Формирование духовно-нравственных понятий, суждений, поведения – очень сложный и длительный процесс. Эта деятельность требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств, сознания и жизненного опыта детей. Очень многое нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях духовно-нравственное начало.
Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. В процессе духовно – нравственного воспитания у ученика начальной школы формируется следующая система ценностей: индивидуально-личностные; семейные; национальные; общечеловеческие.
Проанализировав работу методического объединения учителей начальных классов
БОУ города Омска “Гимназия № 88”, можно сделать вывод, что в школе ведется
достаточно большая работа в данном направлении. Мы хотим поделиться одной из
увлекательных форм организации внеклассной воспитательной работы в условиях
гимназии. На протяжении четырех лет – мы участники Национальной
Образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России”, а в
частности, проекта “Эрудиты России”.
Организаторы программы: Общероссийская детская общественная
организация“Общественная Малая академия наук “ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО” (МАН), – Центр
развития образования, науки и культуры “ОБНИНСКИЙ ПОЛИС”; –
Научно-образовательный центр “РОСИНТАЛ”.
Первые наши участники таких игр уже учатся в 7 классе. Когда мы впервые воплотили этот проект в жизнь, мы поняли, как педагоги, дети и родители “истосковались” по ярким творческим делам, которые объединяют весь коллектив.
В работе мы хотим остановиться на своеобразии духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности и рассматриваем духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности с позиций системного подхода. Внеклассная деятельность является фактором духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она выступает сферой, в которой формируется их духовно-нравственная воспитанность.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной деятельности является частичной воспитательной системой (в работе мы опирались на классификацию воспитательных систем, разработанную Сокольниковым Ю.П.). Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как часть функционирующих педагогических систем. Этой педагогической системой выступает коллектив начальной школы нашего образовательного учреждения. Именно он и порождает систему духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности.
Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие групп методов:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
– методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения;
– методы стимулирования поведения и деятельности.
В нашей деятельности ведущим стал второй метод, в частности, командная игра. Командные игры – это веселые, динамичные соревнования-путешествия по станциям, которые быстро и эффективно включают детей в игру, позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Самое главное – научиться работать в команде: распределять обязанности, уметь “командовать” и “подчиняться”, брать на себя ответственность, предлагать идеи и доводить начатое до конца.
Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между детьми, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей.
Воспитывающий потенциал игр “Эрудиты России” зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают или “оказывают помощь” дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.
Механизм влияния коллективных игр на личность.
Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно
было бы выразить двумя словами: “Хочу играть!” Эта цель представляет собой
установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с
выполнением правил, разыгрыванием сюжета, ролей. Особенности игровой задачи в
том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и
игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих
действиях. Но если первая цель – ”хочу”, то вторая цель – игровая задача –
существует в виде “надо!”. .
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а
потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру
школьник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий,
составляющих сердцевину той или иной игры: “угадай”, “найди”, “поймай”,
“спрячься”, “перевоплотись”, “изобрази”, проведи опыт.
Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Преодоление препятствий воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: “Я могу!”
В трехступенчатой мотивации игры – “хочу!” – “адо!” – “могу!” – заключен основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.
Действия, необходимые для построения команды.
Чтобы создать эффективную команду необходимо осуществить ряд действий:
- отобрать подходящих членов команды;
- отрегулировать численность команды (каждый класс – это 3-4 команды, впервые в прошлом году попробовали организовать команды из разных классов);
- договориться о групповых нормах;
- установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
- обеспечить поддержание командного духа.
В первом классе учитель сам формирует команды, во 2–4-х классах это ложится на плечи учеников.
Особая роль отводится поддержанию духа команды – это и звучное название, девиз, песня, которую готовим всей начальной школой: в игре “Мы победили” была исполнена песня “И всё-таки мы победили”, игру “Мир сказок” мы закончили песней “Чтоб могли на Марс летать”.
В рамках проекта“Эрудиты России” можно подобрать конкурс для любой возрастной категории – от начальной школы до старших классов! Конкурс проводится для большого количества команд от 8 до 10 на каждой параллели. По итогам мероприятия выявляются команды, занявшие призовые места, и лучшие – самые активные игроки в команде.
За годы участия в Программе мы проиграли с детьми все игры, предназначенные для начальной школы, а именно: “Мир сказок”, “За семью печатями”, “Тайны фонетики”, “Семь пядей во лбу”, “Тайна третьей планеты”, “Тайна потерянного времени”. Они проводились в рамках тематических недель, по окончании четверти или в ознаменование российских праздников – Дня Космонавтики и Дня Победы.
Остановимся на описании игр несколько подробнее.
Так в игре “Тайны фонетики” выполняя задания, участники повторяют основные сведения по разделу “Звуки и буквы”. Игра пробуждает интерес к изучению русского языка, учит чувствовать особенности слова, задумываться над его значением, определять языковые особенности.
Командная игра “Семь пядей во лбу” – замечательная познавательная игра, которая поможет закрепить значения многих идиом, расширит словарный запас. Командам и сложно и весело, а результат – знание не менее 10 различных идиом, толкование которых навсегда запомнится каждому участнику игры, ведь именно они стали названиями таких необычных этапов:“Семи пядей во лбу”, “Спустя рукава”,“Фома неверующий”,“Яблоко раздора”.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. В игре “За семью печатями” мы попадаем в сказки Пушкина, где злой Черномор заколдовал сказочных героев и перепутал их по комнатам. А сказочные герои – это наши ученики – Ученый Кот, Балда, Царь Гвидон, Королевич Елисей. Ребята побывают в разноцветных комнатах, вернут сказочных героев на места и возвратят им сказочные предметы.
