Программа факультативного курса “Химия вокруг нас”
5 класс
Пояснительная записка
Одной из целей естественного образования в 5 классе является формирование: представлений о физических и химических явлениях, постепенное введение учащихся в мир этой удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний. Изучение пропедевтического курса должно быть нацелено на применение учащимися полученных знаний и умений на практике. Задача курса - научить видеть вещества, наблюдать химические реакции не только на уроке, но ив повседневной жизни. Для этого мы предусмотрели выполнение части экспериментов в домашних условиях.:
Цель курса: пробудить интерес к науке, давать серьезные обьяснения всем превращениям которые происходят вокруг нас.
Задачи курса: разгрузить программу по химии в 8 классе, что будет способствовать осознанному выбору учащимися химического профиля обучения.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Тема 1. Введение (12 часов).
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Химия – наука о природе, многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Наблюдение за явлениями природы.
Демонстрации: презентации; полный мультимедийный курс химии.
Обсуждаемые вопросы: умение различать вещества и физические тела, а также физические и химические явления, природу живой от неживой.
Тема 2. Методы исследования природы. (8 часов).
Лабораторное оборудование, штативы. Правила техники безопасности. Роль измерений в научных исследованиях и в практике.
Демонстрации: простейшие измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления. Работа с подвижными шкалами.
Решение задач: расчет объема и массы воды.
Обсуждаемые вопросы: методы исследования природы, измерения, измерительные приборы.
Тема 3. Вещества. (5 часов).
Характеристика веществ: цвет, запах, агрегатное состояние, температура плавления и кипения. Признаки физических явлений при переходе из одного агрегатного состояния в другое. Признаки химических явлений.
Демонстрации: испарение воды и ее конденсация, вещества различные и одинаковые по форме, объему и цвету. Плавление свечи и ее отвердевание. Презентации.
Обсуждаемые вопросы: изучение веществ в различных агрегатных состояниях, признаки химических явлений.
Тема 4. Химические вещества вокруг нас. (9 часов).
Водород - самый легкий газ. Физические свойства водорода и его применение. Растворы щелочные и кислотные. Обнаружение щелочных свойств растворов, применяемых в быту. Воздух, экологические проблемы воздуха. Изучение растворимости воздуха в воде.
Демонстрации:выделение водорода при взаимодействии цинка и соляной кислоты, пробирки, индикаторы (лакмус и фенолфталеин), раствор мыла, растворы пищевой и каустической соды, поваренной соли, вода, газоотводная трубка.
Обсуждаемые вопросы: Изменение окраски индикатора от среды, Растворение воздуха в кипяченой, холодной и холодной под давлением.
Календарно-тематическое планирование.
(Таблица)
Перечень практических работ
Практическая работа №1 по теме “Определить число капель воды, необходимое, чтобы покрыть дно стакана”.
Оборудование. Химический стакан, пипетка, вода.
Практическая работа №2 по теме “Работа с лабораторными весами”.
Оборудование. Лабораторные весы, поваренная соль.
Практическая работа №3 по теме “Определение объемов измерительным пластмассовым химическим стаканом”.
Оборудование. Измерительный пластмассовый стакан, вода.
Учащиеся должны знать: понятия о явлениях в природе; методы исследования; изучение правил по технике безопасности, совершенствование в методическом отношении домашнего химического эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся. Знать состав воздуха.
Учащиеся должны уметь: правильно вести записи, овладевать простейшими практическими приемами лабораторных работ. В качестве одной формы организации учебных занятий предлагается проведение уроков в нетрадиционной форме, на которых дается краткое объяснение теоретическому материалу, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры. Формами контроля над уровнем достижений учащихся служат мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты.
Литература
А) Рекомендуемая литература для учителя:
1. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учеб. Пособие для студентов вузов (Б.Д. Степан, Л.Ю. Аликберова, И.С.Рукк, Е.В. Савинкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.)
2. Преподавание физики и химии в 5-6 классах (А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев. –М.:Просвещение, 1994.)
Б) Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Забавная химия ( Д. Шкурко.- М.:ВЛАДОС,1996.)
2. Химия в часы досуга ( Ю.С.Ляликов. -Кишинев.: ШТИИНЦА, 1998.)
Примерный колендарно-тематические материал, применяемый на зачетах данного курса.
Тема №3: “Вещества”
Вариант 1
1. Определить цену деления шкалы прибора.
2. Какие явления природы происходят:
- горит лампа
- горит костер
- тает лед
- закисание молока.
Вариант 2
1. Перечислить физические свойства воды.
2. Какие явления природы происходят:
- работает электрический фен
- взрывается снаряд
- гниют яблоки.
Тема №3: “Вещества”
Вариант 1
- Назвать три любых тела. Указать вещества из которых они сделаны.
