Дополнительная образовательная программа по математике. Кружок "Занимательная математика". 6–7-й классы

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Предмет математики
Настолько серьезен, что
Нужно не упускать
Случая делать его
Немного занимательным.
Паскаль.

Занимательная математика принадлежит к числу любимых жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.

Занимательная математика– это прежде всего математика, причем в лучших своих образцах– математика прекрасная. Недаром английский математик Дж. Литлвуд заметил, что хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ.

Занимательная математика в учащихся пробуждает наблюдательность, умение логически мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.

Элемент игры, который делает занимательную математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения или обычной математической задачи с “ секретом”– каким – либо неожиданным или забавным поворотом мысли.

Общая цель кружка в том, чтобы способствовать развитию логического мышления школьников, развитию математических навыков и умений.

Общеобразовательные цели:

  • Научить оперировать информацией при решении математических задач.
  • Знать основные приемы оптимального поиска решения математических задач.
  • Иметь представление об основных понятиях и методах решения нестандартных задач.

Воспитательные цели:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности.
  • Воспитание ответственности.

Развивающие цели:

  • Развитие аналитических качеств личности
  • Формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств решения математических задач.
  • Развитие и становление коммуникативных свойств личности.

Задачи:

  1. Учащиеся должны приобрести навыки решения занимательных задач и задач по типу отличных от обязательного уровня.
  2. ознакомить учащихся с методами и приемами решения нестандартных задач.
  3. Обеспечить сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков.
  4. Выявить умения и способности у учащихся к данному виду деятельности, что позволит сориентироваться в выборе математических задач.

Содержание программы.

1.

Введение. История занимательной математики.
Зачем решают задачи в школе. Методы и формы развития творческой деятельности учащихся на уроке математике.

2.

Ваш помощник – микрокалькулятор.
Об использовании микрокалькулятора в учебном процессе.
Формирование умений применять микрокалькулятор в вычислениях.
Приемы применения микрокалькулятора.

3.

Числа – слова и микрокалькулятор.
Микрокалькулятор знакомить с числами.

4.

Магический клавишный квадрат.
Может ли микрокалькулятор дать ответ?
На много ли ошибается микрокалькулятор.

5.

Гексафлексагоны.
Флксагоны. Тригексафлексагон.
Схема “ Пути Таккермана” на гексагексафлексагоне.

6.

Гексафлексагоны.
Флксагоны. Тригексафлексагон.
Схема “ Пути Таккермана” на гексагексафлексагоне.

7.

Фокусы с матрицами.

8.

Девять задач.
Путешествие по замкнутому кругу. Покер.
Изуродованная шахматная доска. На распутье.
Перепутанные таблички. В Бронкс или Бруклин?
Распиливании куба. Ранний пассажир. Фальшивые монеты.

9.

Занимательные топологические модели.

10.

11.

Математические сказки.
Сказка пр нуль. Две подружки 5 и 3.
Функции.

12.

Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов.
О построении графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля.
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7,8 – 9 класса.

13.

Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов.
О построении графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля.
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7,8 – 9 класса.

14.

Заседание кружка “ Любители кроссвордов”.
Кросснамберы.

15.

Занимательные топологические модели.

16.

Девять новых задач.
Соприкасающиеся карандаши. Два парома. Как найти длину гипотенузы.
Хитрый электрик. Как пересечь сеть прямых. Двенадцать спичек. Отверстие в шаре. Влюбленные жуки. Сколько детей?.

17.

Проценты.
Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание.

18.

Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание.

19.

Заочные математические олимпиады.

20.

Задачи с параметрами.
Квадратичная функция в задачах с параметром. Теорема Виета.
Методы поиска необходимых условий.

21.

Задачи с параметрами.
Квадратичная функция в задачах с параметром. Теорема Виета.
Методы поиска необходимых условий.

22.

