Конспект урока по развитию речи "Перелетные и зимующие птицы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель: сформировать понятия “зимующие птицы” и “перелетные птицы”, умение дифференцировать птиц по данному признаку.

Задачи:

  • формирование понятий “зимующие” и “перелетные” птицы,
  • закрепление названий птиц, особенностей их внешнего вида;
  • расширение активного словаря детей. Развитие умения собирать разрезную картинку (3–9 частей);
  • воспитывать интерес к живому миру, бережное отношение к птицам, любовь к природе;

Оборудование: карточки с изображением птиц, плакат “Зимующие и перелетные птицы”, разрезные картинки “Птицы”, слайды – отгадки для загадок, видеоролик “Лебеди на косе”, шапочки для подвижной игры “Птицы”, фигурка маленького воробушка.

№ этапы Содержание Индивидуальная работа
1. Организационный момент. 1 мин.

2. Вступительная часть. 2 мин.

 

Приветствие.

Мы друг к другу повернемся, (дети смотрят друг на друга)
Мы друг другу улыбнемся. (Улыбки детей.)
А учителю почет – он урок у нас ведет. (поклон головой).

А какое у нас сейчас время года?
Составим из набора букв слово ВЕСНА
Развитие фонематического слуха, навыков ЗБА.
Назовите только гласные звуки в этом слове.
Назовите согласные.
Да, наступила весна.
О теме урока вы попробуете догадаться сами. Прислушайтесь и подумайте, какая тема сегодняшнего урока.

 
Запись 30 сек + 2 мин обсуждения.

 

Слышны звуки – пение птиц (учитель делает вид, что звуки слышны из коробки).

Что мы слышим? Что это за звуки?
Это пение птиц.
Так о кои мы будем сегодня на уроке говорить?
Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах.
В моей коробке собраны разные птичьи секреты. И кто-то там спрятался…

Ой, ребята, это маленький воробушек.

Е. Панкратова.

Воробьишка – воробей,
Чик-чирик! – между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку – скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
Не боится даже кошки.

3. Повторение 2–3мин.

 

Самая знакомая с детства птица. Мы каждый день видим воробьев на улице.
Давайте рассмотрим, как выглядит воробей. Чем покрыто тело птицы? Какие части тела есть у птиц? Ответы детей (голова, клюв, крылья, хвост).
Логопедическая игра 2–3 мин.

 

Игра на расширение словаря. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Наш воробушек еще совсем маленький. Когда он вырастет у него будут крепкие перья, а пока –… перышки, сильные крылья, а пока –… крылышки, будет клюв, а пока – клювик, будет хвост, а пока –… хвостик. Когда он вырастет, будет воробей, а пока он – … воробушек.

 
4. Загадки, слайды 4–5 мин.

Наш воробушек посидит и посмотрит, как ребята справятся с птичьими загадками.

1. Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут!
Снегирь.

2. Маленький мальчишка
В сереньких штанишках.
По полям шныряет,
Крошки собирает.
Воробей.

3. Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня …? Синичка.

4. Непоседа птица эта,
одного с березой цвета.
Стрекотунья, белобока.
А зовут ее… Сорока.

5. Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук-тук, тук-тук”?
Дятел.

6. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица почтальон –
Пролетит любой маршрут.
Голубь.

7. Как-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зовут ее? Ворона.

8. Кто на елке, на суку
Счет ведет: “Ку-ку, ку-ку”?
Кукушка.

9. Мы весной их очень ждем,
Приготовили им дом,
А верней сказать– дворец,
Прилетай скорей… скворец.

10. Бел, как снег.
Надут, как мех.
В воде искупался –
Сухим остался.
Лебедь.

На каждую правильную
отгадку открывается слайд.

Разбор загадки по необходимости, обращение внимания на характерные особенности птиц.

5. пальчиковая гимнаст 2–3 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Две синички прилетели,
На ладошки дружно сели.
Стали зернышки клевать,
Стали песни распевать.
Мы погладим нежно птичек
И отпустим невеличек.