- Вещество сохраняет обьем, но не сохраняет форму. В каком состоянии оно находится?
- Дан стакан сводой. Измерить оббьем и вычислить массу воды.
Вариант 2
- Привести пример тел одинаковой формы, но разного обьема. Назвать вещества, из которых эти вещества состоят.
- Каким образом можно сталь перевести в жидкое состояние?
- Дан стакан с водой. Измерить обьем и температуру воды.
Вопрос для обсуждения по теме:” Обнаружение щелочных свойств растворов, применяемых в быту”.
Мама готовила пирог с вареньем из черной смородины. Сначала варенье было красным, а затем при добавлении взбитых белков варенье стало сине-зеленого цвета. Почему?
Программа факультативного курса “Химия без секретов”
6 класс
Пояснительная записка
Одной из целей естественного образования в 6 классе является формирование: представлений о веществах, которые нас лечат, одевают, помогают выращивать урожаи, строить и украшать наши жилища. Постепенное введение учащихся в мир этой удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний, способствует формированию у учащихся навыков и умения в проведении химического эксперимента, что развивает их учебную мотивацию. Изучение пропедевтического курса должно быть нацелено на применение учащимися полученных знаний и умений на практике. Учащиеся должны видеть вещества, наблюдать химические реакции не только на уроке, но и в повседневной жизни. В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретическому материалу. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры. Формами контроля над уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты.
Цель курса: пробудить интерес к науке, давать серьезные обьяснения всем превращениям которые происходят вокруг нас.
Задачи курса: разгрузить программу по химии в 8 классе, что будет способствовать осознанному выбору учащимися химического профиля обучения.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Учащиеся должны знать: понятия о явлениях в природе; методы исследования веществ.
Учащиеся должны уметь: правильно вести записи, овладевать простейшими практическими приемами лабораторных работ, знать правила по технике безопасности.
В качестве одной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретическому материалу, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры. Формами контроля над уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты.
Содержание курса
Введение (4 ч.).
Химия вокруг нас. Бытовая химия.
Практическая работа №1. “Правила по технике безопасности”.
Тема 1. Химия и мы (9 часов).
Понятие - индикатор. Использование растений в качестве индикатора.
Йод как вещество. Йод как антисептик. Опты с йодом. Раствор соды- тоже щелочь.Определение среды в продуктах: лимоны, яблоки, щавель. Борьба кислоты со щелочью. Средство от изжоги. Средство против муравьиных укусов и укусов пчел.
Демонстрации: Приготовление индикаторов из белого и черного винограда. Рисование йодом. Качественная реакция на свободный йод. Определение среды в растворе соды, в каплях лимона, яблока, щавеля. Нейтрализация кислоты щелочью.
Обсуждаемые вопросы: Умение определить среду при помощи индикаторов.
Тема 2. Химия в нашем доме. (12 часов).
Химия и стирка. Жесткость воды. Способы борьбы с жесткостью воды. Удаление пятен от травы, ягод, сажи, копоти, жира.
Демонстрации: Получение мыла в домашних условиях. Способы борьбы с жесткостью в домашних условиях. Приготовление растворов для удаления пятен от травы, сажи, копоти, жира и ягод в домашних условиях.
Обсуждаемые вопросы: Состав мыла и воды. Жесткость воды и методы борьбы с жесткостью воды.
Защита проектов по теме: “Химия в нашем доме”.
Тема 3. Занимательные опыты (9 часов)
Кристаллы большие и маленькие. Показательные опыты, с целью демонстрации превращений одних веществ в другие.
Демонстрации: Выращивание кристаллов в домашних условиях. Мультимедийный курс химии: ”Все опыты неорганики”.
Обсуждаемые вопросы: Как можно обьяснить рост кристаллов и превращений одних веществ в другие.
Фронтальная проверка знаний учащихся: Представление учащимися фото отчета о проделанной работе.
Календарно-тематическое планирование
(Таблица)
Перечень практических работ
Практическая работа №1 по теме: “Правила по технике безопасности”.
Необходимое оборудование: Мультимедийный курс химии “В опыты неорганики”.
Реактивы для демонстрации опытов.
Концентрированная серная кислота, гидроксид калия, соли аммония, соляная кислота, гидроксид натрия, цинк, железо, калий, натрий, сульфиды и сульфаты этих металлов, перманганат калия, галогениды, ацетат натрия, дихромат калия, йод кристаллический, медный купорос, сернистый натрий, роданистый аммоний или калий, алюминевый порошок, сера, азотная кислота, сернокислое железо,хлорид калия, нитрат натрия.
Оборудование для демонстрации опытов.
Штатив, пробирки, спиртовка, мензурки, делительные химические стаканы, термометр, пипетки, резиновые трубки, стеклянные трубки, фильтровальная бумага, фарфоровые чашки, подставки для пробирок, делительные воронки.
