Страна "Оригамика" (мастер-класс)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Работа с родителями


Цель:

  • повышение профессионального уровня,
  • обмен опытом по модульному оригами,
  • создание ситуации общения родителей и детей.

Задачи:

  1. Раскрыть значение модульного оригами в развитии ребенка.
  2. Учить трудиться над замыслом.
  3. Рассмотреть модульное оригами как вид декоративно-прикладного искусства.
  4. Развивать мелкую моторику и координацию мышц рук.
  5. Заинтересовать модульным оригами для творческих совместных работ.

Оборудование для урока:

  • Презентация,
  • проектор,
  • экран,
  • компьютер,
  • выставка объемных моделей.

Оборудование для участников:

  • цветная бумага,
  • схема сборки модели.
  • фломастеры.

Ход занятия

Слайд 1.

Дорогие родители и дети, сегодня вы побываете в стране “Оригамика” и

  • узнаете о значении модульного оригами в развитии человека,
  • научитесь выполнять простейшую модель модульного оригами,
  • заинтересуетесь этим искусством для дальнейших творческих побед.

_____________________________________________________________________________

Слайд 2.

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, жёлтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всём белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик.
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику “оригами”.

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги – кораблик или самолётик, а летом нередко сооружали себе “пилотку” из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу “оригами”.

_____________________________________________________________________________

Слайд 3.

Оригами – традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.

В середине 60-х годов 20 века технику модульное оригами открыли два мастера: американец Роберт Лэнг и японец Мицунобу Сонобе. Они создали большое количество фигур оригами и раскрыли секреты почти всех своих работ.

Роберт Лэнг – математик. Знание математики позволило ему достичь вершин мастерства в оригами. А практика оригами, в свою очередь, увеличила его познания в теории математики. Именно благодаря своим оригами-экспериментам он смог разработать уникальную методику складывания подушек безопасности.

А что же делать тем, кто не так силен в математике, как Роберт Лэнг? Неужели простые любители оригами обречены сворачивать обычных журавликов и несложные фигурки котиков?

А вот и нет. Имя Мицунобу Сонобе в западных странах знают так же хорошо, как в нашей стране – имя изобретателя кубика-рубика. Он является основоположником модульного оригами. В основе его техники лежит разработка бумажных модулей-свертков, которые имеют возможность сцепляться друг с дружкой, образуя сложные трехмерные фигуры.

Искусство модульное оригами – загадка, и она манит каждого невероятными превращениями. Сегодня множество людей во всём мире увлекаются этим искусством.

Оригами – это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное хобби. Оно имеет три аспекта: медицинский, практический и психологический.

Медицинский аспект.

Если мы говорим о детях, то нельзя не сказать о том, что модульное оригами способствует равномерному и быстрому развитию мелкой моторики рук, а также глазомера. В отличие от рисования, которое также способствует развитию творческих способностей, складывание бумажных фигур требует действия обоих рук. Поэтому так хорошо развивается координация движений пальцев, а также внимание и память.

Практический аспект.

Пожалуй, не одно творческое занятие по сравнению с модульным оригами не развивает так усидчивость и трудолюбие. Создание модулей – серьёзная работа, требующая внимания и концентрации всех сил, и физических, и эмоциональных. Сборка по схемам от мастеров воспитывает в человеке терпение и точность движений рук и пальцев. Кроме этого, модульное оригами знакомит детей с геометрическими фигурами и понятиями. Ребёнок движется от обучения до самостоятельного выполнения действий.

Психологический аспект.

Взрослые, увлекающиеся созданием бумажных скульптур, отмечают, что хобби стало для них своеобразной психологической разгрузкой. Возможность побыть наедине со своими мыслями или, наоборот, не думать о проблемах, а сконцентрировать внимание на создании скульптурных композиций.

Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Советский педагог Сухомлинский В.А. утверждал, что истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. Ни для кого не секрет, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за логику и речь, а правое – за творческое мышление и интуицию в сочетании с воображением. Вполне естественно, что, тренирую в равной степени мелкие мышцы и левой и правой руки, мы будем одновременно стимулировать деятельность обоих полушарий. А значит, сможем развивать как логическое мышление, так и творческий потенциал.

Модульное оригами – складывание модулей и конструирование из них объемных фигур. Именно в нем всегда задействованы сразу две руки, а значит, при занятии модульным оригами идет серьезная тренировка, повышающая активность всех зон коры головного мозга и способствующая более быстрому и комплексному умственному развитию ребенка.

__________________________________________________________________________________

Слайд 4.

Значение оригами для развития ребёнка:

  • учит детей различным приемам работы с бумагой;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
  • стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер;
  • помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

_____________________________________________________________________________

Слайд 5. (Практическая индивидуальная работа.)

Японская пословица гласит:

“Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!”

Особенности этой техники использование довольно простого треугольного модуля. Модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Сейчас мы изготовим с вами модуль-треугольник.

_____________________________________________________________________________

Слайд 6.

Сейчас мы с вами изготовим модель “Рыбка”.

Слайд 7. (Практическая групповая работа – родитель и ученик.)

Рассмотрим иллюстрированную схему сборки.

 

У каждой группы на столе лежит схема сборки. Вы можете выполнить раскраску рыбки на схеме по своему усмотрению. Приложение 2

Приложение 1

Слайд 8.

Просмотр выполненных моделей.

Выставка.

Рефлексия участников.

Источники:

Рисунок:

  1. Кораблика – http://www.wwalls.ru/53915-korabliki-bumaga-voda.html
  2. Журавлика – http://www.stihi.ru/2011/03/12/7230
  3. Бабочки – http://stranaorigami.ru/video-master-klass-babochka-origami-iz-treugolnyx-modulej
  4. Треугольный модуль – http://stranamasterov.ru/technic/origami_module
  5. Описание аспектов – http://origamimodule.ru/etapy-stanovleniya-origami-mastera.html