Цель: сформировать понятия “зимующие птицы” и “перелетные птицы”, умение дифференцировать птиц по данному признаку.
Задачи:
- формирование понятий “зимующие” и “перелетные” птицы,
- закрепление названий птиц, особенностей их внешнего вида;
- расширение активного словаря детей. Развитие умения собирать разрезную картинку (3–9 частей);
- воспитывать интерес к живому миру, бережное отношение к птицам, любовь к природе;
Оборудование: карточки с изображением птиц, плакат “Зимующие и перелетные птицы”, разрезные картинки “Птицы”, слайды – отгадки для загадок, видеоролик “Лебеди на косе”, шапочки для подвижной игры “Птицы”, фигурка маленького воробушка.
№ этапы | Содержание | Индивидуальная работа |
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Вступительная часть. 2 мин.
|
Приветствие.
Мы друг к другу повернемся, (дети смотрят друг на друга) А какое у нас сейчас время года? |
|
Запись 30 сек + 2 мин обсуждения.
|
Слышны звуки – пение птиц (учитель делает вид, что
звуки слышны из коробки). Что мы слышим? Что это за звуки? Е. Панкратова.
|
|
3. Повторение 2–3мин.
|
Самая знакомая с детства птица. Мы каждый день видим
воробьев на улице. Давайте рассмотрим, как выглядит воробей. Чем покрыто тело птицы? Какие части тела есть у птиц? Ответы детей (голова, клюв, крылья, хвост). |
|
Логопедическая игра 2–3 мин.
|
Игра на расширение словаря. Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Наш воробушек еще совсем маленький. Когда он вырастет у него будут крепкие перья, а пока –… перышки, сильные крылья, а пока –… крылышки, будет клюв, а пока – клювик, будет хвост, а пока –… хвостик. Когда он вырастет, будет воробей, а пока он – … воробушек. |
|
4. Загадки, слайды 4–5 мин. | Наш воробушек посидит и посмотрит, как ребята справятся
с птичьими загадками.
|
На каждую правильную отгадку открывается слайд. Разбор загадки по необходимости, обращение внимания на характерные особенности птиц. |
5. пальчиковая гимнаст 2–3 мин. | Пальчиковая гимнастика.
|
Повтор 2–3 раза. |
6. Дифференциация зимующих, перелетных птицы 5-6 мин. | Всех этих птиц можно разделить на две группы. Вывешиваем опорный плакат. Некоторые остаются с нами зимовать и называются зимующими. Мы видим их всю зиму рядом с собой. Они приспособились к холодам. А некоторые птицы улетают на юг, в теплые края, потому что им нечем питаться. Некоторые перелетные птицы питаются насекомыми, а насекомых зимой нет. Некоторые зависят от водоемов, живут в воде, питаются, а водоемы зимой замерзают, чем питаться таким птицам зимой? Таким птицам холодно и голодно, поэтому они улетают в теплые края. И называются они перелетными. А весной эти птицы возвращаются в родные края. Давайте вместе подумаем, какие птицы зимуют у нас всю зиму? А какие улетают в теплые края. На доске прикрепляем заголовки Зимующие Перелетные. Детям
раздаются карточки с птицами. |
|
7. физкультминутка 3–4 мин. | Поиграем в игру “Птицы”. Раздаем шапочки с
изображением птиц. Посмотрите внимательно, какая птичка вам досталась.
Подумай: перелетная или зимующая. Запомни свою птицу. Слушайте команду: |
|
8. Дидактическая игра “Разрезрезные Картинки” 3–4 мин. | “Разрезные картинки”. Сбор целого из частей (3-9частей по уровню сложности). Задание. Узнай птичку на своей карточке. Назови ее название. Составь
предложение с названием птицы. Что ты можешь о этой птице рассказать. |
|
9. закрепление 2–3 мин. | Итог: Еще раз назовите зимующих птиц. |
|
10. Экологическая минутка. 3 мин. | Мы живем в Новороссийске. Город наш находится у моря. К
нам в Новороссийск часто прилетают лебеди – красивые величавые птицы.
Иногда лебеди просто отдыхают по пути в жаркие страны, а некоторые
остаются на всю зиму. Люди ходят на косу, подкармливают их хлебом,
любуются на этих гордых птиц. Мы с вами тоже ходили кормить лебедей. Фильм “Лебеди на косе”. Мир природы хрупок, легко нарушить равновесие. Птицы тоже нуждаются в нашей защите. Не обижайте наших пернатых друзей. Птицы приносят большую пользу, уничтожают вредных насекомых. Каждая птичка занимает свое место и выполняет свою задачу. А нам так нравится слушать звонкое пение птиц, любоваться красивыми птицами. |
|
11. Домашнее задание 1–2 мин. |
Домашнее задание. Раскрасить картинки “Птицы” |