Литература
А) Рекомендуемая литература для учителя:
1. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учеб. Пособие для студентов вузов (Б.Д. Степан, Л.Ю. Аликберова, И.С.Рукк, Е.В. Савинкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.)
2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия. 1994.
3. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна. 1997.
Б) Рекомендуемая литература для учащихся:
1.Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. Под ред. Проф. Ю.Н.Кукушкина. М.: Высшая школа, 1988.
2. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: химия, 1984.
3. Энциклопедический словарь юного химика. Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. М.: Педагогика, 1982.
Приложение 2
Удаление тяпен от травы
Сначало протри пятно раствором поваренной соли. Для этого предварительно приготовь его: возьми 2 весовых части поваренной соли и 10 весовых частей чистой воды. Используй раствор поваренной соли с последующей стиркой теплой водой.
Удаление пятен от сажи и копоти
Сначало смочи пятно скипидаром, протри тряпочкой, затем намыль хорошо мылом и три щеткой. После этого тщательно промой вещь с пятном теплой водой. Если после мытья на белой ткани остались ржавые пятна, вывести их можно десятипроцентным раствором винной кислоты. Вещь тщательно промой водой.
Занимательные опыты
“Несгораемый носовой платок”. Чистый носовой платок смочи водой и отожми. Смочи его ацетоном, закрепи на штативе и подожги. Образуется пламя. Примерно через минуту ацетон сгорит, а платок останется цел.
“Магический стакан”. На дно химического стакана помести небольшое количество смеси марганцевокислого калия и концентрированной серной кислоты. В стакан брось небольшой кусочек ваты, смоченной спиртом, она вспыхнет и сгорит.
“Чудесная нить”. Нитку пропитай несколько раз в крепком растворе поваренной соли, высушивая ее каждый раз, прежде чем снова опустить в раствор. К просушенной нити привяжи снизу карандаш и закрепи второй ее конец в штативе. Смочи нить ацетоном и подожги. Она горит, но карандаш не падает, в этом заслуга поваренной соли.
Программа факультативного курса “Химия внутри нас”
7 класс
Пояснительная записка
Одной из целей естественного образования в 7 классе является формирование: представлений о химических изменениях и о всех видах превращений веществ внутри нас. Постепенное введение учащихся в мир этой удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний, способствует формированию у учащихся представлений о бионеорганической и биоорганической химии. Изучение пропедевтического курса должно быть нацелено на применение учащимися полученных знаний и умений на практике. Учащиеся должны иметь общие представления о биологической роли элементов-органогенов. В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретическому материалу. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры. Формами контроля над уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты.
Цель курса: пробудить интерес к науке, давать серьезные обьяснения всем превращениям которые происходят внутри нас.
Задачи курса: разгрузить программу по химии в 8-9 классах, что будет способствовать осознанному выбору учащимися химического профиля обучения.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Учащиеся должны знать: роль важнейших химических элементов, их неорганических и органических соединений в жизненно важных процессах, о том, какие из веществ являются наиболее токсичными, о медицинском применении наиболее простых по составу и строению химических веществ.
Учащиеся должны уметь: правильно вести записи, овладевать простейшими практическими приемами лабораторных работ, знать правила по технике безопасности,
Приводить данные о наиболее вредных для здоровья человека веществах, загрязняющих атмосферу и гидросферу, о роли химии, о биологической роли элементов-органогенов и применение в медицине образуемых этими элементами неорганических и органических веществ.
Содержание курса
Введение (2 часа).
Обмен веществ. Элементы-органогены (металлы и неметаллы ).Медико-биологическое значение элементов-органогенов.
Тема 1. Кислород. (3 часа).
Положение химического элемента кислорода в Периодической системе. Кислород- самый распространенный элемент на Земле. Соединения кислорода. Нахождение и значение кислорода. Фотосинтез.
Демонстрации: получение кислорода, горение тлеющей лучинки.
Обсуждаемые вопросы: значение кислорода на Земле, горение в кислороде, его физические свойства, фотосинтез.
Тема 2. Водород. (3 часа).
Положение химического элемента водорода в Периодической системе. Водород - распространенный элемент на Земле. Соединения водорода. Нахождение и значение водорода. Биологическая роль водорода.
Демонстрации: получение водорода с помощью аппарата Киппа.
Обсуждаемые вопросы: значение водорода на Земле, получение водорода, его физические свойства, биологическая роль водорода.
Тема 3. Углерод. (3 часа).
Положение химического элемента углерода в Периодической системе. Углерод - элемент без которого невозможна жизнь. Нахождение в природе. Активированный уголь. Адсорбция.
Демонстрации: Горение уголька в кислороде.
