Урок русского языка по теме "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Преподавание уроков русского языка в 3 классе ведётся по программе “Перспектива”, они подготовлены в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Авторами комплекта УМК являются Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина.

В соответствии с программой во 2 четверти изучается раздел “Слово в речевом общении” тема урока: “Как образуются слова”.

Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:

  • принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе самостоятельной работы с текстом);
  • принцип непрерывности (данный урок является частью темы “Имя прилагательное”);
  • принцип “минимакса” (минимум – иметь представление о явлении перехода из одной части речи в другую, максимум – уметь составлять предложения со словами, которые в разном контексте могут быть именем существительным или именем прилагательным);
  • принцип психической комфортности (снятие стрессообразующих факторов, путем создания для каждого ребенка ситуации успеха);
  • принцип мультимодальности (работа с новым материалом в разных видах: текст, рабочий лист, компьютерная презентация);

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями, то есть детей , которые обучаются в гимназии. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.

Урок состоит из следующих этапов: обзор, мотивация, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение, итог, рефлексия. На этапе мотивации используется прием создания проблемной ситуации с удивлением (предъявление противоречивых фактов). Для проведения исследования детям предлагается поработать в группах, что позволяет обеспечить высоких уровень активности всех учащихся. На данном этапе дети работают с текстом и предложением. Использование разного материала для разных групп позволяет расширить поисковоинформационное поле. Оформленные результаты предоставляются на рабочих листах, вывешиваются на доску. Учащиеся в результате проведенного исследования “открывают” новое задание. На этапе связывания информации вывод уточняется и дополняется.

В конце урока все учащиеся должны иметь представление о том:

  1. Какими основными способами образуется слова с помощью приставок и суффиксов.
  2. Узнают исторические изменения в морфемном составе слов.
  3. Сумеют образовывать слова из заданных морфем.
  4. Познакомятся с особенностями словообразования и правописания сложных слов.
  5. Обогатят словарный запас новыми словами.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока (планируемые результаты обучения).

Личностные:

  • формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать аналогии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

  • познакомиться с понятием “сложные слова”, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Оборудование для учителя: компьютерная презентация, конверт со стихотворением (письмо от Вертослова), С.И.Ожегов “Толковый словарь”.

Ход урока

1. Обзор

- Ребята, давайте расскажем родителям о том, что мы изучаем на уроках русского языка в третьем классе!

Опоры на доске:

  • Группы слов.
  • Состав слова.

2. Мотивация

Учитель читает стихотворение:

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

- Кто из вас догадался, что нам предстоит сегодня сделать на уроке?

Учитель вывешивает на доске:

- Найдите значения выражения: 1 слагаемое - 29, второе слагаемое - 5, найдите значение суммы.

- Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа… И это неспроста. Если мы найдём сумму чисел 29 и 5, то получим … (другое число - 34).

Учитель вывешивает на доске модель:

- Что можно сложить на уроке русского языка?

1 слайд. Презентация

…+…= ?

[л*] + [э] = [л*э]

ле + са =леса

- Что можно сложить на уроке русского языка? Выскажите свои предположения!

Гипотезы детей оформляются на доске:

Раскроем этот секрет?!

3. Исследование.

План

  1. Прочитайте и отгадайте загадку.
  2. Запишите отгадку.
  3. Разберите слово – отгадку по составу.
  4. Заполните модель.
  5. Сделайте вывод.
  6. Подготовьте отчёт (лист-помощник).

План (для родителей)

  1. Прочитайте предложенный материал.
  2. Определите, какой лексической единицей можно обозначить предложенный материал (слог, слово, предложение, текст).
  3. Составьте из предложенных лексических единиц более крупную.
  4. Заполните модель.
  5. Сделать вывод.
  6. Подготовить отчёт.

Материал для работы в группах см. в Приложении.

Лист-помощник

  1. Мы отгадывали загадку ……………….
  2. Слово – отгадка …………………….
  3. Слово ……………. состоит из ……………..
  4. У нас получилась такая модель: ………………..
  5. Мы сделали вывод (мы поняли): ……………………

4. Отчёт групп.

Учащиеся делятся найденной информацией, вывешивают на доске листы с отгадкой и модель сложного слова. Учитель сопровождает отчёты групп презентацией.

5. Подведение итогов

Раскроем наш новый секрет?!

- Рассмотрим все модели, составленные в группах. Что вы заметили? (Одинаковые)

Какую гипотезу мы проверили на уроке? (Можно сложить корни слов, слово и часть слова, основы слов и получится новое слово. Мы складываем два ЛЗ и получаем слово с новым значением.)

- Работали ли мы раньше с такими словами? Образовалась новая группа слов. Как её можно назвать? (Аналогично математике: простые выражения\задачи и составные)

- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.119.

Слайд “Сложные слова”

- Как поступить, если вы сомневаетесь в написании слов? (Способы получения информации: прочитать, спросить)

Можно проверить себя по словарю или спросить у взрослых.

Слайд “Соединительные гласные”

6. Применение.

Учитель вручает учащимся письмо.

Г.Новоуральск, МБОУ “Гимназия”, 3 класс “Б”.

Для тех, кто знает, что такое “сложные слова”

От Вертослова.

Зачитывается текст письма:

Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.

Пусть мне кто-нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?

И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?

Учащиеся по группам “восстанавливают” слова (1 группа – 2 слова из четверостишия). Одна группа работает с компьютером для демонстрации классу на экране.

Проверка по слайду правильности выполнения задания.

7. Рефлексия.

Не хочу держать в секрете
Этот маленький секрет.
Вертословы есть на свете,
А без – верто - слова нет.

Ты родился вертословом?
Может зря хвалился тут?
Слова не путаешь на свете?
Знаменитый словопут?

- Секрет?!

Посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов. Спасибо за урок.