Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы урока.
3. Беседа по теме урока.
Учитель. Ребята, сегодня у нас немного необычный урок. Мы отправляемся в гости… . В гости к картинам. И наш урок так и называется “ В гостях у картин”.
- Скажите, а где хранятся картины?
(Ответы детей)
Учитель. Мы входим в картинную галерею и невольно останавливаемся.
Уже в вестибюле нас встречают величественные мраморные статуи. Широкая лестница застлана алым ковром. Мы еще не вошли в залы, но нас охватывает торжественное настроение.
Вступаем на лестницу. Мягкий ковер заглушает шум шагов. Поднимаемся, идем не спеша. Осматриваемся вокруг: никто не спешит. В театре вы торопитесь, боясь опоздать к началу спектакля. Прозвенит третий звонок – и без вас распахнется тяжелый занавес, заиграет музыка и начнется первая картина. А здесь, в галерее, тысячи картин ожидают вас и каждая из них в любой час готова вступить в беседу с вами.
Окончится день. Сумерки окутают город. Последние посетители покинут картинную галерею. В музее воцарится полная тишина. Но и теперь, в этот поздний час, когда затихает уличный шум, когда быть может, вам уже снятся сны, - картины продолжают свой молчаливый рассказ.
Учитель (идёт показ репродукций картин художников). Во мраке и тишине ночи все так же торжественно будет плыть луна над широким Днепром, журчать ручеек в задумчивой корабельной роще. Все так же громко, заливисто, самозабвенно будут смеяться и гоготать чубатые запорожцы и строчить издевательскую грамоту грозному турецкому султану. А в соседнем зале – в глубоком просторе – все так же легко и плавно будут парить белокрылые лебеди, печальным криком прощаясь с холодным осенним морем… .
Погаснут на улицах последние фонари. Город уснет. Но в высоких музейных залах – всю ночь, до утра, и днем – всегда, не прекращаясь ни на мгновение, будет продолжаться волшебный праздник живописи.
Дети. Утром в галерее не много народа.
День ясный, и на окнах спущены занавески, чтобы пятна солнца не мешали смотреть картины. Картин так много, что не знаешь, на которой из них остановить внимание. Одни из них еще молодые – им нет и десятка лет, это полотна современных художников. Но есть и такие, что живут уже не одно столетие – это картины великих мастеров прошлого.
Над каждой из них годы, а иногда и десятки лет трудились живописцы, вкладывая в работу все свое мастерство, все свои силы, весь свой талант.
Бережно хранят для нас работники галереи эти замечательные полотна. Каждое из них – сокровище, и у каждого своя особенная судьба.
Дети. В галерее вы увидите и рисунки художников, выполненные карандашом или акварельными, водяными красками. Они хранятся под стеклом – на особых столах–витринах – и поверх стола прикрыты шторками из плотной материи, чтобы рисунки не выгорали от солнца. Ведь карандаш и акварель очень чувствительны к свету.
А портреты! Если б не кисть художника, мы не знали бы даже, как выглядели Гоголь и Пушкин. Фотография в России получила широкое распространение лишь в конце прошлого века, и только волшебница – живопись сохранила для нас живые черты любимых писателей, музыкантов, славных полководцев и других выдающихся людей прошлого.
Дети. Но что замечательнее всего: все картины, которые мы видим в галерее – это подлинные произведения художников.
К ним прикасалась рука самого мастера, и эти подлинные полотна доступны всем.
Дети. Чтобы понять замысел художника, надо пристально всматриваться в картину, размышлять над ней. Быть может, на первых порах вам это покажется трудным. Но ведь когда-то вам казалось, что и книжки читать не так-то просто. А теперь вы даже не можете представить себе, как можно прожить без чтения!
А ведь многие картины русских художников можно поставить рядом с лучшими произведениями писателей. Приходите почаще в картинную галерею – и у вас будут друзья среди картин.
Останавливайтесь перед полотнами, всматривайтесь в лица изображенных на картине героев, вдумывайтесь в их судьбу, размышляйте, как размышляете над судьбой героев книг, любуйтесь красками – и перед вами откроется увлекательный мир живописи, и ваша жизнь станет еще богаче, еще интереснее.
