Цели:
- Систематизировать и обобщить знания об основных частях слова.
- Закрепить знание основных правил правописания приставок и суффиксов.
- Способствовать развитию умений речевой деятельности.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Прививать интерес к родному языку.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. (Под песню В. Леонтьева выходят 2 ученика – скомороха.)
Добрый день, гости званные, желанные!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите вы сюда!
Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!Всем, кто приходит, всем, кто есть,
Объявляем важную весть:
Приехали к нам купцы заморские
Из далекой сторонушки
Части слова продавать!
– Ребята, что такое ярмарка? (Ответы детей.)
– Узнаем толкование слова “ярмарка” в толковом словаре.
Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Читаю текст.)
– Наша ярмарка необычная. Это ярмарка частей слова. Какие части слова вы
знаете? (Дети перечисляют.)
– Давайте проверим, как вы умеете разбирать слова по составу. Поможем пчелке.
(Упражнения с диска “Помоги пчелке”.)
– Молодцы! Проводим мы “ярмарку” с вами накануне праздника. Отгадайте
какого:
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
II. Чистописание.
1) – Отправляемся в лавку окончаний. Нас встречает купец.
И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
– Что называется окончанием?
– Для чего служит окончание?
Маслениц. провожаем, свет. солнц. ожидаем. (Документ – камера.)
– Перед вами пословица. Прочитайте ее. Что-то не понятно. Что нужно сделать,
чтобы понять смысл?
– Правильно, добавить окончания. Давайте попробуем еще раз.
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
– Запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания.
III. Основная часть урока.
Орфографическая минутка.
2) Отправляемся к следующей лавке – лавке корня.
– Что называется корнем?
– Но в лавке корня произошла беда.
Беда!
Провалились в колодец слова!
Их достать – нелегкое задание:
Надо знать тех слов правописание!
На доске заранее записаны слова:
Сн.жок
х.лодный
з.мовать
дв.рей
ск.рей
бл.ны
– Какую же орфограмму нужно знать? Как проверить безударную гласную?
Дети выходят к доске и пишут проверочные слова. Выделяют корни.
– А если в словах есть гласные, которые нельзя проверить, как быть? Как называются эти слова?
Работа со словарем. (Использую компьютер и упражнение с диска “Впиши слова”.)
3) – Отправляемся в лавку приставок.
Лавка Приставок встретить вас рада.
Дамы Приставки здесь посмотри:
Пишутся слитно с корнем они.В корне смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.
– Что такое приставка? Как пишутся приставки со словами?
Игра “Приставка или нет”.
– Обсудите в парах. Выпишите только те слова, в которых есть приставка.
Списать, улететь, запеть, читать, написать, прочитать, лететь, петь. (Документ – камера.)
Проверка. (Дети, выполнившие задание, поднимают руки в замочке.)
4) Физическая пауза “Мишка”.
5) – Отправляемся к следующей лавке– лавке суффиксов. Нас здесь встречает купец.
Рад и я вам помочь,
После корня встать не прочь,
Ну и что ж, что после корня,
Всё равно я всех проворней!
– Что называется суффиксом?
– Отгадайте загадку:
Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывет в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины.)
– Образуйте родственные слова от слова блин, добавив суффиксы.
Запишите и выделите суффиксы. (Записывают на доске и в тетрадях.)
Блинчик, блинок, блиночек, блинец, блинище.
IV. А сейчас “Проверочная работа”. (ИКТ)
V. Рефлексия урока.
– Был ли интересен наш урок?
– Что повторили?
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Литература
- Программа “Перспектива”, авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.