Повтор 2–3 раза.
6. Дифференциация зимующих, перелетных птицы 5-6 мин.

Всех этих птиц можно разделить на две группы.
Вывешиваем опорный плакат.
Некоторые остаются с нами зимовать и называются зимующими.
Мы видим их всю зиму рядом с собой. Они приспособились к холодам.
А некоторые птицы улетают на юг, в теплые края, потому что им нечем питаться. Некоторые перелетные птицы питаются насекомыми, а насекомых зимой нет. Некоторые зависят от водоемов, живут в воде, питаются, а водоемы зимой замерзают, чем питаться таким птицам зимой? Таким птицам холодно и голодно, поэтому они улетают в теплые края. И называются они перелетными. А весной эти птицы возвращаются в родные края.
Давайте вместе подумаем, какие птицы зимуют у нас всю зиму? А какие улетают в теплые края.
На доске прикрепляем заголовки Зимующие Перелетные.

Детям раздаются карточки с птицами.
У кого зимующие птицы? У кого перелетные? Поднять руку, прикрепить карточку в нужный столбик, объяснить свой выбор.
У меня воробей, это зимующая птица.
Давайте вместе подумаем к какой группе относится птица. Разбор, объяснение, индивидуальная помощь.

7. физкультминутка 3–4 мин. Поиграем в игру “Птицы”.

Раздаем шапочки с изображением птиц. Посмотрите внимательно, какая птичка вам досталась. Подумай: перелетная или зимующая. Запомни свою птицу. Слушайте команду:
Наступили холода, перелетные птицы стали собираться в стаи и улетели в теплые края. (К дальней стене.)
Зимующие птицы остались зимовать дома (собрались у доски). Чтобы не замерзнуть нужно двигаться (похлопывания руками, махи). Трудно птицам зимовать, трудно зернышки искать (присели, “клюют зернышки”).
Наступила весна, стало солнце припекать, стали птички щебетать (кисть руки – клюв – “песенки”). И наконец, вернулись перелетные птицы из далеких жарких стран. Весна– время прилета птиц в родные края. (Все дружно летают.) Как много хлопот у птиц весной. Нужно найти себе пару, свить гнездо, вырастить птенцов. (Найди свою пару).

8. Дидактическая игра “Разрезрезные Картинки” 3–4 мин.

“Разрезные картинки”.

Сбор целого из частей (3-9частей по уровню сложности).

Задание. Узнай птичку на своей карточке. Назови ее название. Составь предложение с названием птицы. Что ты можешь о этой птице рассказать.
К какой группе относится: перелетным или зимующим?

9. закрепление 2–3 мин.

Итог:

Еще раз назовите зимующих птиц.
Почему мы называем их зимующими?
Назовите перелетных птиц.
Что значит перелетные птицы? Почему мы их так называем?
Ответы детей.
Мир природы очень разнообразный и интересный. Сегодня мы говорили о птицах, узнали много интересного.

10. Экологическая минутка. 3 мин.

Мы живем в Новороссийске. Город наш находится у моря. К нам в Новороссийск часто прилетают лебеди – красивые величавые птицы. Иногда лебеди просто отдыхают по пути в жаркие страны, а некоторые остаются на всю зиму. Люди ходят на косу, подкармливают их хлебом, любуются на этих гордых птиц. Мы с вами тоже ходили кормить лебедей.

Фильм “Лебеди на косе”.

Мир природы хрупок, легко нарушить равновесие. Птицы тоже нуждаются в нашей защите. Не обижайте наших пернатых друзей. Птицы приносят большую пользу, уничтожают вредных насекомых. Каждая птичка занимает свое место и выполняет свою задачу.

А нам так нравится слушать звонкое пение птиц, любоваться красивыми птицами.

11. Домашнее задание 1–2 мин.

Домашнее задание.

Раскрасить картинки “Птицы”