Предмет математики
Настолько серьезен, что
Нужно не упускать
Случая делать его
Немного занимательным.
Паскаль.
Занимательная математика принадлежит к числу любимых жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.
Занимательная математика– это прежде всего математика, причем в лучших своих образцах– математика прекрасная. Недаром английский математик Дж. Литлвуд заметил, что хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ.
Занимательная математика в учащихся пробуждает наблюдательность, умение логически мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.
Элемент игры, который делает занимательную математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения или обычной математической задачи с “ секретом”– каким – либо неожиданным или забавным поворотом мысли.
Общая цель кружка в том, чтобы способствовать развитию логического мышления школьников, развитию математических навыков и умений.
Общеобразовательные цели:
- Научить оперировать информацией при решении математических задач.
- Знать основные приемы оптимального поиска решения математических задач.
- Иметь представление об основных понятиях и методах решения нестандартных задач.
Воспитательные цели:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности.
- Воспитание ответственности.
Развивающие цели:
- Развитие аналитических качеств личности
- Формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств решения математических задач.
- Развитие и становление коммуникативных свойств личности.
Задачи:
- Учащиеся должны приобрести навыки решения занимательных задач и задач по типу отличных от обязательного уровня.
- ознакомить учащихся с методами и приемами решения нестандартных задач.
- Обеспечить сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков.
- Выявить умения и способности у учащихся к данному виду деятельности, что позволит сориентироваться в выборе математических задач.
Содержание программы.
1. Введение. История занимательной математики. 2. Ваш помощник – микрокалькулятор. 3. Числа – слова и микрокалькулятор. 4. Магический клавишный квадрат. 5. Гексафлексагоны. 6. Гексафлексагоны. 7. Фокусы с матрицами. 8. Девять задач. 9. Занимательные топологические модели. 10. 11. Математические сказки. 12. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. 13. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. 14. Заседание кружка “ Любители кроссвордов”. 15. Занимательные топологические модели. 16. Девять новых задач. 17. Проценты. 18. Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание. 19. Заочные математические олимпиады. 20. Задачи с параметрами. 21. Задачи с параметрами. 22. Тетрафлексагоны. 23. Заочные математические олимпиады. 24. Золотое сечение. 25. Пять Платоновых тел. 26. Оригами. 27. Вычисления значений многочлена. 28. Решение уравнений. 29. Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами. Повторение изученного, введение понятия “ инверсия”.Свойства инверсий, построение графиков. 30. Математика и музыка. 31. Тематические тесты. 32. Игра “ Математический поезд”. 33. Тематические тесты. 34. Итоговое занятие. |
Учебно-тематический план.
№ |
Тема занятия |
Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение. История занимательной математики. | 1 | |
2 | Ваш помощник – микрокалькулятор. | 0,5 | 0,5 |
3 | Числа– слова и микрокалькулятор. | 1 | |
4 | Магический клавишный квадрат. | 0,5 | 0,5 |
5 | Гексафлексагоны. | 1 | |
6 | Гексафлексагоны. | 1 | |
7 | Фокусы с матрицами. | 1 | |
8 | Девять задач | 1 | |
9 | Занимательные топологические модели. | 1 | |
10 11 |
Математические сказки. | 1 | 1 |
12 | Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов. | 1 | |
13 | Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов. | 1 | |
14 | Заседание кружка “ Любители кроссвордов”. | 1 | |
15 | Занимательные топологические модели. | 1 | |
16 | Девять новых задач. | 1 | |
17 | Проценты. | 0,5 | 0,5 |
18 | Проценты. | 1 | |
19 | Заочные математические олимпиады. | 1 | |
20 | Задачи с параметрами. | 1 | |
21 | Задачи с параметрами. | 1 | |
22 | Тетрафлексагоны. | 1 | |
23 | Заочные математические олимпиады. | 1 | |
24 | Золотое сечение. | 1 | |
25 | Пять Платоновых тел. | 1 | |
26 | Оригами. | 1 | |
27 | Вычисления значений многочлена. | 1 | |
28 | Решение уравнений. | 1 | |
29 | Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами. | 1 | |
30 | Математика и музыка. | 1 | |
31 | Тематические тесты. | 1 | |
32 | Игра “ Математический поезд”. | 1 | |
33 | Тематические тесты. Решение тестов. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
В результате посещения данного кружка учащиеся должны знать:
- Историю математики.
- Вычисление задач на проценты и задачи с параметрами.
- Методы построения графиков функций.
- Учащееся должны уметь:
- Ориентироваться в математическом пространстве.
- Уметь пользоваться методами и способами решения, построения математических задач.
- Вычислять проценты и задачи с параметрами.
Список литературы
- Деревянкин А.В “ Проценты”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”.– М.: МЦНМО, 2009. – 16 .
- Беляев С,А. “ Задачи с параметрами”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”. – М.: МЦНМО, 2009. – 28 ..
- Барышникова Н.В. “ Контрольные разноуровневые тесты”.– Волгоград: Учитель, 2008. – 115 с.
- Ткачева М.В. “ Тематические тесты”. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
- Власова Т,Г. “ Предметная неделя математики в школе”.– Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 168 с.
- Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
- Карп А.П. “ Даю уроки математики.: – М.: Просвещение, 1992.
- Волошинов А.В. “ Математика и искусство”. – М.: Просвещение 1992.
- Гарднер Г. “ Математические головоломки и развлечения”. – М.: “ Мир”, 1971.
- Минаеват С.С. “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Абдуллаев И. Математические задачи с микрокалькулятором. – М.: Поросвещение, 1990.
- Васильев Н.Б. Заочные математические олимпиады. – М.: Наука. Гл.ред. физ-мат.лит., 1987.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. – М.: Просвещение, 1991.