Цели:
- познакомить с новым согласным звуком, его особенностями и буквой ч, которая его обозначает; учиться отличать [ч] и букву ч от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой;
- развивать фонематический слух, память, мышление, способности анализировать, обобщать, расширять словарный запас и речевой кругозор учащихся;
- воспитывать любознательность, умение слышать себя и других, умение работать в группах.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли – всё в порядке.
II. Актуализация опорных знаний.
У.: Ребята, сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” (показ книги, на конверте фото героев). Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в этом конверте. Но буквы рассыпались (а в о н г). Расставим их так, чтобы получилось слово.
(1-й ученик работает у доски.)
У.: Какое слово получилось? (Вагон) Вы догадались, что мы отправляемся в путешествие в вагоне поезда. Но, чтобы нам сесть в вагон, необходимо выполнить несколько заданий и произнести волшебное заклинание.
Итак, 1-е задание:
У.: Составим схему слова “ вагон”. (1-й ученик работает у доски, остальные на парте.)
– Сколько слогов в этом слове? (2)
– Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
– Назовите 1 слог. (Ва) Назовите 1 звук ([в]). Какой он? (Согласный, твёрдый, звонкий.)
– Назовите 2 слог (гон). Назовите последний звук [н]. Какой он? (Согласный, твёрдый, звонкий.)
– Какой слог ударный? (Второй.)
У.: Теперь узнаем, куда отправимся, а поможет нам в этом лента букв. Найдите на ленте зашифрованное слово (работа в парах).
мкопдеревняпвтаусб (деревня).
У.: Выполните фонетический разбор слова: слоги-слияния, указать твёрдый, мягкий согласный, звонкий, глухой, ударный слог.
Итак, куда поедем на поезде? (В деревню, где живут наши герои.)
2-е задание:
У.: Кот Матроскин, лёжа на печи, размышляет. Послушайте о чём. Какой звук чаще всего встречается в словах? (Во время рассказа на доске появляются картинки, в которых встречается новый звук – смотреть презентацию к уроку.)
Кот молча, лежит на печке и смотрит в окно. Течёт и тихо журчит речка. Солнце шлёт на землю свои горячие лучи. По небу плывут облачка. Одно облачко как зайчик, другое – как лисичка, а третье похоже на уточку.
У.: Какой звук вы услышали чаще других?
Ученик: Звук [ч].
У.: Назовите тему урока. …(“ Звук [ч], буква ч”).
Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы попытаетесь продолжить мою мысль:
Познакомиться со……..звуком[ч], буквой ч.
Учиться отличать звук[ч], букву ч от других звуков и букв
Учиться читать слоги, слова с буквой ч.
У.: А тем временем нас с нетерпением ждут в Простоквашино.
Заклинание:
На доске:
ра-ра-ра – отправлять в путь пора.
ти-ти-ти – испытанья ждут в пути.
ги-ги-ги – ты в дороге другу помоги.
III. Первичное введение нового материала.
У.: Произнесите ещё раз слова, рисунки к которым вы видите. (Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка – смотреть презентацию к уроку.)
Послушайте, как звучит звук [ч].
Какой звук [ч]? (Согласный.) Почему?
Звонкий или глухой?
Твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий.)
Каким цветом будем обозначать на схеме? (Зелёным).
Работа со схемами: чашка, свечка, учебник (1 у доски).
У.: Составьте со словами предложение.
Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы возьмём с собой в путешествие.
Когда лежу на месте,
Не раскрывая рта,
Во мне скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне видно от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан). (Показ картинки – смотреть презентацию к уроку.)
У.: Где стоит звук [ч] в этом слове? Что узнали об этом звуке? Какие вещи со [ч] можно положить в чемодан? (Ответы детей.)
Послушайте слова и скажите, где вы слышите звук [ч]: в начале слова, в конце или в середине? (Чулан, пачка, стена, чудо, солнце, кочан, футбол, мяч.) Если есть в слове [ ч ], ребята хлопают в ладоши.
Игра “Найди слово”. (Электронное приложение к азбуке.) Дана иллюстрация, по ней назвать все предметы, в которых есть [ч ].
Физкультминутка.
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вверх и вниз качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснёт.
У.: Наш поезд тронется тогда, когда мы 3 раза произнесём скороговорку.
