В 2011 году постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
В Концепции Программы обозначено, что одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования создается.
Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.
В качестве одного из показателей эффективности реализации Программы обозначена необходимость внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, что, в свою очередь, является одним из главных условий модернизации общего образования как института социального развития.
Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ; интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
“Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения”.
Федеральный проект “Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями” реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной целью проекта является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.
Проект охватывает практически все ступени обучения – дошкольное развитие, внедрение новых технологий в начальной и старшей школе, кроме того, обучение лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, предоставление равных возможностей студентам различных вузов, повышение качества и эффективности использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов требуется продолжение работ не только по созданию ЭОР. Необходимы также развитие и поддержка сетевых образовательных сообществ педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
- Разработка электронных образовательных ресурсов для дошкольного и начального общего образования и творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов, нацеленных на обеспечение деятельностного подхода в обучении и развитие творческого потенциала учащихся;
- Создание системы культурно-познавательных и социально значимых сервисов для удовлетворения запросов широких слоев населения;
- Формирование систем непрерывной методической поддержки учителей, организующих учебный процесс с использованием возможностей ЭОР;
- Формирование системы мониторинга и обратной связи для выявления позитивных качественных изменений, появления доказательно-результативных педагогических практик при использовании ЭОР в образовательном процессе;
- Проведение повышения квалификации учителей, использующих современные информационные технологии в процессе обучения;
- Развитие системы дистанционного обучения, обеспечивающего полноценный образовательный процесс учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, вне образовательных учреждений;
- Проведение мероприятий по информационной поддержке и общественному продвижению проекта.
В результате должна быть сформирована целостная система разработки и массового использования электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня знаний, умений и навыков учащегося, его особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации. Должны быть созданы условия для удовлетворения культурно-познавательных запросов населения, воспитания гражданственности и патриотизма. За счет реализации мероприятий проекта увеличится количество учителей начального и основного общего образования (свыше 65 000 педагогов), уверенно владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании ЭОР. Это должно найти отражение в повышении образовательных результатов учащихся.
В проекте предусматриваются мероприятия по решению семи основных задач:
- Разработка ЭОР.
- Экспертиза и приемка ЭОР.
- Методическое сопровождение ЭОР.
- Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
- Информационная поддержка проекта.
- Управление и мониторинг мероприятий проекта.
- Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях.
Наиболее типичными педагогическими ошибками являются при использовании ЭОР:
- недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
- неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.
Внедрение ЭОР в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
- опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
- усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
- опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
- ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры,замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;
- отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
- пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
- опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
Преимущества использования ЭОР на уроках.
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- во время проведения урока;
- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
- в процессе создания и передачи общешкольной информации;
- в процессе научной деятельности;
- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося ЭОР дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- при создании мультимедийных сочинений;
- в презентационной деятельности;
- в локальной и глобальной сети;
(Сайков Б.П., Энциклопедия учителя информатики); - повышение уровня профессиональной культуры;
- снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
- развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
- возможность использования чужого опыта и методических разработок;
- повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- переход от роли учителя – транслятора знаний к роли учителя– тьютора;
- возможность самореализации и самоутверждения;
- возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
- повышение авторитета среди учащихся;
- повышение авторитета среди коллег;
- поощрение администрации.
Использование ЭОР на уроках дает возможность:
- повышать у учащихся интерес к предмету;
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;
- подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;
- выявлять и развивать способности;
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуально развивать учащихся.
Педагогическая профессиональная деятельность учителя сопровождается созданием определенной продукции, а именно разработки уроков или создания новых моделей электронных ресурсов. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т.п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют коллекцию ЭОР.
Применение ЭОР на уроках географии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, мотивирует учащихся к самостоятельному поиску необходимого материала, нахождению дополнительной информации по данной теме, развитию желания и умения учиться, осуществлять контроль через тест-контроль.
На уроках с использованием ЭОР даже "слабые" учащиеся работают более активно, проявляют интерес. После окончания курсов я не только могу использовать методические наработки своих коллег, но и активно включилась в работу по созданию методической базы разработки разных типов уроков с использованием ЭОР
В своей педагогической практике я активно использую мультимедиа ЭОР – представление учебных объектов множеством различных способов, то есть с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, другими словами наш ученик имеет возможность принимать всю учебную информацию и визуально, и аудиально, что повышает качество образования. Большую роль отвожу поисковой самостоятельной работе учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность ставит учащихся в ситуацию, когда необходимо получать информацию с различных источников, вт.ч и с ЭОР.
Применение ЭОР в исследовательской и проектной деятельности это путь самореализации учащегося и учителя, это возможность сотрудничества на равных.
Я использую часто ЭОР при проведении практических работ, но это возможно при работе только в классе информатики. когда учащиеся могут работать индивидуально или группами. При этом скорость и качество выполнения практических работ высокие.
Я считаю, что ЭОР на уроках действительно улучшают качество образования, способствуют повышению интереса к предмету и позволяют более эффективно использовать время на уроке.