Цель: сформировать представление об оценке площади фигур; умение оценивать площадь фигур неправильной формы; развивать внимание, память, речь, познавательный интерес.
Оборудование: карточки с заданиями для парной и групповой работы, предметные модели фигур, презентация к уроку.
Ход урока
Слайд 1. Презентация
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивация к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.
- Добрый день, ученики. Учиться… А что это значит? (Получать знания)
- Какие знания вы получили на уроке математики? (Учились делить многозначные числа)
- Что вам помогло? (Нам помогла прикидка)
- Что вы ещё умеете делать кроме прикидки? (Оценку арифметических действий)
- В каких случаях вам может пригодиться оценка? (Сравнение)
Сегодня вы увидите, где можно использовать понятие оценки.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторить алгоритм оценки частного; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; организовать затруднение в учебной деятельности, связанное с отсутствием способа, позволяющего выполнить оценку площади.
- С чего вы должны начать работу? (Сповторения материала который пригодится на уроке?)
- Что вы будете повторять? (Прикидку, оценку арифметический действий)
- Назовите все выражения одним словом. (Частные)
- Сделайте прикидку. (Слайд 4 - выражения)
Слайд 2
- Какие значения выражений будут являться решением неравенства. (10 < х <1000)
- Сделайте оценку частного. (7000 < 141360:19< 10000)
Слайд 3
- Чем отличается оценка от прикидки? (Оценивая выражения, мы находим границы, между которыми заключен результат выражения. Выполняя прикидку, мы находим приближенный результат)
Сравните площади фигур. (Cравнение площадей способом наложения)
Работа в парах. (Площадь фигуры А больше площади фигуры В; площади фигур Е и F сравнить с помощью наложения нельзя, т.к. ни одну из фигур нельзя разместить внутри другой)
- Какой метод сравнения мы будем использовать в данном случае? (Измерение)
- Как измеряют площадь фигуры? (Выбирают единицу измерения и устанавливают сколько раз она содержится в фигуре)
- Какие единицы измерения площади вы знаете? (Кв. см, кв. м и т.д.)
III. Индивидуальная работа с предметными моделями фигур А, В, С, D.
Слайд 4
- Какие из данных фигур равны между собой? (Равны площади фигур А и В, т.к. их можно совместить наложением)
- Какие фигуры имеют равные площади? (А и В равны между собой, значит равны и их площади; у фигур А и С число равных мерок одинаково, следовательно А, В, С имеют равные площади)
- Почему площади фигуры А и D не равны между собой, ведь у них поровну клеток. (У них разные мерки, следовательно, площади фигур А и D сравнить нельзя). (7 слайд)
- В фигуре С я провела линию и раскрасила часть фигуры. На что она стала похожа? (Собачка)
Слайд 5
- Можем ли мы точно сказать, чему равна её площадь? (Нет. Некоторые клетки раскрашены не полностью)
- А можно ли сделать её оценку? (Да)
- Больше, какого числа значение площади закрашенной фигуры? (Больше 12, т.к. составляет 12 полных клеток)
- А меньше какого числа? (Меньше 16, т.к. закрашенная фигура находится внутри старой фигуры)
- Допишите равенство. (12 < S < 16)
- Назовите нижнюю границу площади, верхнюю границу. (Верхняя - 16, нижняя - 12)
- Что вы повторили? (прикидку, оценку частного, способы сравнения площадей фигур)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное действие)
Пробное действие.
- Сделайте оценку площади фигуры А.
Слайд 6
- Что нового в задании? (Сделать оценку площади кривой фигуры)
- Такие фигуры называются фигурами неправильной формы.
- Поставьте цель урока (сделать оценку S фигур неправильной формы)
Слайд 7
- Сформулируйте тему урока. (Оценка площади)
Выполните задание.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Сосчитать все клетки)
- Какие результаты получили?
- Как получили результат?
- В чём у вас затруднение? (Получили разные ответы)
IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: организовать выявление и фиксацию учащихся места и причины затруднения, согласовать тему и цель урока.
- Какое задание выполняли? (Оценку фигуры неправильной формы)
- Как вы действовали? (Сосчитали число клеток)
- Где возникло затруднение? (Какие клетки считать)
- Почему задание вызвало затруднение? (Не знаем алгоритм оценки площади)
- Какие алгоритмы вам помогут? (Алгоритм оценки арифметических действий)
- Что надо сделать? (Найти нижнюю и верхнюю границы, а результат записать в виде двойного неравенства)
- Число каких клеток удобно выбрать в качестве нижней границы. (Целых)
- Сколько целых клеток в фигуре? (4)
- Число, каких клеток удобно выбрать в качестве верхней границы? (Остальные)
Чтобы легче было считать, обведите фигуру из целых клеток, внутри которых расположена фигура, так, чтобы она была самой маленькой.
- Сколько клеток получили? (10)
Слайд 8
- Составьте алгоритм оценки площади фигуры.
Слайд 9
Физкультминутка
Слайд 10
- Вы достигли цели? (Алгоритм построили)
- Что теперь надо сделать? (Потренироваться) с. 50, №4, 5.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать новый способ действия во внешней речи.
Стр. 50 №5, с комментированием.
Слайд 11
VI. Самостоятельная работа.
№ 6 по выбору, проверка по эталону. (Слайд)
Слайд 12
- Проверь себя по эталону. На листе самооценки +, если выполнено, верно.
- Кто допустил ошибку?
- В чём причина?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к анализу решений задач на работу.
С. 52, № 11 (а)
25*(34*206+3672:18)-(6867-2019):6*93=105 056
Слайд 13
Составление выражений.
Слайд 14
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 15
Цель: зафиксировать алгоритм оценки площади; оценить собственную деятельность на уроке и работу одноклассников; зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности.
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? (Молодцы)
- Что нового вы сегодня узнали?
Возьмите карточку самооценки и заполните её.
Слайд 16
Литература
- Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. - Изд. 2-е, перераб. И доп. \ Л.Г.Петерсон. - М.: Издательство “Ювента”, 2009. -320 с.
- Математика. 4 класс. Часть 1.\ Л.Г.Петерсон.- М.: Ювента, 2012. - 128 с.
- Солнцева И.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52, г. Воронеж., фестиваль открытых уроков.
- Мир деятельности. 1 класс: методические рекомендации к надпредметному курсу\ под ред. Л.Г.Петерсон. - М.: “Национальное образование”, 2012. - 368 с.