Цели урока: подготовить учащихся к письменному описанию картины.
Образовательная:
1. Продолжить обучение умению наблюдать, делать выводы, выделять главное в теме описания.
2. Развивать монологическую речь учащихся.
3. Уметь пользоваться планом.
Воспитательная:
Формировать умение видеть прекрасное в обыденном, понимать и чувствовать произведения искусства, видеть их значение для человека.
Оборудование урока: небольшая выставка работ Т.Н. Яблонской (1917-2005 гг.). Презентация
Оформление доски
Описание картины Т.Н. Яблонской “Утро”
Основная мысль | План описания | Ключевые слова |
Радость утра - радость жизни (бытия) | 1. Задний план картины. Комната,
ее украшение. Цветок в кашпо. Декоративная расписная тарелка |
Светлая комната с высоким потолком; вьющийся цветок в кашпо; повешен (висит) в пространстве между окнами; увивает арочные окна; декоративная расписная тарелка оживляет (украшает) комнату. |
2. Передний план картины. Стол и его убранство. |
Большой стол, покрытый голубой скатертью с длинной бахромой; кувшин с молоком, хлебница и простая чашка. | |
3. Центр картины. Девочка - школьница. |
Наша ровесница, проснулась,
делает зарядку; стройная фигура; русые волосы
заплетены в косичку. На стуле - форма и ленты для кос, пионерский галстук. |
|
4. Радостное настроение от картины. |
Этапы урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине. Значит, результатом нашей работы должен быть рассказ, в который введено описание. Описанием мы с вами занимались не раз: описывали пейзаж, внешность человека, различные предметы. И рассказу, то есть повествованию, тоже уделяли большое внимание: писали рассказ по сюжетным картинкам, по данному началу, по личным наблюдениям. Сегодня наша задача - соединить воедино все, что умеем - рассказ с описанием. И поможет нам в этом работа над картиной Т.Н. Яблонской “Утро”.
II. Рассказ подготовленного ученика о творчестве Т.Н. Яблонской, знакомство с небольшой выставкой ее работ.
Татьяна Ниловна Яблонская прожила большую жизнь, почти 89 лет. Родилась 24 февраля 1917 г. в Смоленске, а умерла 16 июня 2005 г. в Киеве. Ею создано более 50 художественных полотен. Вся ее творческая жизнь связана с Россией и Украиной. На бесславие художница не могла пожаловаться. В 1960 г. она стала Народным художником Украины, в 1982 г. – Народным художником СССР и в 2001 г. - Героем Украины. Она профессор. Преподавала в Киевском художественном институте, где ранее училась сама. Ее картины хранятся во многих мировых коллекциях. А увидеть полотна Яблонской можно и в Третьяковской галерее в Москве, и в Русском музее Санкт-Петербурга, и в Национальном художественном музее Киева. На протяжении своей жизни художница участвовала в многочисленных выставках. Давайте и мы посмотрим небольшую выставку ее работ. Работала она в различных жанрах.
- В жанре портрета. Перед вами репродукции картины “За вязанием” (1948 г.)
- А вот пейзаж. Картина называется “Вечер. Старая Флоренция” (1972 г.)
- Писала художница и тематические картины. К ним относятся полотна “Юность”, “Весна”, “Хлеб” (1949 г.). Эта картина сделала ее знаменитой. За нее Татьяна Ниловна была удостоена бронзовой медали на международной выставке в Брюсселе в 1956 году и Госпремии СССР.
- Кто же герои картины Т.Н. Яблонской?
Вывод. (Простые люди, их труд, увлечения). Именно их, простых людей и свою родину считала она главными вдохновителями своего творчества. Живописная манера художницы основана на традициях народной настенной росписи, отличается насыщенным цветом, декоративностью.
III. Работа по картине.
А теперь давайте обратимся к репродукции картины Т.Н. Яблонской “Утро”.
Откройте цветную вкладку в учебнике. Будем внимательно рассматривать и описывать ее. Одновременно будем составлять план и записывать ключевые слова, помогающие составить рассказ.
Беседа. Вопросы классу:
- Что изображено на картине? (Предполагаемые ответы: светлая комната, девочка, стол). Перед нами большая светлая комната.
- Выделим ее планы: задний, передний, центральный. Одновременно составляем план и записываем ключевые слова.
Опишем задний план комнаты.
- Что видим?
Два арочных окна. Верхняя часть увита вьющимся цветком. Он в кашпо, помещен в простенке между окнами. Украшением служит и декоративная расписная тарелка. Она располагается прямо под цветком. Ее голубые тона и пышная зелень цветка оживляют комнату.
План
1. Задний план комнаты.
Два арочных окна, увиты вьющимся цветком в кашпо, повешен в простенке между окнами, декоративная расписная тарелка, голубые тона, пышная зелень цветка, оживляют комнату.
- А теперь рассмотрим и опишем передний план комнаты.
- Что видим?
Большой круглый стол, покрыт скатертью в голубую полоску с длинной бахромой. На скатерти кувшин с молоком, хлебница, простая чашка.
- О чем догадываемся?
Это, видимо, завтрак девочки, которая изображена в центре картины.
Записываем 2-ой пункт плана и ключевые слова.
2. Передний план комнаты. Стол и его убранство.
Большой круглый стол, покрытый скатертью в голубую полоску, длинная бахрома на ней, кувшин с молоком, хлебница, простая чашка, завтрак для девочки.
3. Теперь опишем девочку.
Она является центром картина.
- Ответим на следующие вопросы - назовём ключевые слова, помогающие нам описать главную героиню картины. Кстати сказать, ее художница писала со своей дочери Гаяне.
- Сколько ей лет?
- Какой ее изобразила художница?
- Почему мы понимаем, что она школьница?
(Наша ровесница, проснулась и делает зарядку, русые волосы, заплетены в косичку, стул со школьной формой, пионерский галстук и ленты для кос).
4. Какое настроение передала художница? Почему нам кажется, что она любуется девочкой, да и мы тоже.
(Мы любуемся девочкой. Нам радостно смотреть на нее и хочется быть похожими). Верно. Такое чувство не только у вас. Эту картину, написанную в год Победы, сразу растиражировали по всей стране.
Репродукции появились в календарях, альбомах, на почтовых открытках, в школьных учебниках.
5. Какую же главную мысль попыталась донести до нас Т.Н. Яблонская своей картиной “Утро”?
Вывод.
Художница написала свою картину в 1945 году, сразу после великой победы над фашизмом. В стране еще руины, разруха, продовольственные карточки – несчастье и большое горе на нашей земле. Но жизнь продолжается. И вот эту радость спокойной жизни (бытия) можно ощутить в каждом простом утре. Так думала Т.Н. Яблонская.
6. Подведем итог. Систематизируем все, что сделали. Результатом работы будет план со словосочетаниями.
План
1. Задний план картины. Комната, ее украшение:
а) окна,
б) цветок в кашпо,
в) декоративная расписная тарелка.
2. Передний план картины. Стол и его убранство.
3. Центр картины. Девочка - школьница.
IV. Составление устного описания картины.
- Слушаем рассказы нескольких учеников. Помогаем при рассказывании.
V. Орфографическая работа.
Обратить внимание детей на следующие слова в ключевых словосочетаниях к пунктам плана: кашпо, декоративная тарелка, бахрома, завтрак, ровесница, растиражировали, радость бытия.
VI. Письменное выполнение работы (на втором или следующем уроке).