Цель: проверить умения учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать учебную задачу; формировать фонематический слух по умению выделять звуки в словах и соотносить их с буквами; развивать познавательную активность и мышление;
Оборудование: индивидуальные листы А-4 с личиком мальчика; Лист А-2 с изображением личика мальчика; картинки слов с буквами для игры в рифму, игрушка “кот”; карточки слов и предложений – перевёртыши;
Ход урока
I. Вводная часть.
Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлеченье –
Станет радостным ученье!
II. Сообщение темы урока. Постановка цели.
– Мы познакомились со всеми прописными буквами русского языка, узнали много правил, умеем списывать тексты. Сегодня я предлагаю провести весёлый урок, ведь наступил месяц апрель – добрый, весёлый месяц весны.
(На доске написано: “Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!”)
– Прочитаем на доске, как сегодня мы будем учиться на уроке (чтение хором предложения с доски).
– Прошли холода, с каждым днём всё теплее и теплее. Люди радуются теплу, солнцу. Радуюсь и я, что вас многому научила в 1 классе. Радуется со мной и один мальчик, который пришёл к нам на урок.
(Открывается закрытая часть доски, на формате А-2 изображено личико мальчика.)
– Это мальчик – Апрельчик. Он весёлый, любит по – доброму шутить, радоваться и хочет сделать вам весенний сюрприз. Настоящий АПРЕЛЬСКИЙ!!!
(Работа в тетрадях, а точнее в индивидуальных листах формата А-4.)
– Откроем тетради. Что такое? У вас в тетрадях такие же Апрельчики? Вот хитрый мальчишка! Но он что – то написал вам на листах. (Читаем “Чтобы было веселее, делай всё наоборот!”)
– Он хочет, чтобы вы писали не в тетрадях, а на этих листочках. Вы согласны? Ладно, я тоже соглашусь, но с условием: писать правильно и красиво, работать активно и умело, и показать нашим гостям чему мы научились за это время в 1 классе. Давайте вызовем Апрельчика на спор – что лучше: “Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!” или “Чтобы было веселее, делай всё наоборот!”
III. Чистописание.
– Предлагаю порадовать Апрельчика и все записи на листке начинать с последней строчки – внизу. Все последующие записи будем выполнять также – снизу вверх. Запишем число – 6 апреля.
– Пропишем любимую букву нашего гостя. Угадайте, какую? (Аа а А)
– А теперь Апрельчик приглашает нас в комнату смеха! Что там люди делают? Кто из вас там был? Мы тоже будем смеяться (учитель читает стихотворение А.Усачёва).
В комнате сме….(дети дополняют “ха”)
Такая поте…(ха)
Верблюд с головой пету…(ха)!
Глаза, словно блюда!
Ой, мама, мне худо!
А кругом только слышно….(ха –ха –ха –ха –ха)
– А как ещё люди смеются?
хи – хи хо – хо хе – хе
– Запишем эти слоги. Но, угадайте, где будем эти слоги писать? Давайте напишем на губках нашего Апрельчика! (На 1, 2, 3 строках. Учитель пишет тоже на своём листе у доски фломастером.)
– Какие согласные звуки в этих слогах? Почему?
IV. “Оживление Апрельчика” ---------– звуко-буквенный анализ слов.
– Давайте нашего Апрельчика оживим! Чтобы он говорил и шутил вместе с нами, видел нас и слышал. Вот мой помощник всем вам известный Умный котик (игрушка). Он предлагает вам первый сюрприз от Апрельчика.
А) 1 сюрприз.
– Мы знаем, что одна буква может поменять не только звук, но и значение целого слова! (Обращаю внимание на стенд Умного кота, где висят схемы – правила русского языка изученные в 1 классе.)
– Мой помощник Умный котик хочет, чтобы вы в его слове (показываю табличку со словом “Котик”) изменив всего одну букву, образовали новые слова (дети подбирают: ротик,…). Апрельчику понравилось это слово: ротик. Запишем внизу на строчке: котик – ротик. (Учитель тоже пишет, показывая детям.)
– Что изменилось?
(Значение слова, первый согласный звук глухой поменялся на согласный звонкий.)
– А что будет делать этот ротик? (Подсказываю детям – кушать…?)…тортик. Допишем это слово.
– А что помогло подобрать новое слово? (Рифма.)
Игра в рифму.
На доске открываются рисунки с записью слов с выделенной первой буквой: мак, корона, лук, дрова, дом
На партах у детей лежат карточки слов. Дети, анализируя свою карточку, находят слово – рифму к каждому слову, выходят к доске и ставят свою карточку– рифму рядом (мак – РАК, корова – ВОРОНА, лук – ЖУК, и т.д.).
– Что изменилось в первой паре? (Значение слова и первый звук.)
– Что изменилось во второй паре? (Значение слова и первый глухой звук стал звонким звуком.)
– Что изменилось в третьей паре? (Значение слова и первый звук.)
(Анализ продолжается с др. карточками.)
Физкультминутка “Кузнечики”.
Поднимаем плечики – мы теперь кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок. Стоп!
Сели посидели. Травушку покушали – тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгаем легко!!!
Б) 2 сюрприз.
Учитель:
Если только засмеяться.
То настанут чудеса –
От улыбок проясняться
И глаза и небеса!
– Наш Апрельчик теперь может смеяться и разговаривать. Давайте удивим его новыми словами – рифмами. Вот слово – ФОНАРИК. (Дети подбирают – ШАРИК.)
