Урок литературного чтения по теме "И.Тургенев "Голуби", И.Бунин "Розы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель. Формирование представления о литературных жанрах (стихотворение в прозе), умения вести диалог с автором, воспринимать текст на слух.

Задачи.

  • Развитие умения прогнозировать по названию и иллюстрациям, о чем пойдет речь в произведении.
  • Развитие устной речи, наблюдательности.
  • Воспитание доброго отношения к окружающим. природе.

Ход урока

1. Формулирование темы урока.

Давайте определим тему урока

Презентация. Слайд 1.

Эпиграф.

“Гроза прошла,
И ветка белых роз
В окно мне дышит
Ароматом”
А. Блок.

О чем мы будем сегодня говорить? А в какое время года можно наблюдать такое явление, как гроза? А цветение роз в саду?

Слайд 2.

Картины летнего дня. Мы познакомимся с двумя произведениями.

Это произведение И. Тургенева “Голуби”. И. Бунина “Две розы”

Какая задача на уроке?

Учиться вести диалог с автором, представить картины летнего дня с помощью литературных произведений.

2. Знакомство с новыми произведениями.

С. 90. Как называется произведение и кто его автор?

Знакомо ли нам имя автора?

Слайд 3.

Иван Тургенев – взрослый автор. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили это произведение в свою книгу.

Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем? Можно ли предположить по названию произведения и по иллюстрации, о чем будем читать?

Просмотрите текст. Какое это по жанру произведение? Рассказ. Проза. Короткое произведение.? Какое оно по объему?

Прочитайте в скобках. Что вас удивило?

Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением?

Такое по жанру произведение нам встречается впервые. “Голуби” – это стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении?

Слайд 4. Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия.

Итак, слушаем и пытаемся понять, почему это стихотворение в прозе.

3. Первичное чтение учителем.

Какие картины представили, когда слушали? Что получилось представить особенно ярко? Благодаря каким литературным средствам? Эпитеты, сравнения, олицетворение.

Почему меняется настроение рассказчика: сначала “тоскливое томление”, потом “и мне хорошо”?

Как вы думаете, почему автор захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы?

Какие мысли автора вы прочитали между строк? Тетрадь с.13 № 3.

Можно ли сказать, что это лирическое произведение? Да. Описаны чувства, настроение меняется.

К. Паустовский говорил, что “у подлинной настоящей прозы всегда есть свой ритм. Мы наблюдали с вами, как слова в произведении Тургенева сливались во что ? Яркие картины, образы – это ли не поэзия?

4. Работа в группах. Поработаем в группах. Тетрадь с.13 № 1. (Передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм, небольшое по объему.) А от прозы?

Слайд 5. (Завязка, развитие действия, кульминация , развязка.)

Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

И.С.Тургенев – русский писатель. Как вы думаете, одно ли такое произведение в прозе у него? Обратите внимание на помету в скобках.

Слайд 6.

Цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами (Успенский, Паустовский). У Тургенева таких стихотворений несколько. Каждое из этих стихотворений в прозе – небольшое по объему, у них особый ритм, лиричность (т.е. они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями).

Как вы думаете, почему авторы учебника решили нас познакомить с произведениями писателя “взрослого”, который не писал специально для детей.

Что хотел нам сказать автор своим произведением. Показать красоту природного явления. А еще?

5. Работа с новым текстом.

Слайд 7.

Вернемся к эпиграфу. О грозе прочитали. О чем предстоит?. Что такое розы? Какие они?

Послушайте, как поэт И.Бунин рассказывает о розах.

Какие розы у И.Бунина?. (Те, что расцвели в летнем саду.)

Вы увидели, какого они цвета? (Полные огня.)

А о чем еще говорит автор в своем стихотворении кроме роз? О грозе. Она такая же, как у Тургенева? Нет, она как утреннее умывание.

Давайте прочитаем по строфам.

Эпитеты.

У Есенина “Улыбнулись сонные березки…”

У Бунина “Улыбались сквозь слезы”… Оба поэта какие?

6. Обобщающая беседа.

Какой же летний день у Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома – и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни.)

Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а к примеру, не об одной? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. И у Тургенева два голубя. (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе. Помогать друг другу.)

Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это произведение? Что он чувствовал? Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы

В записках автора есть одна фраза “начинается пора прелестных облаков”. Бунин очень любил работать летней порой – “порой облаков”, “ порой дождей”, “порой цветения”. Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь цвет и свет, чувствуешь запахи и слышишь звуки

7. Итог.

О чем заставили нас задуматься И.Тургенев и И.Бунин? Какие картины летнего дня мы сегодня представили на уроке?

Дома выучить наизусть стихотворение “Розы” или отрывок из стихотворения в прозе “Голуби”.