Обсуждаемые вопросы: значение углерода как элемента и как вещества.
Тема 4. Сера. (3 часа).
Положение химического элемента серы в Периодической системе. Биологическая роль элемента серы для организма. Нахождение в природе. Физические свойства серы. Применение серы.
Демонстрации: Сера не растворяется в воде.
Обсуждаемые вопросы: Физические свойства серы. Значение серы для организма, в сельском хозяйстве, в быту.
Тема 5. Фосфор. (4 часа).
Положение химического элемента фосфора в Периодической системе. Биологическая роль элемента фосфора для организма. Нахождение в природе. Значение фосфорных удобрений.
Демонстрации: Знакомство с фосфорными удобрениями.
Обсуждаемые вопросы: Физические свойства фосфора. Роль фосфора в организме.
Тема 6. Натрий. (3 часа).
Положение химического элемента в Периодической системе. Важнейшие природные соединения. Содержание и формы существования в живых организмах. Применение натрия и его соединений в медицине. Токсичность натрия и его соединений.
Демонстрации: Взаимодействие натрия с водой. Реакция нейтрализация.
Обсуждаемые вопросы: Биологическая роль натрия в организме.
Тема 7. Калий. (3 часа).
Положение химического элемента калия в Периодической системе. Важнейшие природные соединения. Содержание и формы существования в живых организмах. Биологическая роль. Применение калия и некоторых его солей. Токсичность калия и его соединений.
Демонстрации: Взаимодействие калия с водой. Реакция нейтрализация
Обсуждаемые вопросы: Биологическая роль калия в организме.
Тема 8. Кальций. (4 часа).
Положение химического элемента кальция в Периодической системе. Важнейшие природные соединения. Содержание и формы существования в живых организмах. Биологическая роль. Применение кальция и его соединений в медицине.
Демонстрации: Взаимодействие кальция с водой. Рекция нейтрализация.
Обсуждаемые вопросы: Биологическая роль кальция в организме.
Тема 9. Вода. (6 часов).
Вода является важнейшей составной частью всех живых организмов. Роль воды в организме человека. Биологические функции воды. Особенности физических и химических свойств воды. “Структирированная” вода. Дистиллированная вода. Минеральные воды. Охрана водных ресурсов. Понятие о растворах. Процесс растворения. Выражение количественного состава раствора. Процентная концентрация.
Демонстрации: Растворение неорганических и органических веществ в воде.
Практическая работа № 1 по теме: “Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества”.
Обсуждаемые вопросы: Новое о воде. Охрана водных ресурсов. Способы очистки воды. Роль воды в живом организме.
Решение задач: Нахождение массы раствора и массовой доли растворенного вещества.
Календарно-тематическое планирование
(Таблица)
Перечень практических работ
Практическая работа №1 “Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества”.
Необходимое оборудование для демонстрации опытов и практической работы:
Перманганат калия, тлеющая лучинка, цинк, соляная кислота, тлеющий уголек, фосфорные удобрения, сера, вода, металлы (натрий, калий, кальций), серная кислота, индикаторы, поваренная соль. Штатив, пробирки, спиртовки, газоотводная трубка, весы, химические стаканы.
Литература
А) Рекомендуемая литература для учителя:
1) Макаров К.А. Химия и здоровье. - М.: Просвещение, 1985.
2) Макаров К.А. Химия и медицина. -М.: Просвещение, 1981.
3) Слесарев В.И. Химия: основы химии живого. - С.-Пб: Химиздат, 2000.
Б) Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. Под ред. Проф. Ю.Н.Кукушкина. М.: Высшая школа, 1988.
2. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: химия, 1984.
3. Энциклопедический словарь юного химика. Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. М.: Педагогика, 1982.
Приложение 1
Экологические задачи
Задача №1
Один из путей защиты биосферы от загрязнений- очистка сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но имеют высокую стоимость. Будучи директором крупного завода и имея в своем распоряжении значительные денежные средства, как вы поступите:
- Положите их в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды.
- Вложите в строительство очистных сооружений.
- Часть вложите в расширение производства, часть используете для повышения заработанной платы рабочим.
Задача №2
В закрытый водоем попадают фосфорные удобрения, при распылении их самолетом. Каковы вероятные последствия этого акта для обитателей водоема и человека?
Задача №3
Вычислить обьем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл) наполняется за минуту.
Условия задач. Выражение количественного состава раствора.
- В 21 г воды растворили 4 г соли. Определить массовую долю соли в растворе.
- В 150 г воды растворили 20 г соли. Вычислить массовую долю соли в растворе.
- В 100 г воды растворили 5 г соли. Найти массу раствора.
- Дано 400 г раствора и 20 г соли. Найти массу воды.
- Дано 100 г воды и 50 г соли. Найти массу раствора.