Преподавание уроков русского языка в 3 классе ведётся по программе “Перспектива”, они подготовлены в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Авторами комплекта УМК являются Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина.
В соответствии с программой во 2 четверти изучается раздел “Слово в речевом общении” тема урока: “Как образуются слова”.
Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:
- принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе самостоятельной работы с текстом);
- принцип непрерывности (данный урок является частью темы “Имя прилагательное”);
- принцип “минимакса” (минимум – иметь представление о явлении перехода из одной части речи в другую, максимум – уметь составлять предложения со словами, которые в разном контексте могут быть именем существительным или именем прилагательным);
- принцип психической комфортности (снятие стрессообразующих факторов, путем создания для каждого ребенка ситуации успеха);
- принцип мультимодальности (работа с новым материалом в разных видах: текст, рабочий лист, компьютерная презентация);
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями, то есть детей , которые обучаются в гимназии. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.
Урок состоит из следующих этапов: обзор, мотивация, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение, итог, рефлексия. На этапе мотивации используется прием создания проблемной ситуации с удивлением (предъявление противоречивых фактов). Для проведения исследования детям предлагается поработать в группах, что позволяет обеспечить высоких уровень активности всех учащихся. На данном этапе дети работают с текстом и предложением. Использование разного материала для разных групп позволяет расширить поисковоинформационное поле. Оформленные результаты предоставляются на рабочих листах, вывешиваются на доску. Учащиеся в результате проведенного исследования “открывают” новое задание. На этапе связывания информации вывод уточняется и дополняется.
В конце урока все учащиеся должны иметь представление о том:
- Какими основными способами образуется слова с помощью приставок и суффиксов.
- Узнают исторические изменения в морфемном составе слов.
- Сумеют образовывать слова из заданных морфем.
- Познакомятся с особенностями словообразования и правописания сложных слов.
- Обогатят словарный запас новыми словами.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока (планируемые результаты обучения).
Личностные:
- формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать аналогии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
- познакомиться с понятием “сложные слова”, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Оборудование для учителя: компьютерная презентация, конверт со стихотворением (письмо от Вертослова), С.И.Ожегов “Толковый словарь”.
Ход урока
1. Обзор
- Ребята, давайте расскажем родителям о том, что мы изучаем на уроках русского языка в третьем классе!
Опоры на доске:
- Группы слов.
- Состав слова.
2. Мотивация
Учитель читает стихотворение:
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Кто из вас догадался, что нам предстоит сегодня сделать на уроке?
Учитель вывешивает на доске:
- Найдите значения выражения: 1 слагаемое - 29, второе слагаемое - 5, найдите значение суммы.
- Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа… И это неспроста. Если мы найдём сумму чисел 29 и 5, то получим … (другое число - 34).
Учитель вывешивает на доске модель:
- Что можно сложить на уроке русского языка?
1 слайд. Презентация
…+…= ?
[л*] + [э] = [л*э]
ле + са =леса
- Что можно сложить на уроке русского языка? Выскажите свои предположения!
Гипотезы детей оформляются на доске:
Раскроем этот секрет?!
3. Исследование.
План
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Запишите отгадку.
- Разберите слово – отгадку по составу.
- Заполните модель.
- Сделайте вывод.
- Подготовьте отчёт (лист-помощник).
План (для родителей)
- Прочитайте предложенный материал.
- Определите, какой лексической единицей можно обозначить предложенный материал (слог, слово, предложение, текст).
- Составьте из предложенных лексических единиц более крупную.
- Заполните модель.
- Сделать вывод.
- Подготовить отчёт.
Материал для работы в группах см. в Приложении.
Лист-помощник
- Мы отгадывали загадку ……………….
- Слово – отгадка …………………….
- Слово ……………. состоит из ……………..
- У нас получилась такая модель: ………………..
- Мы сделали вывод (мы поняли): ……………………
4. Отчёт групп.
Учащиеся делятся найденной информацией, вывешивают на доске листы с отгадкой и модель сложного слова. Учитель сопровождает отчёты групп презентацией.
5. Подведение итогов
Раскроем наш новый секрет?!
- Рассмотрим все модели, составленные в группах. Что вы заметили? (Одинаковые)
Какую гипотезу мы проверили на уроке? (Можно сложить корни слов, слово и часть слова, основы слов и получится новое слово. Мы складываем два ЛЗ и получаем слово с новым значением.)
- Работали ли мы раньше с такими словами? Образовалась новая группа слов. Как её можно назвать? (Аналогично математике: простые выражения\задачи и составные)
- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.119.
Слайд “Сложные слова”
- Как поступить, если вы сомневаетесь в написании слов? (Способы получения информации: прочитать, спросить)
Можно проверить себя по словарю или спросить у взрослых.
Слайд “Соединительные гласные”
6. Применение.
Учитель вручает учащимся письмо.
Г.Новоуральск, МБОУ “Гимназия”, 3 класс “Б”.
Для тех, кто знает, что такое “сложные слова”
От Вертослова.
Зачитывается текст письма:
Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто-нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.
Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?
И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?
Учащиеся по группам “восстанавливают” слова (1 группа – 2 слова из четверостишия). Одна группа работает с компьютером для демонстрации классу на экране.
Проверка по слайду правильности выполнения задания.
7. Рефлексия.
Не хочу держать в секрете
Этот маленький секрет.
Вертословы есть на свете,
А без – верто - слова нет.
Ты родился вертословом?
Может зря хвалился тут?
Слова не путаешь на свете?
Знаменитый словопут?
- Секрет?!
Посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов. Спасибо за урок.