Разработка урока по русскому языку. Тема: "Три склонения имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.

Задачи:

– формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
формировать учебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей.
– Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:

В городе люди ездят на машине, а в селе на лошади.

Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом на и стоят в предложном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит выяснить почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?

Посмотрите на тему нашего урока: же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!

“Три склонения имён существительных” Что же нового мы с вами должны узнать сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?

Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).

На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

I. Создание проблемной ситуации (новый материал).

– Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
– Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.
– Что вы заметили? (Эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку.)

По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний.) Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?

1-я группа.

падеж ракета учебник клеть дедушка речь ведро
И.п. – а
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п. -ой -ом -ой -ом
П.п.

2-я группа.

падеж река конь храбрость папа лесть горе
И.п. – а – а
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п. -ой -ем -ой -ем
П.п.

3-я группа.

падеж конюшня стол печь юноша трусость сено
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п. -ей -ом -ей -ом
П.п.

Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.

Какие существительные вы отнесли к 1-й группе (ракета, дедушка). Почему? Какого рода получились слова? (Ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных?

(-а).

А вы ребята из 2-й группы какие слова отнесли к этой группе? (Река, папа.) А у вас ребята и 3-й группы какие получились слова? (Конюшня, юноша) м.р. и ж.р., окончания -а и -я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.

Какие слова ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (М.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (Нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (Конь, горе.) (С окончаниями нулевым и е). А у вас ребята из 3-й группы какие получились слова? (Стол, сено.)

Какие слова к 3-й группе? (Клеть, речь.) Почему? Какого рода получились слова? (Ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (Нулевое.) А вы ребята из 2-й группы какие слова отнесли к этой группе? (Храбрость, лесть.) А у вас ребята из 3-й группы какие получились слова? (Печь, трусость.)

Ребята, вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1-ое склонение, 2-ое склонение и 3-е склонение.

1 скл.

ж.р., м.р.

-а, -я

Ракета

Дедушка

Река

Папа

Конюшня

Юноша

2 скл.

м.р.

ср.р.-о, -е

Учебник

Ведро

Конь

Горе

Стол

Сено

3 скл.

ж.р.

Клеть

Речь

Храбрость

Лесть

Печь

Трусость

 

– Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.76 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту.)
– А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Вывод: Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

II. Физкультминутка.

А теперь составим алгоритм определения склонения:

Оцените свою работу в оценочных листах.

III. Первичное закрепление.

Словарная работа (проверка работы в парах)

– Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям.

Девочка, коллектив, кровать, пальто, морковь, аллея.

– Что вы заметили? (Это словарные слова.)
– Подчеркните орфограммы.

Проверьте работу в парах по образцу.

IV. Самостоятельная работа (дифференцированные задания).

Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.

1-й уровень.

Задание на 1 балл.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Весна, лето, дочь, радость, пенал, рука

1 скл. 2 скл. 3 скл.

________________
________________
________________

2-й уровень.

Задание на 2 балла.

Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.

работа овощ старость
шея огород товарищ
корова уголь месть
билет яблоко деталь
деревня малина храбрость
автомобиль лагерь словарь

3-й уровень.

Задание на 3 балла.

Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.

  1. У дедушки был удивительный карандаш.
  2. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш.
  3. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

V. Итог урока.

– О чём мы сегодня узнали на уроке? (Имена существительные бывают трёх склонений.)
– По какому признаку слова делят на три склонения? (По сходству падежных окончаний.)
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах НА МАШИНЕ, НА ЛОШАДИ разные окончания? (Сущ . машина – 1скл., сущ. лошадь – 3 скл..)
– Для чего необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончания существительного.)
– Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.

VI. Рефлексия.

– Какие задания вам понравились больше всего?
– Какие задания вызвали затруднение?

Красный кружок – не всё понял, нужна помощь.

Желтый кружок – урок понравился.

Зеленый кружок – всё понял, было интересно.

VII. Задание на дом.

Выучить правило на стр. 76, выполнить упр. № 167.