– Давайте напишем эту пару на бровках нашего Апрельчика!
(Учитель тоже пишет на рисунке на доске.)
Задание: разделим эти слова на слоги и поставим ударение!
(Идёт комментированная работа по заданию.)
Учитель:
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало у нас в классе
И светлее и теплей!
Молодцы, ребята!!!
В) 3 сюрприз.
Учитель:
Хи – хи, да ха – ха – ха
Слышим смеха звуки
Избавляют нас всегда
От хандры и скуки!
– Ребята, а наш Апрельчик, мне кажется, нас плохо слышит. Давайте ему “прочистим уши!”.
– Какое правило мы слышим в слове УШИ ?
(Хором читаем правило в стихах:
Букву И всегда пиши
После Ж и после Ш(ша)
И тогда твоя отметка
Будет очень хороша!)
– Запишем это слово в одном ушке Апрельчика. (Переворачиваем лист и записываем. Учитель тоже пишет на листе на доске.)
– Что знаете про согласный звук в этом слове?
(Имеет один твёрдый глухой звук.)
– А какое слово получится, если этот твёрдый согласный звук поменять на звонкий согласный звук? (Ужи.) Запишем это слово в другом ушке Апрельчика. Давайте вспомним, что нам предложил Апрельчик в начале нашего урока? (Читаем слова на верхней части листа “Чтобы было веселее делай всё наоборот”.)
3. Грамматическая загадка: Отгадайте! Какое слово спряталось в последнем слове этого предложения, обозначающего часть лица?
(В слове –“наоборот” спряталось слово “рот”.)
– Запишем слово РОТ на нижней строчке (пишу на рисунке, дети в своих листах).
– А теперь давайте превратим это слово в слово НОС!!! Для этого будем менять только одну букву. Сначала изменим первую: был РОТ -– ? ОТ, что это может быть за слово? (Дети подбирают слова: нот, кот, тот, вот.) Какое слово выберем, чтобы получилось слово НОС? (Нот.) Превращаем!!! (на листах появляется запись РОТ – НОТ.) – Теперь изменим последнюю букву. Получилось слово НОС!
(Записываем на листочках.)
Вот теперь наш Апрельчик и видит, и слышит, и может разговаривать и веселиться с нами.
ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ – ПОМЕНЯТЬ ОДНУ ВСЕГО БУКВУ!!! Вывод: игра “Пересадка”. (Называю слово – дети составляют своё слово на последнюю букву и пересаживаются на пустое место.)
V. Знакомство со словами – перевёртышами – полиндромами.
1. Игра с полиндромами.
– Буквы такие выдумщицы. Они вместе с Апрельчиком приготовили для вас целые предложения, которые можно читать и справа налево, и слева направо. Их в русском языке называют перевёртышами, а точнее полиндромами. Увидели буквы, что девочке Олесе бабушка печёт пирог и закричали, пошутив: “Гори пирог!” (Вывешиваю на доску таблицу с предложением.) Олеся прочитала, как полагается слева направо. Прочитаем и мы! А потом Олеся прочитала это предложение наоборот и засмеялась.
– А что её развеселило? Прочитаем и мы справа налево! А буквы того и ждали (вывешиваю таблицу с новым предложением): “Олесе весело!” (Вывешиваю таблицу, и читаем в разных направлениях.) А тут пришёл фокусник и говорит: “Я ем змея!” (Вывешиваю таблицу и читаем в разных направлениях.)
2. Списывание с комментированием.
Спишем, комментируя 1 и 2 предложение, а 3-е уберу – очень уж страшно! (Пишем в шапочке Апрельчика на строчках: “Гори пирог! Олесе весело.” – комментируя).
VI. Работа над текстом. Выборочное письмо – списывание.
– Мальчик Апрельчик приготовил для вас свои волшебные капельки (раздача листиков по форме капельки с текстом о весне).
Прочитаем, что он вам написал?
Текст на листах капельках:
“Настал тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает чистая капель. На клёне набухли почки.”
– Какое слово вам непонятно?
Задание: – Какое знакомое правило вы видите в слове АПРЕЛЬ? (Ь для обозначения мягкости согласного звука.)
– Выпишем слова на эту орфограмму. Писать будем в шапочке нашего Апрельчика. (АПРЕЛЬ, ДЕНЬ, КАПЕЛЬ.)
– Последнее предложение самостоятельно спишите и подчеркните правила оформления предложения (начало и конец предложения).
VII. Итог урока – рефлексия.
– Наш урок заканчивается. Давайте прочитаем слова на самой верхней строчке ваших и моего листа. (“Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться”.) Учились мы с вами весело? А что весёлого и интересного было на нашем уроке?
А что предлагал нам гость – Апрельчик? (“Чтобы было веселее, делай всё наоборот”.) Что у нас было на уроке как предлагал наш гость?
Кто же прав был сегодня на уроке: мы или Апрельчик? (Ответы детей.)
Мы весело учились и поэтому хорошо всему научились!!!
Дома раскрасьте своего Апрельчика, сделайте его самым красивым!!!
Использованная литература для урока
- Русский язык. 1–4-е классы: занимательные материалы, задания, упражнения / авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Газета “Начальная школа” 2000, №12.
- Учебник “Русский язык” 1-й класс. Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – М.: Ветана – Граф, 2010.
- Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.