Цели:
- познакомить с понятиями “авторская сказка”, “народная сказка”,
- формировать понятие о различии слова и предмета, слова родственные или однокоренные, упражнять в звуковом анализе слов;
- учить пересказывать сказки по содержанию иллюстрации;
- развивать память, речь;
- воспитывать любовь к народному творчеству, русскому языку.
Оборудование: презентация “Сказочные герои”, слова на листочках (сказка, сказочник, присказка), дерево.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Звучит музыка из телепередачи “В гостях у сказки”. Приложение 1.
Презентация с изображениями сказочных героев. Приложение 2.
Учитель: Дорогие ребята, приглашаю вас в волшебную страну под названием…….СКАЗКА
– А что такое сказка? (Ответы детей.)
– Найдите лишний рисунок. (Слайд) (Ответы детей.)
– Почему? (У сказки есть автор – А.С. Пушкин.)
– Значит, сказки бывают…..
Дети: народные и авторские.
II. Работа над новой темой.
1. Учитель: Слово “сказка” появилось в XVII веке, и впервые записано в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени народ произносил слово “баять”, то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в XIX веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Учитель: Вы спросили, что такое фольклор? А как вы думаете? (Ответы детей) Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение “фольклор” ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, частушки, загадки, сказки.
Первый сборник русских народных сказок появился в XVIII веке, и включал в себя такие произведения, как “Сказка о воре Тимошке”, “Сказка о цыгане”.
Учитель: Какую самую первую сказку вы услышали?
Учитель: Любите ли вы сказки? Почему?
Учитель: А какие бывают сказки? (Сказки бывают народные и авторские…)
Учитель: Чем отличаются сказки друг от друга? (Ответы детей.)
Дети: сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.
2. Учитель: Звучит музыка. Мы отправляемся дальше по волшебной стране.
Игра “Собери слова”. На доске листочки с буквами.
Дети составляют слова из букв и постепенно открывают листочки с именами героев сказки.
Амшкы (мышка)
Кабба (бабка)
Внаучк (внучка)
Жаучк (Жучка)
– Герои из какой сказки?
ЕПРКА (РЕПКА)
Учитель: Что вы можете сказать об этой сказке?
Дети: сказка народная, бытовая.
– Кого из героев сказки не назвали ? (Дедка, кошка.)
– Что вы видите необычного во всех словах? (-КА)
3. Работа с учебником с. 56–57.
Учитель: Найдите на рисунке предметы, названия которых заканчивается на -ка. (Ответы детей.)
Персонажи, какой сказки здесь живут?
III. Физкультминутка.
Музыка .Инсценировка сказки “РЕПКА”. Дети получают маски героев сказки.
Репка.
1-й ученик: Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.
2-й ученик: Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая – рук не хватит обхватить!
3-й ученик: Стал дед репку из земли тащить: тянет – потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
4-й ученик: Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
5-й ученик: Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
6-й ученик: Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
7-й ученик: Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут …
Все вместе: Вытащили репку.
Учитель: Спасибо. Молодцы!
Учитель: В каких ещё сказках можно встретить этих героев?
Дети: “Курочка Ряба”, “Колобок” и др…
IV. Повторение ранее изученного материала. Чтобы отправиться дальше мы с вами должны украсить листочками чудо-дерево.
На доске записаны слова: “За лесами, за морями…”, “Жили-были…”
Учитель: Где встречаются эти слова? (В начале сказок или перед сказкой.)
Учитель: Предисловие (начало) сказки – это …..
Дети: Присказка
Учитель: Человек, который рассказывает сказки или пишет их – это….
Дети: Сказочник.
На доске появляются слова:
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Учитель:
Что можно сказать о словах 1 столбика? (У них есть общая часть.)
– С помощью чего образовались слова?
– Изменился ли смысл слов?
– Можно ли их назвать слова-родственники?
Вывод: Это слова родственные или однокоренные. У них общая часть – корень. Они одинаковые по смыслу. Листочки с нашего дерева. (Ученики по очереди прикрепляют листочки к дереву.)
Учитель: Мы с вами, дети, никогда не должны забывать своих родных, т.к. и мы связаны с ними одними корнями, как корни этого чудо – дерева.
– Что можно сказать о словах 2 столбика?
– Можно ли их назвать слова – родственники?
– Что изменилось в их словах?
Вывод: слова второго столбика не являются родственными. Это форма одного слова.
V. Закрепление.
1. Дети, чтобы отправиться дальше в путешествие ответьте на вопросы.
На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках?
(Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и
т.д.)
Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
(“Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в
рот не попало”; “Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они
пир на весь мир”.)
Кого в русских народных сказках называют кумушкой?
(Лису.)
В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное?
(“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата?
(Баба Яга.)
В какой русской народной сказке есть слова: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли
тебе, красная?”
(“Морозко”.)
Учитель: Молодцы, дети! Мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
2. Появляется посылка. Учитель читает записку.
По предметам угадайте, какие ещё герои сказок в ближайшее время побывают в гостях 1в-класса? И из какой они сказки?
Игра “Угадай-ка”.
В посылке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.
(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются.)
Сказки: “Лисичка со скалочкой” – скалочка;
“Курочка Ряба” – золотое яйцо;
“Три медведя” – большая деревянная ложка и 2 поменьше;
“Финист-ясный сокол” – перышко;
“Царевна-лягушка” – стрела Ивана-царевича.
– Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.
(Звучит музыка.)
3. Игра. “Исправь ошибки”.
Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг допущу ошибку.
– “Царевна-ЖАБА”;
– “По собачьему веленью”;
– “Иван царевич и черный волк”;
– “Сестрица Аленушка и братец Матвеюшка”;
– “Петушок – золотой сапожок”;
– “Мальчик-с-мизинчик”;
– “У страха уши велики”;
– “Лапша из топора”.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по стране чудес и волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Что вы узнали нового для себя в этой стране? Как вы думаете, дети, нужно ли нам изучать сказки? Чему они нас учат?
Дети:
Сказки – это наше прошлое, это творчество русского народа, мы живем в России и должны хорошо знать историю и культуру нашей страны. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат нас, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, в добро и справедливость.
Учитель: Что нужно для того, чтобы познакомиться с другими сказками и их смелыми, хитрыми, коварными, добрыми, смешными, заботливыми героями? Дети: Учиться читать, любить русский язык, русский народ, историю нашей страны.
Учитель:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Дети, если вам понравилось наш урок – путешествие и ваша работа на нём , то покажите мне “солнце”, если вы чем-то огорчены, то покажите мне “тучку”.
Литература
- Нечаева Н.В., Белорусец К.С. АЗБУКА: Учебник по обучению грамоте для 1 класса.
- Е.Черенкова Учимся играючи. Конкурсы и викторины в начальной школе.