Цель: проконтролировать знания, умения и навыки обучающихся по данной теме.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, ватман (оценочная таблица).
Жюри: обучающиеся 11 класса.
Время проведения: 2 урока.
Зачет делится на два этапа. В основе первого лежит теоретический опрос каждого обучающегося. Второй этап – решение разноуровневых задач.
Первый этап.
С помощью электронной доски и индивидуальных ноутбуков, обучающиеся выполняют следующие задания:
Определить истинность утверждений:
Если треугольник равносторонний, то каждая его медиана одновременно и высота, и биссектриса. | Истинно/Ложно |
Если треугольник равнобедренный, то он и равносторонний. | Истинно/Ложно |
Теорема – утверждение, которое принимается без доказательства. | Истинно/Ложно |
В треугольнике можно провести три медианы. | Истинно/Ложно |
Если отрезок делит сторону треугольника пополам, то он является медианой. | Истинно/Ложно |
Количество верно выполненных заданий означало оценку, которую обучающиеся получили за данное задание. Данная оценка сразу же выставляется в оценочную таблицу.
Среди пар данных треугольников найти пары равных треугольников. Ответ обоснуйте.
Второй этап.
Обучающиеся делятся на группы: сильный уровень, средний уровень, слабый уровень. Каждой группе выдается практическая работа, решение которой они должны будут защитить перед всем классом. Уровень А (слабые обучающиеся) проверяют обучающиеся из уровня В, правильность решения задания уровня В проверяют обучающиеся из уровня С. А задания уровня С проверяют старшеклассники.
Уровень А.
А1) Треугольники АВС и МРК равны, если:
АВ=МР, АС=РК, В=Р.
АВ=МР, ВС=РК, В=Р.
АС=МК, ВС=РМ, С=Р.
СВ=КР, В=М, С=Р.
А2) По второму признаку равенства треугольников АВС=МРК, если
АВ=МР, А=М, С=Р.
АВ=РК, А=Р, В=К.
АС=МК, А=М, С=Р.
ВС=РК, В=М, С=Р.
А3) По третьему признаку равенства треугольников АВС=МРК, если
АВ=МР, ВС=РК, АС=МК.
АВ=МР, ВС=РК, ВА=МК.
АВ=МР, ВА=РК, АС=МК.
АВ=МР, ВС=РК, АС=РК.
В1) В равных треугольниках АВС и МРК А=М, В=Р, АВ=МР, ВС=5 см, АС=4 см, МР=6 см. Чему равен периметр МРК?
- 18 см.
- 14 см.
- 15 см.
- 16 см.
В2) Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О так, что СО=DO, АСО=BDO, АО=4 см. Чему равен отрезок ВО?
- 2 см.
- 8 см.
- 4 см.
- 6 см.
В3) В треугольниках АВС и МКЕ АВ=МК, ВС=КЕ, АС=МЕ, АВ=4 см, КЕ = 6 см, МЕ = 7 см. Чему равна разность АС и МК?
- 2 см.
- 1 см.
- 3 см.
- 0 см.
С1) Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О так, что АО=ВО, СО=DO, СО=5 см, ВО=3 см, BD = 4 см. Чему равен периметр САО?
- 15 см.
- 10 см.
- 12 см.
- 14 см.
Уровень В.
1) Известно, что АВС=А1В1С1, причем А=А1, В=∠В1. На сторонах АС и А1С1 отмечены точки D и D1 так, что CD=C1D1. Какие из утверждений верны?
- CBD=C1B1D1.
- ABD=C1B1D1.
- CAD=C1B1D1.
- CBA=C1B1D1.
2) Равные отрезки АВ и CD точкой пересечения О делятся пополам. BD=12 см, CD=16 см. Чему равна сторона АС?
- 16 см.
- 12 см.
- 8 см.
- 6 см.
3) На боковых сторонах АВ и ВС равнобедренного треугольника АВС отмечены точки М и Р так, что АМ=СР, точка О лежит на стороне АС, углы АМО и СРО равны, АС= 10 см. Чему равна длина отрезка СО?
- 10 см.
- 2,5 см.
- 12 см.
- 5 см.
4) По разные стороны от прямой АС отмечены точки В и D так, что ВАС=CAD, ВСА=DCA, АВ=5 см, ВС= 8 см. Чему равна длина CD?
- 5 см.
- 8 см.
- 12 см.
- 3 см.
5) В четырехугольнике АВСD проведена диагональ АС, АВ=CD, ВС=AD. Периметр АВС=23 см, CD= 5 см, ВС= 8 см. Чему равна диагональ АС?
Ответ: ____________.
6) По одну сторону от прямой АС отмечены точки В и К так, что АВ=СВ, АК=СК, ВАС=82°, КСА=39°. Чему равен ВАК?
Ответ: ____________.
Уровень С.
1) Известно, что МКР=М1К1Р1, причем М=М1, К=К1. Найдите периметр МКР, если МК= 6 см и составляет три четверти отрезка К1Р1, а отрезок МР на 3 см больше М1К1.
Ответ: ________.
2) На биссектрисе угла АВС отмечены точки О и К (В-О-К) так, что углы АОК и СОК равны. Периметр АВО= 17 см. ВА вдвое длиннее ВО и на 3 см больше СО. Найдите сумму длин отрезков ВС и АО.
Ответ: _______.
3) На стороне АС как на основании по разные стороны от нее построены два равнобедренных треугольников АВС и АМС. Прямая ВМ пересекает сторону АС в точке К. Найдите длину отрезка АК, если периметр АВС равен 40 см, а его боковая сторона на 7 см меньше основания.
Ответ: _________.
4) В равнобедренном треугольнике АВС с основанием ВС проведена медиана АМ. Периметр АВС равен 40 см, а периметр АВМ = 33 см. Найдите длину медианы АМ.
Ответ: __________.
Задания второго этапа оцениваются по следующей оценочной шкале.
Уровень А
А1 | А2 | А3 | В1 | В2 | В3 | С1 | |
№ правильного ответа | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Оценка: менее 2 баллов – “2”, от 3 до 6 баллов – “3”, от 7 до 9 баллов – “4”, от 10 до 12 баллов – “5”.
Уровень В
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
№ правильного ответа | 1 | 2 | 4 | 2 | 10 | 43 |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 |
Оценка: менее 3 баллов – “2”, 4 балла – “3”, 6 баллов – “4”, 9 баллов – “5”.
Уровень С
1 | 2 | 3 | 4 | |
№ правильного ответа | 23 | 13 | 9 | 13 |
Количество баллов | 2 | 2 | 3 | 3 |
Оценка: менее 2 баллов – “2”, от 3 до 4 баллов – “3”, 7 баллов – “4”, 10 баллов – “5”.
Полученные результаты записываются в оценочную таблицу. И подводится итог.
Используемая литература:
- Геометрия: Учеб. для 7-9 классов./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9кл. Геометрия. -М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004.
- Гаврилова Н.Ф. КИМ. Геометрия. 7 класс. – М.: ВАКО, 2013.