Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX–XX вв.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Предмет: история России

Класс: 11

Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР

Цель:

  • раскрыть проблему формирования политических партий в России в начале XX в.;
  • сравнить программы политических партий разных направлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить понимание и усвоение теоретических знаний, основных понятий темы;
  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения политических партий в России в начале XX века;
  • Познакомить учащихся с программами политических партий, с их политическими требованиями и лозунгами.

Развивающие:

  • Сформировать умение выявлять и анализировать проблему, давать объяснение и аргументацию на основе критического анализа, связывать объяснение с различными аспектами жизненных ситуаций;
  • Сформировать умение учащихся давать оценку своих действий на основе интерактивных упражнений;
  • Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • Развивать у учащихся умение организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • Pаботать индивидуально и в группе;
  • Способствовать приобретению опыта применения теоретических знаний для адекватной ориентации в окружающем мире.

Воспитательные:

  • Обеспечить формирование целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню развития науки;
  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому своей страны.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютеры.
  • ЭОР с сайта www.school-collection.edu.ru.
  • Учебники и тетради.

УУД:

Личностные:

  • личностное, жизненное самоопределение на основе уроков прошлого;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • умение соотносить события и явления прошлого с принятыми этическими принципами;
  • умение выделять нравственный аспект исторического опыта.

Регулятивные:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов;
  • управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

  • условия и причины появления в России политических партий и течений в начале XX века;
  • основные программные требования политических партий России в начале XX в.

Уметь:

  • работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
  • оценивать различные исторические данные;
  • сравнивать программные требования партий, выявлять общее и существенное.

Личностные:

  • воспитать уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм;
  • сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развить навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;
  • способствовать осознанному выбору будущей профессии, сформировать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении общественных и государственных проблем.

Метапредметные:

уметь

  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • владеть способами самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Основные понятия: политическая партия, либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, “черносотенное движение”, “полицейский социализм”, большевики, меньшевики, эсеры, октябристы, кадеты.

Межпредметные связи: история – обществознание (понятие “политическая партия”, виды политических партий; политическая идеология, ее виды).

Формы урока: фронтальная, групповая.

Этапы урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся
  3. Изучение нового материала
  4. Систематизация и обобщение знаний
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

Приложение