Цели:
- Совершенствование вычислительных навыков.
- Привитие интереса к математике через исторические факторы, обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
- Воспитание любви к Родине, гордости за её успехи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
– Прочитайте число, дайте характеристику по таблице разрядов.
– Запишите разрядный состав числа.
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке нам предстоит много потрудиться, много узнать. Мы отправимся в историческое прошлое нашей страны, где нас ждёт встреча с очень интересным человеком.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Арифметический диктант.
– А вы знаете имя человека, который в 10 лет стал царём?
Имя зашифровано, но чтобы его прочитать, нужно выполнить задание. Результаты действий расположите в порядке возрастания.
I – Увеличь число 46 в 50 раз.
Ё – Чему равно частное чисел 3200 и 100?
T – Найди число , которого равна 52.
П – Пароход за 30 часов прошёл 450 км. Найди скорость парохода?
Р – Сколько сантиметров в 70 дециметрах?
Итак, назовите имя человека, который в 10 лет стал царём? (Пётр I). (Слайд 2) Приложение
2. “Математическая цепочка”
– А в каком году он стал царём?
1682 г. 1690 г. 1862 г.
– Решите пример, и вы узнаете, какой из трёх вариантов ответа верный.
( 600 : 30 + 7 ) х 5 – ( 43 + 56 ) + 1646 =
Молодцы! (Слайд 3)
– Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы.
В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из отсталости. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других.
3. Решение задач “Блиц-турнир”.
– Выполнив “Блиц-турнир” вы узнаете много интересного из правления Пётра I.
а) “Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а ещё 38 утеряно. Сколько всего токарных станков было у царя – труженика?” (Слайд 4)
б) “При Петре I в России работало 35 текстильных фабрик, из них 23 находились в Москве, а остальные в других городах. Сколько текстильных фабрик работало в других городах России?”
(Слайд 5)
в) “Пётр I решил создать регулярный морской флот России. Для этого он отправил обучаться военно-морскому искусству 22 человека в Голландию и Англию, а в Венецию на 17 человек больше. Сколько человек обучалось военно-морскому искусству в этих странах?” (Слайд 6)
– Что нового вы узнали из задач о правлении Петра I?
V. Физкультминутка.
Упражнения: массаж кончиков пальцев; разминка пальцев с помощью волшебной палочки.
VI. Закрепление знаний сложения и вычитания многозначных чисел.
Итак, мы с вами продолжаем наше путешествие по России времён правления Петра I.
Пётр I основал первый музей в стране.
– А вот как он называется вы, узнаете, решив примеры, а результаты действий расположите в порядке убывания. (Слайд 7)
Н 2 345 + 3 587 Т 7000 – 2 038 К 5897 + 1 705 А 8 013 – 4 852 У 3 854 + 2 309 |
М 4 725 – 1 908 С 9 905 – 4 296 А 9 378 – 7 409 Р 5 100 + 2 607 К 7 853 – 2 953 |
Молодцы!
– Как называется музей, который открыл Пётр I?
По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.
Дата основания музея – 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя – Кунсткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга.
– На Васильевском острове Пётр I построил музей редкостей. В него поместили собранные самим Петром и приобретённые за границей: виды оружия, посуду, инструменты, чучела редких зверей и птиц и т.д. И богатый, и бедный могли посетить музей, что имело, важное, значение в просвещении русского народа.
VII. Физкультминутка.
– Я буду называть многозначное число, если оно чётное – хлопайте в ладоши, если нечётное – подпрыгните. ( Например, 3245 – подпрыгнуть, 4278 – хлопаем в ладоши. )
VIII. Работа над задачей. По вариантам. (Слайд 8) Приложение
1. “У царя Петра I во дворце было всего 8 комнат, а у его сестры, царевны Натальи Алексеевны был двухэтажный дворец, на каждом этаже по 120 комнат. Во сколько раз меньше комнат было у царя Петра I, чем у его сестры царевны?”
2. “Царю Петру I было куплено 2 парика по 10 рублей, а ближайшему помощнику царя, Меншикову было куплено 8 париков по 60 рублей. На сколько рублей больше заплатил за парики Меншиков, чем царь Пётр I?”
IX. Итог урока.
– Что нового и интересного узнали об эпохи правления Петра I?
Чему учились на уроке?
X. Рефлексия.
– Оцените своё участие на уроке с помощью эмблем.
– Спасибо за урок.
Литература
1. “Познавательный задачник по математике” (1– 4 классы), О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова, АСТ–Апрель, Москва, 2004.
Интернет – ресурсы:
- www.modernlib.ru/.../drevnyaya_russkaya_literatura_t1;
- www.zone4iphone.ru/index.php?p_id=7&avtor=Петр+Успенский.