Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель игры. Проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ».

Задачи:

  • Закрепить умение раскрывать теоретические положения.
  • Сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и практические задания, оценивать свои учебные достижения.
  • Формирование правовой культуры обучающихся.

Методы: алгоритмический метод, диалогический метод

План урока

1. Приветственное слово учителя –3  мин
2. Информация об условиях игры – 3мин
3. 1 этап игры «Блиц-турнир»  – 10 мин
4. 2 этап игры «Вставь недостающие слова» – 10 мин
5. 3 этап игры «Ответы на вопросы» – 10 мин.
6. Формулировка выводов по теме урока.  – 6 мин.
7. Результаты игры. – 3 мин

Необходимый реквизит:

  • Мультимедийное оборудование
  • Настольные флаги (количество определяется в соответствии с количеством учеников в классе)
  • Маленькие флажки 61 шт. (определяется по количеству правильных ответов 1 и 3 этапов)
  • Задания на листах (количество определяется в соответствии с количеством учеников в классе)
  • Бланки для жюри (Приложение)
  • 3 грамоты

Примечание: (1) и (2) – указание на количество баллов.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, уважаемые ученики  9 класса. Сегодня мы проводим игру по теме: «Конституция РФ. Основы конституционного  строя России».  Прежде чем объявить  основные условия, прошу вспомнить федеральный конституционный закон «О государственном гимне РФ»,  в соответствии с которым  Государственный гимн Российской Федерации исполняется в случаях определённых, данным Законом, а также во время  торжественных мероприятий, проводимых государственными организациями (ст.3 ФКЗ), при официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя (статья 7).

Прошу всех встать.

Звучит гимн РФ.

Прошу всех сесть на свои места.

Объявляются этапы игры.

1 этап игры «Блиц-турнир по теме «Конституция»»  – 10 мин.

Ученик видит на доске задание, чтобы дать правильный ответ, поднимает флаг, который находится у него на столе. За правильный ответ получает 1 балл (в виде флага РФ)

2 этап игры «Вставь недостающие слова в текст преамбулы и статей Конституции РФ» – 10 мин.

Каждый ученик переворачивает лист, который лежит у него на столе. На данном листе напечатано задание. Необходимо вставить недостающие слова в текст. Таких слов 17 и, соответственно, ученик может максимально получить 17 баллов.

3 этап игры «Ответы на вопросы по теме «Основы конституционного строя России» – 10 мин.

Правильный ответ на вопрос – 2 балла, не полный ответ на вопрос  или вторичный правильный ответ на вопрос – 1 балл.

Далее мы с вами сформулируем выводы по теме игры, и жюри объявит итоги. Результатом Вашей активности будет оценка, которую получит каждый ученик, а победители, помимо отличных оценок,  получат грамоты.
Итак, готовы ? Начинаем!

(На доске высвечиваются вопросы и ответы. Дети, ответившие правильно, получают баллы в виде флагов РФ)

1 этап игры «Блиц-турнир по теме «Конституция»»

  ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ (Каждый правильный ответ – 1 балл)
1 Конституция (от лат. сonstitutio) в буквальном переводе… Конституция (от лат. constitutio – устройство) (1)
2 Назовите особые юридические свойства Конституции верховенство Конституции  (1);
высшая юридическая сила (1);
роль Конституции  как ядро правовой системы государства и системы права (1);
особая охрана конституции (1);
особый  порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок (1).
3 Назовите дату принятия ныне действующей Конституции РФ 12.12.1993 г . (1)
4 Когда Конституция РФ  вступила в законную силу Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года (1)
5 Гражданин Российской Федерации  может быть лишен своего гражданства? Нет (1)
6 Имеет ли право гражданин Российской Федерации  на изменение гражданства? Да (1)
7 В России Президент – глава исполнительной власти? Нет (1)
8 Какая идеология  может устанавливаться в качестве государственной или обязательной в РФ? Никакая (1)
9 Российская Федерация – социальное государство? Да (1)
10 Каждая область – субъект РФ имеет свою конституцию и законодательство Нет (1)
11 Край,  город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство? Да (1)
12 Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,  могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения Нет (1)

2 этап игры «Вставь недостающие слова в текст преамбулы и статей главы 1 Конституции РФ»

В течение 10 минут команды выполняют задание и сдают  листы с ответами жюри.

Задание (слова, выделенные в тексте красным цветом – правильные ответы) Дети получают задания с пробелами в тексте.