Дети. В музее собраны не только картины. Почти в каждом зале вы увидите статуи, созданные скульпторами, или “ваятелями”, как называли их в старину.
Как украшают они картинную галерею! Фигуры из бронзы и мрамора, из дерева и фарфора – и маленькие, и большие – установлены так, что их можно обойти со всех сторон: и справа, и слева, и спереди. В скульптуре каждая сторона фигуры имеет свое особенное выражение, и чтобы по-настоящему увидеть и понять скульптору, ею надо полюбоваться со всех сторон, посмотреть ее и вблизи, и издали, чтобы охватить глазом всю статую.
Дети. Но, конечно, самое главное в галерее – это картины, написанные масляными красками. Нарядные и торжественные, развешаны они одна над другой, одна возле другой тесными рядами. Под каждой – маленькая табличка с названием картины и фамилией художника. Прежде чем посмотреть картину, непременно прочтите, что написано в табличке. Очень часто название говорит нам не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
Учитель. А задумывались ли вы над тем, почему в галерее все картины выставлены в рамах и иногда даже в очень широких?
(Ответы детей)
Дети. Рамы – это не только украшение. Представьте себе, что мы уберем из галереи все рамы. Конечно, без них в залах поместится гораздо больше картин. Но если мы выложим все стены картинами, как пол – шашечками паркета, нам трудно будет понять, где кончается одна картина и где начинается другая. Мы не сможем сосредоточиться на каком-нибудь одном полотне.
Значение рамы в том-то и заключается, что она как бы отделяет картину от окружающего мира. Благодаря раме мы остаемся с глазу на глаз с картиной, с художником, с его мыслями и чувствами.
Учитель. Но почему же большинство картин выставлено в позолоченных рамах?
(Ответы детей)
Дети. И это не случайно. Картины написаны различными красками. Предположим, что художник написал картину заката: зеленые рощи, синюю гладь воды и алое небо. Поместите такую картину в красную раму – и сразу же померкнут синие и зеленые краски, красная рама убьет все тона, кроме алых тонов заката. А вот золотой краски нет ни в одной картине. Значит, золотая рамка будет самая справедливая рамка для всех картин – она не отдаст предпочтение ни одному из тонов картины.
Дети.Современные же художники редко пользуются золотистыми рамками. Но и они тщательно подбирают рамы к своим картинам. Чаще всего это просто планка, покрытая масляной краской светлого тона, ее окраска всегда соответствует цветовой гамме картины.
Прежде всего, картина должна быть хорошо освещена. Больше всего света получают полотна, помещенные против окон. Если же повесить картину в простенке, против света, солнце будет слепить глаза, и рассмотреть картину будет почти невозможно. Стенды, установленные против простенков, дают возможность развесить в залах больше картин, и смотрим мы их при удобном боковом освещении.
4. Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Дети. Какие картины вас больше всего интересуют?
Бытовые картины изображают события повседневной жизни, события, близкие и понятные каждому. С любовью выписывает художник лица своих героев, все мелочи обстановки, не пропустит ни одной подробности, словно говорит зрителю: присмотритесь внимательно, как живут люди.
Картины, на которых изображены овощи и плоды, посуда и другие предметы, художники называют французским словом “натюрморт”. В переводе это слово означает “неживая природа”. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображение человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.
Дети. Картины, на которых изображена природа: леса и рощи, мостики, речки – пейзажи. Они пробуждают в нас светлые воспоминания – и о далеких прогулках, и о беседах у костра под глубоким вечерним небом. Все мы любим привольную и спокойную русскую природу.
Но есть в галерее и другие пейзажи. На них вы увидите море. Грозные волны с брызгами, пеной, гибнущие корабли, прибой у крутых прибрежных скал изображают на своих полотнах художники – маринисты. Так называют живописцев, создающих морские пейзажи.
Дети. А может быть, вас больше интересуют портреты? В галерее так много картин, что глаза разбегаются. Не знаешь, на какой остановиться.
