Цели урока: начать различать такие понятия, как сказка и рассказ (детям говорим “быль” и “правдивая история”); не используя таких терминов, как “композиция”, “сюжет”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”, начать работать над структурно-содержательным делением текста; научить детей определять и выделять кульминацию, т.е. место особого напряжения событий в тексте; продолжать учить детей ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное; учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить детей примерять высказывание к характеру героя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: презентация, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Фотограф.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: “Поскорей!”
Мышь пищит: “Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка”.
“Уколю, - грозится ёж, -
Если снимок не пришлёшь”.
(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)
- Ребята, а что бы сказала обезьяна? (Предположения детей).
III. Введение в тему.
1. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:
17 18 29 8 16 12
Каждое число соответствует букве в алфавите.
- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
(Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.)
- Как мы будем работать с произведением? Что для этого нужно?
(1. Прочитать.
2. Выяснить главную мысль в рассказе.
3. Обсудить поступки героев.)
- Итак, цель поставлена начнём работать. Но сначала проведём подготовительную работу.
2. Словарная работа.
Аршин - старорусская единица измерения длины.
1 аршин = 0,7112 м
Задор - горячность, пыл.
3. Рассказ учителя о кораблях.
Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке В Венеции был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 м, ширину — 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были 2 мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII-XVIII в.в.
- Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу “Акула”.
Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палубу такого корабля делали из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
4. Чтение рассказа “Прыжок” (до слов “Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...”).
- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна?
- Как понять выражение “ещё больше расходилась”?
- Как называется этот рассказ?
- Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей)
IV. Физкультминутка.
V. Работа по теме урока.
1. Чтение текста до конца.
- Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей).
2. Работа над содержанием текста.
- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)
- Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера? (Геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему).
- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые смеялись над ним).
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих к происходящему изменилось, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может разбиться.)
- Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил сильное потрясение. Он испугался за сына.)
- Когда вы переживали за мальчика?
- Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? (Ответы детей).
VI. Рефлексия.
Чтение рассказа учащимися.
VII. Подведение итогов урока.
- Похожи ли два рассказа - “Акула” и “Прыжок”? (Ответы детей).
- А в чём отличие рассказов? (Ответы детей).
- Кто главные герои рассказов?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой рассказа, а лишь причина случившегося).
- Прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказу Толстого “Прыжок”?
1. Будь храбр по уму и по сердцу.
2. Гордится отец, что у него сын храбрец .
3. Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.
4. Кому потеха, а мне не до смеха.
5. Где смекнёт боец, там врагу конец.
(Дети делают выбор (1 и 4) и объясняют)
- Так какая главная мысль рассказа?
VIII. Задание на дом.
Перечитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.