д. Например:

1) построй трехэтажный дом с тремя подъездами;

2) построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже;

3) построй трехэтажное здание с тремя подъездами, с пятью окнами на каждом этаже и гаражами для машин во дворе.

Аналогичные задания на рисунках: нарисуй два дома, по бокам деревья, а между домами клумбу.

2.2. Приучать ребенка строго соблюдать правила игры (настольных, подвижных, ролевых), требования к заданию. Если ребенок не знает, объяснить, что тогда разрушается игра.

2.3. Воспитать у ребенка готовность преодолевать встречающиеся трудности своими силами:

а) если у ребенка что-то не получается, не спешите ему помочь. Предложить разобраться, что сделано повторно или неудачно, и сделать удачно, иначе. Не разрешать оставлять незаконченным делом.

Задания: разрезные картинки, составление фигуры из отдельных частей, головоломки;

б) привлекать ребенка к совместным со взрослыми домашним работам, посильным для дошкольника. Если он чего-то не умеет – не выполнять вместо него, а показать и добиться, чтобы он сделал сам, хотя бы и неудачно.

Задания: убрать квартиру, приготовить салаты и пр.;

в) приучать ребенка ежедневно придерживаться принятого в семье распорядка: класть каждую вещь на свое место, убирать игрушку и книгу.

3. Воспитание организованности и внимательности:

а) прежде чем начать любое дело (игру, рисование, уборку и пр.), представить, что для этого понадобится. Приготовить все необходимое и расположить на столе в том порядке, который наиболее удобен для работы. Не разрешать ребенку начинать какие-то занятия, не приготовившись к ним;

б) учить укладываться в отведенное для работы время: поставив часы, показать, сколько можно сделать за 5 минут или за 10 (элементы рисунка, одеться и пр.);

в) приучать заботиться об исполнении своих замыслов или принятых поручений. До выполнения задания спрашивать, что он будет делать (какую постройку, какой рисунок, узор и пр.). По окончании - получилось ли то, что он задумал;

г) приучать ребенка сосредоточиться на том, чем он занят, в случае необходимости - объяснять, а не приказывать.