А не хотите ли вы заглянуть в далекое прошлое, посмотреть исторические картины?
Конечно же, каждый из вас с интересом читает исторические повести и романы. В картинной галерее есть такие романы в красках. И Петра Великого, и стрельцов, и царевну Софью, и удалых запорожцев увидите вы на полотнах художников.
Увидите и батальные картины – картины былых сражений. О славе наших предков, о силе народной рассказывают эти увлекательные полотна. Пускай же воскреснет перед нами русская история на полотнах художников.
Дети. Материал музыки – это звуки. Материал, из которого писатель слагает свои произведения – слово. Краски – материал живописи, материал художника.
Как звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и она вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно - розовый тон заката, и глубокие краски вечерних сумерек. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы.
Дети. Картинная галерея – это не только тысяча увлекательных рассказов, это целый мир чувств. И каждая картина, каждый художник волнуют нас по-своему. Одни полотна чаруют нас, и мы смотрим их затаив дыхания. Другие – яркие, праздничные – вселяют в сердце радость. Третьи – гневные и трагические – потрясают величием изображения на них страстей.
Картины русских и современных мастеров ждут вас на выставках и в галереях. Они готовы рассказать вам и о далеком прошлом и о сегодняшнем дне. Каждая из них заставит вас глубоко задуматься, волноваться, радоваться, грустить, - принесет новые знания, новые впечатления. Надо только захотеть и суметь взять их от живописи, а для этого надо научиться глубоко и вдумчиво читать картины художников.
5. Знакомство с творчеством А. Саврасова.
Дети. Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.
- Ну, какая же это верба, юноша? – говорил он, просматривая работу ученика.
- Не знаете, посмотрите. Десять раз посмотрите, потом рисуйте.
Надо знать природу как свои 5 пальцев, чтобы писать пейзажи. Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу. Потом подходил к другому и вздыхал:
- Тут все правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. Но разве это живопись? Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. Мало знать природу, природу надо чувствовать. Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветки? А какие веселые весной на березах сережки! Они так и светятся в лучах нежаркого еще весеннего солнышка. Вот, друзья, смотрели вы на природу, а главного-то и не увидели: не тронула она вас. Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать. Тогда и картина наша взволнует зрителя.
Дети. Когда-то, еще молодым художником, Алексей Кондратьевич написал картину “Вид в окрестностях Ораниенбаума”. Ничего особенного не было в этой картине: два-три дерева да камни, поросшие мхом. Но картина была написана с таким искренним чувством, что императорская Академия художников присвоила молодому Саврасову почетное звание академика живописи.
Этим званием Алексей Кондратьевич никогда не кичился. Он был скромным человеком, и вкусы у него были самые скромные.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо! Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужи. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Дети. Подобное чувство бывает у каждого именно весной, когда еще не растаял снег, еще не набухли почки на деревьях, еще не слепит яркое солнце, а воздух сырой и промозглый. Но уже чувствуется весна! Пробуждается жизнь. Вон и птицы начинают обустраивать свои гнезда.
Павел Третьяков сразу же приобрел полотно художника для своей галереи.
Художник Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, а “душа есть только в “Грачах”.
А Левитан продолжал: “Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко”.
6. Знакомство с творчеством И. Айвазовского.
Дети. Иван Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии в армянской семье. Вся жизнь художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку и хлопал ладошкой по воде. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем неизменно возвращался в городок у подножия Крымских гор, в Феодосию.
Друзья и знакомые считали его человеком редкого везения и удачливости. И действительно, Ивану Айвазовскому всю жизнь везло. В основном на встречи с незаурядными людьми.
Еще ребенком, на руках у отца, он впервые увидел самого Пушкина. Судьба подарила ему еще множество встреч – с писателем Гоголем, баснописцем Крыловым, художником Брюлловым, композитором Глинкой.
Первые детские рисунки художника не сохранились. Не могли сохраниться. Они были … на песке! Ранним утром мальчик вскакивал с постели и мчался к морю. Там, стоя на песчаном пляже, он впервые увидел в море … алые паруса!
