Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Результат образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования…”.
Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.
Волонтерство (добровольничество) – единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.
Отличительной особенностью организованной нами деятельности является организация “зачатков” волонтерского движения в начальной школе. Объединение средней и младшей школы способствует вовлечению младших школьников и подростков в социальную активность под одной идеей, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтерские идеи принимаются младшими школьниками, воспринимаются ими как традиция. Добровольно выбранная социально значимая деятельность, которая не навязана взрослым, а вдохновлена примером более старших ребят, неизмеримо выше для личности младшего школьника.
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся: доброты, сострадания, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Разработка средств деятельности, обеспечивающих духовно-нравственное
воспитание учащихся начальной школы.
2. Использование потенциала добровольческой (волонтерской) деятельности младших
школьников для их духовного совершенствования.
Система дидактических принципов гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса, включает в себя:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и “правильные”, общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы, предполагающего не разрушение, а совершенствование и устранение причины затруднений.
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.
Педагогический проект реализуется в течение 4 лет, с 2010 года по настоящее время.
При организации духовно-нравственного воспитания учеников младших классов мы реализуем следующие направления:
- “Дом без одиночества” – участие в обеспечении культурного досуга и непосредственного общения одиноким пожилым людям в доме Ветеранов (Государственное бюджетное учреждение Самарской области “Самарский областной геронтологический центр”), в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения “Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн”;
- “Шаг навстречу” – помощь и общение с воспитанниками детского дома № 12, Самарского пансионата № 1 для детей-инвалидов;
- “Герои живут рядом” – сотрудничество с хором ветеранов ДК им. Литвинова; общение с ветеранами войны и труда, проживающими в микрорайоне школы; участие в исследовательском проекте “Музей Героя России Е.Золотухина”;
- “Мы вместе” – участие учеников и их родителей в благотворительных акциях, организуемых государственными, частными и общественными организациями, добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся.
Мотивация младших школьников к участию в волонтерской деятельности.
Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, одноклассникам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.
Основными мотивами добровольческой деятельности младших школьников являются:
Реализация личностного потенциала. Проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию ребенком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
Общественное признание, чувство социальной значимости. Для младшего школьника важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации — потребность ребенка в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности — основа мотивации самовыражения и самоопределения.
Мероприятия проекта.
№ | Мероприятие | Содержание деятельности |
1 | Социальная акция “Чистый город – здоровый человек”. | 1. Изготовление плакатов. 2. Расклеивание плакатов в местах общего пользования. 3. Трудовой десант. 4. Рефлексия: беседа, принятие решения об участии в других делах на благо города |
2 | Участие в открытом городском конкурсе “Праздник белых журавлей”, посвященный памяти павших на полях сражений в войнах. | 1. Подготовка выступающих. 2. Участие в концерте со стихами Р.Гамзатова. 3. Рефлексия – беседа, принятие решения о поездке с благотворительным концертом в госпиталь. |
3 | Акция “Доброта спасет мир” в пансионате №1 для детей-инвалидов. | 1. Благотворительный аукцион и сбор подарков. 2. Формирование и инструктаж группы родителей для сопровождения. 3. Оформление согласия родителей на поездку детей в пансионат №1 для детей-инвалидов. 4. Акция в пансионате №1 для детей-инвалидов: концерт творческого коллектива. Игрушка в подарок. 5. Оформление продукта в печатном виде, презентация на школьной конференции. 6. Рефлексия – беседа, решение о продолжении участия в благотворительных акциях. |
4 | Благотворительная акция “100 дел на благо города” | 1. Изготовление кормушек для птиц. 2. Проведение мероприятия “Красивый двор”. 3. Рефлексия – беседа, принятие решения об участии в других делах на благо города. |
5 | Благотворительные акции “Подарок солдату” в областном клиническом госпитале для ветеранов войн и стационаре Военно-медицинского института. | 1. Благотворительный аукцион и сбор подарков. 2. Формирование и инструктаж группы родителей для сопровождения. 3. Оформление согласия родителей на поездку детей в лечебно-медицинские учреждения. 4. Акция в Госпитале: концерт творческого коллектива, вручение подарков пациентам. 5. Акция в стационаре Военно-медицинского института: концерт творческого коллектива, вручение подарков пациентам. 6. Оформление продукта в печатном виде, презентация на школьной конференции. 7. Рефлексия – беседа, решение о продолжении участия в благотворительных акциях. |
6 | Благотворительная акция "Рождественский подарок". | 1. Сбор подарков. 2. Оформление посылок. 3. Рефлексия – беседа, решение о продолжении участия в благотворительных акциях. |
7 | Участие в обеспечении культурного досуга и непосредственного общения одиноким пожилым людям в доме Ветеранов (Государственное бюджетное учреждение Самарской области “Самарский областной геронтологический центр”), в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения “Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн”. | 1. Подготовка концертной программы. 2. Формирование и инструктаж группы родителей для сопровождения. 3. Оформление согласия родителей на поездку детей в лечебно-медицинские учреждения. 4. Акция в Госпитале: концерт творческого коллектива. 5. Рефлексия – беседа, решение о продолжении участия в концертах. |
8 | Участие в акции 1 канала “Всем миром”. | 1. Беседа на классном часе о стихийном бедствии в
Приморье. 2. Оформление согласия родителей на сбор игрушек и канцтоваров. 3. Формирование отправка посылок в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. 4. Обеспечение участия родителей (отправка СМС). 5. Рефлексия: беседа, решение о продолжении участия в благотворительных акциях. |
Планируемые результаты.
В процессе реализации педагогического проекта формируются следующие УУД учащихся младших классов:
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1–2 класс | Ценить и принимать следующие базовые ценности: “добро”,
“зло”, “терпение”, “семья”, “Родина”, “настоящий друг”. Уважение к своей семье, любовь к родителям |
Участвовать в социально-значимых акциях и проектах под
руководством учителя. Определять цель и планировать свою деятельность под руководством учителя. Оценивание своей работы. |
Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе) | Слушать и понимать речь других. Работать в паре. Сотрудничать в совместном решении проблемы. |
3–4 класс |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: “справедливость”, “желание понимать друг друга”, “понимать позицию другого”, “коллектив”, принимать общечеловеческие ценности. | Самостоятельно участвовать в социально-значимых акциях
и проектах. Самостоятельно определять цель и планировать свою деятельность. Самостоятельно определять критерии своей деятельности. |
Знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России. | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила личного
этикета. Понимать точку зрения другого. |
Оценка планируемых результатов.
1. При оценке деятельности класса в целом используются следующие показатели: количество акций, мероприятий, специализирующихся только на добровольческой деятельности; количество привлеченных школьников для осуществления добровольческих действий в каждой акции; количество обратившихся за помощью; количество созданных презентаций, плакатов, рисунков; общее количество привлеченных денежных средств за определенный период (1 полугодие, 2 полугодие); участие во всероссийских или региональных проектах и акциях; получение федеральных и региональных грантов; награды и поощрения (грамоты).
2. При оценке деятельности ученика используются следующие показатели: количество акций и мероприятий, в которых ученик принял участие; количество добрых дел; количество созданных им презентаций, плакатов, рисунков, проектов; участие в защите проектов; участие во всероссийских или региональных проектах и акциях; награды и поощрения (грамоты).
По результатам работы проводится линейка, где награждают и поощряют самых активных учащихся начальной школы.
Таким образом, реализация данного педагогического проекта имеет несомненную значимость для решения задач воспитательной работы школы.