В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки – состязания, уроки – игры и т.д. Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующем классе. Детям они нравятся, не надоедают. При разработке этого нестандартного урока учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их всё – таки играли. В игру урок превращает их эмоциональность, непринуждённость, занимательность. В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Дети играют, а игра непроизвольно закрепляет, совершенствует и доводит до уровня автоматизированного навыка математические знания. Также на этом уроке во время игры дети учатся работать в группах, учатся общаться, сопереживают. И нельзя забывать о сознательном отношении к необходимости укреплять здоровье, о здоровьесберегающих технологиях.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самооценки, самоутверждении, самореализации.
Цели:
- Обучающая: закреплять умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление, пытливость, интеллектуальные умения.
- Воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе, формировать сознательное отношение к необходимости укреплять здоровье.
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки для самооценки, влажные салфетки, конверты, условия игры, протоколы результатов.
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Психологический настрой.
Прозвенел звонок. Начинается урок. Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните всю обиду, злость, беспокойство. Забудьте про них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Актуализация знаний.
В путь дорогу собирайтесь,
За знаниями, здоровьем отправляйтесь,
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
3. Постановка учебной задачи.
– Хотите знать, чем будем заниматься сегодня на уроке ?
Тогда найдите значение следующих выражений
11 000 : 1 000 = 11 (Решать.)
(800 + 160 : 4 ) – 697 = 143 (Задачи.)
2. Операционально-исполнительский этап.
(Алгоритм, способ, моделирование.)
1. Объяснение условий игры “Математическое домино”.
Перед вами условия игры. Мы с вами будем играть по упрощенным правилам. Перед вами будут все задачи. Рядом с текстом задачи – изображения костей домино.
У команды есть 2 попытки сдать ответ задачи. Если правильный ответ дан с первой попытки, то команда получает количество баллов, равное сумме очков доминошки, на которой записана задача.
Если же правильный ответ дан со второй попытки, то команда получает количество баллов, равное большему числу из написанных на доминошке.
Если и со второй попытки дан неверный ответ, то у команды вычитывается количество баллов, равное меньшему числу из написанных на доминошке.
Особая ситуация с карточкой “Пусто – пусто”. На решение этой задачи даётся только одна попытка, но за правильный ответ команда получает 10 баллов. Выбор за вами – какую задачу решать.
Ответы вносятся в бланк ответов и в протокол результатов.
Наших гостей тоже приглашаем принять участие в нашей работе и занять почётное место жюри.
– Ребята, если вы готовы работать в группе – покажите прикосновением ладошек. Почувствуйте тепло.
2. Дыхательная медитация.
– Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка…
Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. На вдохе всё тело впитывает воздушный аромат, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
3. Решение задач.
4. Физкультминутка.
– Снимем перенапряжение .Массаж обладает расслабляющим действием. Сначала вытираем руки салфетками. Прошу встать.
– Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
– Покажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете на этом этапе урока?
5. Решение задач (продолжение).
6. Гимнастика для глаз.
а) Представьте себе большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой
стрелке, потом против часовой стрелки.
б) Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в нижний
левый угол, из левого верхнего угла в нижний правый угол.
в) Ещё раз посмотрите в углы воображаемого квадрата
3. Рефлексивно-оценочный этап.
(Рефлексия, оценивание, саморегуляция.)
- Заканчиваем игру. Пока жюри подводит итоги, мы с вами откроем конверты и напишем одно умение, которому научились на уроке.
- Объявление результатов командной игры.
- Самооценка.
– Покажите насколько комфортно было вам сегодня на уроке?
– Молодцы! Заканчивается урок дружеским рукопожатием. Поблагодарим друг друга за
совместную работу.