Конспект интегрированного занятия

Разделы: Работа с дошкольниками


Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: развивать мелкие и точные движения органов артикуляции и двигательную моторику, проводить работу по снятию негативного отношения к речи и развивать стремление к речевому общению со сверстниками и взрослыми. Развивать слуховое внимание, устную речь, наблюдательность, память. Закрепить знания о правильном уходе за ушами. Научить образовывать существительные множественного числа. Обобщить знания о времени года (осень). Закрепить знания о приметах осени, развивать навыки словообразования (ежата, ежиные).

Планируемые результаты: интересуется искусством при рассматривании картинок с изображением времен года. Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Выражает положительные эмоции, активно учувствует в игре, сопровождая ее эмоциональной речью. Работает с пластилином, интересуется предлагаемой деятельностью.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

В группу приходит Буратино и просит детей рассказать о своей любимой игрушке. Что за игрушка? Как вы с ней играете? Почему она для вас является любимой игрушкой? Рассказы детей.

Воспитатель (В): – Мы покажем нашим игрушкам-друзьям, как умеет играть наш язычок.

2. Артикуляционная гимнастика “Знакомство с язычком и его домиком”. [1]

Открываем ротик – дом. Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок. Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот.)

В этом доме две стены. Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться, а потом как шар раздуться.

(Надувать и втягивать щёки.)

Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя в домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью.)

Потолок вверху, внутри. Это нёбо, посмотри.
Можно к нёбу прикасаться, постучать и там остаться.

(Широко открыть рот, постучать языком по нёбу.)

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно! Закрываются надёжно.

(Обнажить нижние и верхние зубы.)

Двери – губки гибкие. Могут стать улыбкою,
Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку, собрать в трубочку.)

Язычок наш не скучает, в доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет, звуки разные покажет.

3. Игра “Звучалка”

В: – 1-2-3-4-5 начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

За дверью раздаются разные звуки: скрип двери, игра на барабане, капание воды, разговоры, постукивание молотка, шаги и т.д.

Спрашиваю каждого ребёнка, что он услышал. Чем мы слушали? (Ушами.)

В: – Вокруг нас очень много прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Но иногда бывает, что люди не слышат. Чтобы уши были здоровыми, не болели, надо ухаживать за ними и беречь их. Уши – важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко, класть в уши мелки предметы, закрывать уши в холодную погоду.) Молодцы, знаете, как надо уши беречь.

4. Стихотворение “Разные звуки”. [2]

В: – Ребята, вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Я предлагаю послушать стихотворение “Разные звуки”.

Воспитатель читает, дети договаривают окончание строчки.

Где-то собаки рычали – РРРРРРР!
В стойле коровы мычали – МММУУУУ!
В комнате мухи жужжали – ЖЖЖЖЖЖ!
Мимо машины бежали – ТРРРРРР!
Гудели от ветра все провода – ЗЗЗНЬ!
Капала в кухне из крана вода – ДИНЬ!
Перекликались в ночи поезда – УУУ! УУУ!
Листья на ветру шумели – ТСССС!
Змеи в лесу шипели – ШШШШШШ!
А комары всё пели – ЗЗЗЗЗ!
Непоседа мячик днём и ночью успокоиться не хочет – ПАМ! ПАМ!
Куклы кашляют в постели – днём мороженое ели! – КХХ! КХХ! КХХ!

5. “Расскажи стихи руками”. [3]

“Мы шофёры”

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево, чистота!
Волосы ерошит ветер,
Мы шофёры хоть куда!

6. Загадка.

В: – Отгадайте загадку. О каком времени года идёт речь?

Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят и летят, летят, летят…

Какое время года идёт сейчас, назовите признаки осени.

Ответы детей.

7. Дидактическая игра “Когда это бывает”.

Дети раскладывают картинки по временам года.

8. Игра “Это верно или нет”.

Осенью на деревьях распускаются листочки. (Опадают.)
Осенью тёплая вода в реке. (Холодная.)
Осенью на улице жарко. (Холодно).
Осенью появляется зелёная травка. (Высыхает, погибает.)
Осенью прилетают перелётные птицы. (Улетают.)
Осенью бывает тёплый дождь. (Холодный.)
Осенью люди сажают картофель (Выкапывают.)
Осенью можно ходить без курточек. (Нельзя.)
Осенью бегут ручьи. (Замерзают.)
Осенью купаются в реке. (Нет.)

В: – Молодцы! Все правильно нашли ошибки.

9. Физкультминутка.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки высоко поднял, в кулачки их крепко сжал.
Раз, два, выше голова, три, четыре, руки шире.
Пять, шесть, тихо сесть.

10. Буратино предлагает игру “Один – много”.

Буратино называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы и т.д.

11. Пословица.

В: – Как вы понимаете смысл пословиц “Осень – запасиха, зима – подбериха”? Ответы детей.

12. Ежиная семейка

В: – Посмотрите на фланелеграф. Это домик, в котором живёт семья. А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Под соснами, под ёлками лежал мешок с иголками. Тихонечко лежал, потом вдруг убежал. Кто это? (Ёжик.)

В этом домике живёт ёжик со своей семьёй. Его сыночки ежата и мама – ежиха. Как назвать одним словом ёжика, ежат и ежиху? (Семейка, зверьки, зверюшки, животные.)

Как называют сыночков ёжика? (Ежата.)

Как называют маму ежат? (Ежиха.)

Что делают ежи осенью? (Утепляют свою норку, таскаю сухие листики, травку, мох.)

Что делают зимой ёжики? (Спят.)

13. Игра “Закончи предложение”.

Ежи – папа и мама живут в … (норке).

Ежи – папа и мама собирают … (грибы).

Ежи – папа и мама зимой … (спят).

Ежи папа и мама любят своих … (ежат).

14. Лепка грибов для ежей.

По окончании занятия все работы рассмотреть, подчеркнуть разнообразие грибов.

15. Рефлексия от лица Буратино.

Список литературы

  1. Т.А. Куликовская “Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках”.
  2. С.Н. Сазонова “Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи”.
  3. Е.А. Алябьева “Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения”.