Перевернув страницу,  не забудьте её подписать.

ТЕКСТ

Мы,  многонациональный (1) народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство (1), исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную (1) государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности (1) за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,  сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ (1) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 1 Конституции РФ

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное (1) правовое государство с республиканской (1) формой правления.

Статья 2 Конституции РФ

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность (1) государства (1).

Статья 3 Конституции РФ

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный (1) народ (1) …
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум (1) и свободные выборы

Статья 5 Конституции РФ

1. Российская Федерация состоит из республик, краев (1), областей, городов федерального значения, автономной области, автономных (1) округов (1) – равноправных субъектов (1) Российской Федерации.

Статья 13 Конституции РФ
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (1).

Листы с ответами передают жюри, выставляются баллы каждому ученику в соответствии с количеством правильных ответов

3 этап игры «Ответы на вопросы по теме «Основы конституционного строя России» – 10 мин.

Правильный ответ на вопрос – 2 балла, не полный ответ на вопрос  или вторичный правильный ответ на вопрос – 1 балл

 

Вопросы

Ответы

1

Количество субъектов в РФ

83 (2)

 

В соответствии с каким федеральным законом приобретается и прекращается гражданство РФ

Федеральный закон «О гражданстве РФ» (2)

2

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на что?

на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (2)

3

Статья 14

1. Российская Федерация – светское государство. Продолжите текст статьи

Статья 14
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (2)

4

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются  (какие правила?)

правила международного договора. (2)

5

Какие формы собственности признаются и защищаются в РФ

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. (2)

6

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на какие ветви власти

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (2)

7

Какие главы Конституции РФ не могут быть изменены?

1, 2, 9 (2)

8

Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. (2)

9

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они

если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (2)

10

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются что? (ст. 7 КРФ)

устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (2)

11

Как, каким образом народ осуществляет свою власть в соответствии с п.2 ст 3 КРФ?

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. (2)

12

В каких формах собственности могут находится земля и другие природные ресурсы?

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (2)

13

Какие органы осуществляют государственную власть в РФ ( ст. 11 КРФ)

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (2)

14

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить … (продолжите фразу)

Конституции Российской Федерации (2)

Игра закончена.

Жюри подводит итоги, а ученики вместе с учителем формулируют  10 принципов конституционного строя России

Подводя итог, напомним, что в науке  обычно выделяют 10 принципов, составляющих основу нашего конституционного строя. Мы назовём их:

1. Человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность
2. Народовластие и республиканская форма правления, отвечающая требованиям демократии и правового государства
3. Федеративное устройство , основанное на государственной целостности страны
4. Социальная защита человека
5. Разделение властей
6. Гарантии местного самоуправления
7. Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность
8. Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности
9. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции РФ
10 Отделение церкви от государства

Учитель: Все эти принципы  составляют главную исходную правовую базу  не только для всего последующего содержания Конституции, но и для всей системы Российского права: ведь Конституция – это основной закон и, ни один другой закон, или иной правовой документ (акт) не должен противоречить принципам конституционного строя. Принципы  главы 1  абсолютно неизменны: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция (ст. 135 КРФ).

И помните,

Граждане России и лица, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать Конституцию РФ , законы  РФ  и другие нормативные акты. Не знание закона не освобождает от ответственности!

Подведение итогов игры

36 баллов  и более – «победитель игры»
25-35  баллов – «призёр игры»
До 24 баллов – «участник игры»

Подсчёт баллов, награждение победителей

Источники.

Литература:

  1. Воронцов Г.А. Конституционное право России Ростов-на-Дону «Феникс 2013.
  2. Обществознание. 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под ред. Л.Н.Боголюбова. Москва «Просвещение» 2011 г.

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция РФ  по состоянию на 2013 г. Москва «Эксмо» 2013 г.
  2. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне РФ»

Интернет-источники:

Приложение 1

Бланк  для жюри

36 баллов  и более – «5»
25-35  баллов – «4»
15-24 баллов – «3»
Менее 15 баллов – «2»

ФИО ученика 1 этап «Блиц-турнир по теме «Конституция»»  (по 1 баллу) 2 этап «Вставь недостающие слова в текст статей Конституции РФ» mах – 17 баллов 3 этап «Ответы на вопросы по теме «Основы конституционного строя России» (по 2 балла) Баллы Оценка Место
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Приложение 2