Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Задачи:
– формировать представление о типах склонения имен существительных; учить
распознавать склонение по роду и окончанию;
– формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; –
развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
– развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
– формировать учебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные
признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
– воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что
для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы
товарищей.
– Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:
В городе люди ездят на машине, а в селе на лошади.
Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом на и стоят в предложном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит выяснить почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?
Посмотрите на тему нашего урока: же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!
“Три склонения имён существительных” Что же нового мы с вами должны узнать сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?
Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).
На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
I. Создание проблемной ситуации (новый материал).
– Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в
группе.
– Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.
– Что вы заметили? (Эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке
и составляли карточку.)
По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний.) Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?
1-я группа.
падеж | ракета | учебник | клеть | дедушка | речь | ведро |
И.п. | – а | □ | □ | -а | □ | -о |
Р.п. | -ы | -а | -и | -ы | -и | -а |
Д.п. | -е | -у | -и | -е | -и | -у |
В.п. | -у | -а | □ | -у | □ | -о |
Т.п. | -ой | -ом | -ю | -ой | -ю | -ом |
П.п. | -е | -е | -и | -е | -и | -е |
2-я группа.
падеж | река | конь | храбрость | папа | лесть | горе |
И.п. | – а | □ | □ | – а | □ | -е |
Р.п. | -ы | -я | -и | -ы | -и | -я |
Д.п. | -е | -ю | -и | -е | -и | -ю |
В.п. | -у | -я | □ | -у | □ | -е |
Т.п. | -ой | -ем | -ю | -ой | -ю | -ем |
П.п. | -е | -е | -и | -е | -и | -е |
3-я группа.
падеж | конюшня | стол | печь | юноша | трусость | сено |
И.п. | -я | □ | □ | -я | □ | -о |
Р.п. | -и | -а | -и | -и | -и | -а |
Д.п. | -е | -у | -и | -е | -и | -у |
В.п. | -ю | □ | □ | -ю | □ | -о |
Т.п. | -ей | -ом | -ю | -ей | -ю | -ом |
П.п. | -е | -е | -и | -е | -и | -е |
Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.
Какие существительные вы отнесли к 1-й группе (ракета, дедушка). Почему? Какого рода получились слова? (Ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных?
(-а).
А вы ребята из 2-й группы какие слова отнесли к этой группе? (Река, папа.) А у вас ребята и 3-й группы какие получились слова? (Конюшня, юноша) м.р. и ж.р., окончания -а и -я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.
Какие слова ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (М.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (Нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (Конь, горе.) (С окончаниями нулевым и е). А у вас ребята из 3-й группы какие получились слова? (Стол, сено.)
Какие слова к 3-й группе? (Клеть, речь.) Почему? Какого рода получились слова? (Ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (Нулевое.) А вы ребята из 2-й группы какие слова отнесли к этой группе? (Храбрость, лесть.) А у вас ребята из 3-й группы какие получились слова? (Печь, трусость.)
Ребята, вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1-ое склонение, 2-ое склонение и 3-е склонение.
1 скл. ж.р., м.р. -а, -я Ракета Дедушка Река Папа Конюшня Юноша |
2 скл. м.р. □ ср.р.-о, -е Учебник Ведро Конь Горе Стол Сено |
3 скл. ж.р. □ Клеть Речь Храбрость Лесть Печь Трусость
|
– Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные
по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.76 один ученик читает в
слух, остальные следят по тексту.)
– А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Вывод: Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.
II. Физкультминутка.
А теперь составим алгоритм определения склонения:
Оцените свою работу в оценочных листах.
III. Первичное закрепление.
Словарная работа (проверка работы в парах)
– Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям.
Девочка, коллектив, кровать, пальто, морковь, аллея.
– Что вы заметили? (Это словарные слова.)
– Подчеркните орфограммы.
Проверьте работу в парах по образцу.
IV. Самостоятельная работа (дифференцированные задания).
Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.
1-й уровень.
Задание на 1 балл.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.
Весна, лето, дочь, радость, пенал, рука
1 скл. 2 скл. 3 скл.
________________
________________
________________
2-й уровень.
Задание на 2 балла.
Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.
работа | овощ | старость |
шея | огород | |
корова | уголь | месть |
яблоко | деталь | |
деревня | храбрость | |
лагерь |
3-й уровень.
Задание на 3 балла.
Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.
- У дедушки был удивительный карандаш.
- Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш.
- Могучий дуб стоит подле красивой липы.
V. Итог урока.
– О чём мы сегодня узнали на уроке? (Имена существительные бывают трёх
склонений.)
– По какому признаку слова делят на три склонения? (По сходству падежных
окончаний.)
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока:
почему в словах НА МАШИНЕ, НА ЛОШАДИ разные окончания? (Сущ . машина – 1скл.,
сущ. лошадь – 3 скл..)
– Для чего необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончания существительного.)
– Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.
VI. Рефлексия.
– Какие задания вам понравились больше всего?
– Какие задания вызвали затруднение?
Красный кружок – не всё понял, нужна помощь.
Желтый кружок – урок понравился.
Зеленый кружок – всё понял, было интересно.
VII. Задание на дом.
Выучить правило на стр. 76, выполнить упр. № 167.