В игре “Мир сказок” ребятам предстоит познакомиться со сказками разных народов мира: разгадать сказочную последовательность и кроссворд, расшифровать контрольное слово и найти решение нестандартной задачи. Члены команды проявят себя как актёры и художники, а главное, покажут, как здорово они умеют поддерживать друг друга и находить общий язык.
В честь празднования Дня космонавтики проведена игра “Тайна третьей планеты” (по книге Кира Булычева “Путешествие Алисы”). Экипаж корабля “Пегас” готовится к очередному полету в космос за диковинными животными для московского зоопарка. Для этого команде нужно будет подготовить скафандр и стартовую площадку. Проверить свои знания о Солнечной системе, в том числе о Луне. Во время полета придётся научиться пользоваться волшебным компасом, чтобы не сбиться с курса. А также населить пустую планету животными, спасти легендарных Капитанов из плена – почувствовать себя победителями!
Игра “Тайна потерянного времени” составлена на основе произведения Евгения Шварца “Сказка о потерянном времени”. Ребятам предстоит выполнить самые разнообразные задания, которые развивают память и внимание, логику и смекалку, аккуратность и реакцию. Но самое главное – учат ценить и беречь свое и чужое время.
Игра “Мы победили” посвящается празднованию Победы в Великой Отечественной войне (в этой игре мы изменили многие задания, т. к. она адресована старшеклассникам). Цель игры: формировать чувство любви к Родине, к своему краю, гордость за свою страну.
Игра способствует оживлению духа, поэтому чтобы не потерять свежесть эмоционального воздействия, проводим их нечасто, один раз в полугодие.
План проведения командных игр в начальной школе.
Год | Классы | Название конкурса |
2010–2011 гг. | 2 полугодие | |
1 класс | “За семью печатями” | |
2 класс | “За семью печатями” | |
3 класс | “За семью печатями” | |
4 класс | “За семью печатями” | |
2011–2012 гг. | 1 полугодие | |
1 класс | “Мир сказок” | |
2 класс | “Мир сказок” | |
3 класс | “Мир сказок” | |
4 класс | “Мир сказок” | |
2 полугодие | ||
1 класс | “Тайна третьей планеты” | |
2 класс | “Тайна третьей планеты” | |
3 класс | “Тайна третьей планеты” | |
4 класс | “Тайна третьей планеты” | |
2012–2013 гг. | 1 полугодие | |
1 класс | “За семью печатями” | |
2 класс | “За семью печатями” | |
3 класс | “Тайна потерянного времени” | |
4 класс | “Тайна потерянного времени” | |
2 полугодие | ||
1 класс | “Мы победили” | |
2 класс | “Мы победили” | |
3 класс | “Мы победили” | |
4 класс | “Мы победили” | |
2013–2014 гг. | 1 полугодие | |
1 класс | “Путешествие на Вадекумекум” | |
2 класс | “Путешествие на Вадекумекум” | |
3 класс | “Путешествие на Вадекумекум” | |
4 класс | “Путешествие на Вадекумекум” | |
2 полугодие | ||
1 класс | “Тайны фонетики” | |
2 класс | “Тайны фонетики” | |
3 класс | “Семь пядей во лбу” | |
4 класс | “Семь пядей во лбу” |
На рефлексивном этапе игр дети делятся своими эмоциями и настроением. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексивный этап каждой игры тесно связан с ее содержанием:
– игра по Пушкину – дети выбирают дубовые листочки и делятся ощущениями от
игры;
– игра “Мир сказок” – разукрашивают молодильные яблочки.
Эффективен приём незаконченного предложения: “мы победили, потому что...” – дети пишут свои рассуждения на “огоньках” салютиков.
Родители учеников начальной школы видят в данной деятельности педагогов и обучающихся значительный воспитательный эффект.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов
– приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Второй уровень результатов
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.Третий уровень результатов
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Мы считаем, что в участие в Программе “Эрудиты России” дает возможность ученикам нашей гимназии выхода на второй и третий уровень результатов.
Совокупность критериев сформированности уровня воспитанности включает:
а) когнитивный аспект,
б) оценочно-эмоциональный,
г) поведенческий,
в) мировоззренческий,
д) обобщающий критерий воспитанности (определяется как соответствие
ценностных ориентаций личности ценностям общества).
На протяжении нескольких лет проводится изучение проявления степени сформированности компонентов духовно-нравственной воспитанности младших школьников с использованием различных методов педагогической диагностики. В диагностической программе отводим место анализу игр. Первоклассники и второклассники рисуют кадры к мультфильму “Мы играем в Эрудитов” (каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму, кадры склеиваются, и ребятам предстоит возможность озвучить каждый кадр), третьеклассники пишут отзывы в форме мини-сочинения. Сочинения четвероклассников “Как я рос вместе с “Эрудитами” – это духовная рефлексия, она допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм.
- Отношение к умственному труду.
- Отношение к физическому труду.
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).
- Саморегуляция личности (самодисциплина).
По результатам итоговой диагностики у учеников начальной школы Гимназии выявлены следующие уровни воспитанности:
– активно-положительный, соответствующий гармоничному типу развития
личности высокий уровень (64%);
– пассивно-сочувственный, рассматриваемый как педагогически достаточный
средний уровень (29%);
– равнодушно-созерцательный – низкий уровень (9%);
– негативно-деструктивный, выражающийся в индиферентно-пассивном или
потребительском проявлениях признака (отсутствует).
Сопоставляя эти данные с данными входной и промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что происходит положительная динамика в становлении духовно-нравственной культуры младшего школьника, что является показателем эффективности данной деятельности в условиях Гимназии.
Литература:
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение,
1979.
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы
психологии. – М.: Просвещение, 1975.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение,
1979.