Я колёсами стучу, быстро вас домчать хочу (3 раза): медленно, быстрее, ударение на слова, в которых есть [ч].
– Какой звук часто повторяется в скороговорке?
На письме звук [ч] обозначается буквой Ч.
На что похожа печатная буква Ч?
Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (Показ картинки.)
Чтение слияний, слов.
У.: Прочитайте слияния:
.ча – с радостью,
чо – с удивлением,
чу – пропеть,
че – с грустью,
чи – с вопросом
У.: Как на схеме обозначим эти слияния? Договори слоги до слов.
Вот мы и на станции “Простоквашино”. Нас ждут друзья. (На доске картинки героев сказки -смотреть презентацию к уроку.)
Чем они собираются нас угощать? (На доске предметные картинки: чай, конфеты, торт, печенье, варенье, вафли, мармелад.)
Среди угощений выберите те, в названии которых есть звук [ч] (Работа в парах.) (Чаем с печеньем.)
У.: Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.
|
|
Работа в парах.
У.: Прочитайте слова. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика, соедини их стрелкой.
Что получилось? Прочитайте. (Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек.)
Что интересного заметили? Слова начинаются со звука [ч,].
Составьте с любым из этих словосочетаний предложение (предложения детей).
Физкультминутка.
У.: После вкусного угощения давайте сделаем доброе дело: посадим в палисаднике около дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев. Если в них есть звук [ч], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Вишня, слива, черёмуха, яблоня, алыча, тополь, черешня, осина, анчар, берёза.
IV. Первичное закрепление.
Работа с текстом.
У.: Вы знаете, что Дядя Фёдор, хоть и мал ещё, но очень серьёзный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое занятие одно из самых любимых? Это вы узнаете, если соберете рассыпанное слово (работа в парах).
т и ч е н е
Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Чтение.)
Давайте, почитаем слова с доски. (Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка.)
У.: Прочитайте слова, где буква ч стоит в конце слова.
Прочитайте слова, где буква ч стоит в середине слова.
Когда мы употребляем слово мяч, а когда мячик? Таня и Танечка?
Откройте “Азбуку” на стр. 132. Какие игры с мячом вы знаете?
Прочитайте текст. (Чтение “про себя”, хором в медленном темпе.)
У.: Во что играли девочки? (Девочки играли в мяч.)
Что сказано о мяче? (Мяч помчался.)
Как по-другому можно сказать? (Покатился, поскакал.)
Как звали девочек? (Девочек звали Катя, Оля, Таня.)
Как написаны их имена? (Имена написаны с большой буквы.)
Найдите и прочитайте предложение, которое соответствует этой схеме.
На доске схема: I___ ___ ___ ___.
Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком в конце.
Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом?
Какое название дали бы этому тексту? (Игра в мячик. Весёлый мячик.)
Прочитайте слова со [ч].
Весело было девочкам? Почему? (Девочки играли в мячик дружно.)
Физкультминутка (для глаз).
Ребята, вы хорошо выполнили задание, и наши герои Матроскин и Шарик приготовили вам своё задание:
Сверчок спит на печке. А где спит тучка?
Тучка спит _________ ________.
(Работа в парах): Прочитайте текст. Дополните последнее предложение. Задайте вопросы к тексту. Озаглавьте его.
У.: Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принёс журнал с очень интересным рассказом. Прочитайте его.
Работа в парах.
Говорит брат сестре: “Не тронь моего волчка”. Отвечает сестра брату: “А ты не тронь моих кукол”. Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.
У.: Прочитайте по “цепочке”.
Что говорит брат?
Что отвечает сестра?
Как нужно прочитать слова брата и сестры? (Громко, сердито.)
У.: Произнесём эти слова так, чтобы мы почувствовали, что брат и сестра сердятся друг на друга.
Назовите из текста слова с буквой ч (волчка, отвечает, скучно).
Инсценировка.
У.: Прочитайте последнее слово. (Скучно.)
Отчего детям стало скучно? (Расселись по разным углам.)
Игра “Собери пословицу”. (По 1 из каждого ряда.)
На доске:
Вместе | тесно, | а | врозь | скучно. |
У.: Почему так говорят?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Послушали Матроскин и Шарик этот рассказ, ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.
Наше путешествие подошло к концу. (Предложить детям высказаться по уроку, используя слова, записанные на доске.)
- научился…
- узнал …
- понравилось …
- затруднялся …
Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” (показ книги).