Тетрафлексагоны.
Как сделать тритетрафлексагон. Тетратетрафлексагон.
Гексатетрафлексагон. Как сложить и вывернуть флексотрубку.

23.

Заочные математические олимпиады.

24.

Золотое сечение.
Тайны золотого сечения. Пропорции.

25.

Пять Платоновых тел.
Тетраэдр, октаэдр, икосаэдр,
гексаэдр и додекаэдр.

26.

Оригами.

27.

Вычисления значений многочлена.
Схема Горнера. Теоретические обоснования схемы Горнера.
Применение схемы Горнера.

28.

Решение уравнений.
Аналитическое решение уравнений. Графическое решение уравнений.
Численное решение уравнений.

29.

Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами. Повторение изученного, введение понятия “ инверсия”.Свойства инверсий, построение графиков.

30.

Математика и музыка.
Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. “ Космическая музыка”: от Платона до Кеплера. Математический строй музыки.

31.

Тематические тесты.
Решение тестов.

32.

Игра “ Математический поезд”.

33.

Тематические тесты.
Решение тестов.

34.

Итоговое занятие.

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов
Теория Практика
1 Введение. История занимательной математики. 1
2 Ваш помощник – микрокалькулятор. 0,5 0,5
3 Числа– слова и микрокалькулятор. 1
4 Магический клавишный квадрат. 0,5 0,5
5 Гексафлексагоны. 1
6 Гексафлексагоны. 1
7 Фокусы с матрицами. 1
8 Девять задач 1
9 Занимательные топологические модели. 1
10

11

Математические сказки. 1 1
12 Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов. 1
13 Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов. 1
14 Заседание кружка “ Любители кроссвордов”. 1
15 Занимательные топологические модели. 1
16 Девять новых задач. 1
17 Проценты. 0,5 0,5
18 Проценты. 1
19 Заочные математические олимпиады. 1
20 Задачи с параметрами. 1
21 Задачи с параметрами. 1
22 Тетрафлексагоны. 1
23 Заочные математические олимпиады. 1
24 Золотое сечение. 1
25 Пять Платоновых тел. 1
26 Оригами. 1
27 Вычисления значений многочлена. 1
28 Решение уравнений. 1
29 Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами. 1
30 Математика и музыка. 1
31 Тематические тесты. 1
32 Игра “ Математический поезд”. 1
33 Тематические тесты. Решение тестов. 1
34 Итоговое занятие. 1

 

В результате посещения данного кружка учащиеся должны знать:

  • Историю математики.
  • Вычисление задач на проценты и задачи с параметрами.
  • Методы построения графиков функций.
  • Учащееся должны уметь:
  • Ориентироваться в математическом пространстве.
  • Уметь пользоваться методами и способами решения, построения математических задач.
  • Вычислять проценты и задачи с параметрами.

Список литературы

  1. Деревянкин А.В “ Проценты”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”.– М.: МЦНМО, 2009. – 16 .
  2. Беляев С,А. “ Задачи с параметрами”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”. – М.: МЦНМО, 2009. – 28 ..
  3. Барышникова Н.В. “ Контрольные разноуровневые тесты”.– Волгоград: Учитель, 2008. – 115 с.
  4. Ткачева М.В. “ Тематические тесты”. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
  5. Власова Т,Г. “ Предметная неделя математики в школе”.– Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 168 с.
  6. Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  7. Карп А.П. “ Даю уроки математики.: – М.: Просвещение, 1992.
  8. Волошинов А.В. “ Математика и искусство”. – М.: Просвещение 1992.
  9. Гарднер Г. “ Математические головоломки и развлечения”. – М.: “ Мир”, 1971.
  10. Минаеват С.С. “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  11. Абдуллаев И. Математические задачи с микрокалькулятором. – М.: Поросвещение, 1990.
  12. Васильев Н.Б. Заочные математические олимпиады. – М.: Наука. Гл.ред. физ-мат.лит., 1987.
  13. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7–9 классов. – М.: Просвещение, 1991.