Дети. Сам Папа Римский Григорий 16-ый покупает одну из его картин для своей галереи в Ватикане.
Айвазовский совершает путешествие по Европе. И везде открывает выставки своих картин. И везде его сопровождает оглушительный успех. Лондон и Париж, Мадрид и Лиссабон восторженно встречают его картины. Имя Айвазовского становится легендой.
Длительные путешествия по миру всегда заканчиваются радостным возвращением в родной город, в любимую им просторную мастерскую. Вся жизнь художника связана с родной Феодосией. Судьба подарила ему огромный запас здоровья, жизнелюбия и трудоспособности. И, конечно, таланта.
За долгие 60 лет работы Иван Айвазовский написал более 6000 полотен, не считая эскизов.
Есть среди них талантливые картины, а несколько - поистине гениальных.
Дети. Один из его шедевров – всемирно известный “Девятый вал”.
Ослепительное солнце над бушующим океаном. Чередой вздымаются яростные волны. И одна из них, самая высокая и беспощадная, уже нависает над горсткой несчастных людей, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Это девятый вал! Такая волна способна поглотить даже большие корабли. А тут лишь попавшие в беду люди….
Всю страшную, безумную ночь моряки боролись со стихией. И благодаря титаническим усилиям они смогли дожить до рассвета.
Теперь появилась надежда: дружелюбное солнце укротит бешеный напор стихии.
И этим отважным храбрецам, отдавшим все силы в ночной схватке с самой судьбой, предстоит выдержать последнюю, самую яростную волну. Это картина – гимн человеческому мужеству!
7. Знакомство с творчеством И. Левитана.
Д. Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем.
В 12 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во время летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя Саврасов и Поленов помогали ему расти с каждым годом.
Уже в ранних ученических работах проявилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину “Осенний день в Сокольниках” Картина была представлена на выставку, и ее приобрел Третьяков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.
С тех пор Левитан входит в русскую живопись как мастер “пейзажа настроения”. Самое простое и обыденное он сумел показать необыкновенно лирично и трогательно.
Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они скромны и точны, но чем дольше вглядываешься, тем милее становятся неброская красота и тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.
Все пейзажи Левитана располагают к раздумьям.
Дети. Левитан написал картину “Март” в 1895 году. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине.
При помощи цвета и света художник свое радостное настроение передает и нам.
Ком снега на крыше подтаял и скоро с шумом упадет на землю.
Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день.
Картина пробуждает в нас чувство светлой радости. Март – это первые дни долгожданной весны.
Дети. На картине Исаака Левитана “Золотая осень” - золото всех оттенков – от ярко-желтого до темно- - багрового, золото на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах реки. Тишина. Ни звука. Ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе не шевелясь…
Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.
Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор березки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти.
Хочется долго-долго стоять перед этой картиной, стоять и смотреть без конца, словно слушаешь далекую тихую музыку. Отойдешь, а на душе все еще грустно и как-то радостно.
Сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна!
Учитель. Сегодня мы посмотрели с вами несколько пейзажей, несколько картин природы. Но как различны они по настроению, по мысли.
Бесхитростный, скромный по краскам, пейзаж Саврасова проникнут чувством радостного, светлого покоя. Легкой грустью овеяна поэтическая картина левитановской осени.
Пейзаж Айвазовского драматичен, полон тревоги.
Не только деревья, избы, речку, разъяренное море видим мы на этих пейзажах. В каждой из них перед нами открывается душа художника. И когда мы всматриваемся в полотно, написанное рукой большого мастера, нам невольно передается то светлая радость, то затаенная грусть, то тревога, которые вложил в свою картину художник. И в этом главная радость, которую приносит нам встреча с живописью.
8. Итог урока.
Учитель. Ребята, какие картины вам особенно понравились и чем?
(Ответы детей)
- Сегодня на уроке вы так много узнали о картинах, у кого из вас появилось желание сходить в настоящий музей? В нашем городе есть такие музеи.
Я желаю вам радостных встреч с картинами.