Тема урока "Периметр многоугольников". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (745 кБ)


Дидактическая цель: обеспечить усвоение детьми различных способов нахождения периметра многоугольников и научить выбирать рациональные.

Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания о существенных признаках многоугольников, их свойствах, об известных способах нахождения периметра;
  • формировать умения находить периметр различных многоугольников: треугольников, четырехугольников; выбирать рациональные способы нахождения периметра многоугольников (на основе свойств геометрических фигур).

развивающие:

  • развивать основные операции мышления (сравнение, классификация и др.);
  • развивать пространственное мышление;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности (умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность);

воспитательные:

  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Дидактические средства:

  • наглядный материал: геометрические фигуры; таблицы с формулами: Р = а х 3, Р = а + в + с, Р = а х 2 + в; Р = а х 4; Р = а х 2 + в х 2, Р = (а + в) х 2.
  • раздаточный материал: карточки с многоугольниками для самостоятельной работы.

Сценарий урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня необычный урок – урок – исследования. Попробуем применить накопленные знания для открытия новых. Чтобы узнать какое математическое понятие является объектом исследования, надо отгадать зашифрованное имя литературного героя.

М. д.

1) Найдите частное чисел 49 и 7. (7)

Учитель: Назовите фигуру, под которой написано это число?

2) Произведение 40, первый множитель 5. Найдите второй множитель. (8)

Учитель: Назовите фигуру, под которой написано это число?

3) Частное чисел 18, делитель 3. Найдите делимое. (6)

Учитель: Назовите фигуру, под которой написано это число?

6) 24 уменьшить в 8 раз. (3)

Учитель: Назовите фигуру, под которой написано это число?

8) 72:8 (9)

Запись: 7, 8, 6, 3, 9

Учитель: На следующей строчке запишите числа в порядке возрастания.

Проверка: 3, 6, 7, 8, 9

Учитель: Под каждой цифрой напишите букву и назовите слово.

Ответ: Алиса

Учитель: Из какого произведения эта необычная девочка?

Дети: Льюис Кэрролл “Алиса в стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”.

3. Тема урока.

Слайд 2.

Учитель: Алису можно назвать исследователем, так как она всё время задаёт себе вопрос “как?”, “почему?”, проводит опыты: то выпьет напиток – и вырастет, то съест пирожок – и уменьшится. Вот на уроке она нам и будет помогать проводить исследование. Но мы ещё не знаем с вами объект исследования. Представим, что она снова упала в колодец и очутилась в комнате, где находился тот самый Белый Кролик. Он быстро бегал вдоль стенок комнаты. Алиса спросила: “Уважаемый кролик! Что вы делаете?” “Не мешай мне, - ответил кролик: – Я измеряю”. Алиса подумала: “А что он измеряет?” Но ей неудобно было спросить об этом Белого Кролика. А вы, ребята, догадались, что можно измерить, двигаясь вдоль сторон геометрических фигур?

Дети:

- Длину сторон геометрических фигур.

- Я, думаю, длину всей геометрической фигуры.

- Я согласен. А длина геометрической фигуры называктся периметром.

Учитель: Назовите тему урока.

Дети: Периметр геометрических фигур.

Слайд 3.

Запись в тетради и на доске: Периметр

Учитель: Нам знакома эта тема? (Да)

Слайд 4.

Опрос “Да – нет - сомневаюсь”. “Светофор”.

(Дети проверяют собственные нания по данной теме.)

- Я буду называть утверждение, а вы рисовать круги.

  • Я знаю, что такое периметр.
  • Я знаю в каких единицах измеряют периметр.
  • Я умею находить периметр любой геометрической фигуры.

4. Планирование.

Учитель: Составим план нашей исследовательской работы.

Слайд 5.

Ученики распределяют этапы урока.

5. Повторение и систематизация знаний по теме.

а) Понятие “периметр”. (1 ступень на лестнице)

Слайд 6.

Учитель: Что такое периметр?

Периметр – сумма длин всех сторон геометрических фигур.

Справка.

Учитель: Слово “периметр” имеет две основные части, которые похожи на слова “пире” и “метрос”. “Пире” - египетское слово, которое означает “ходить”, “обходить”. Другая часть слова - “метрос” - имеет греческое происхождение и означает “мерить”, “производить измерения”. Таким образом, слово “периметр”, скорее всего означает “измерять ходьбой”, то есть измерять длину границы участка земли. Действительно, значение слова совпадает с практическими действиями. Стороны многоугольника надо измерить, а затем сложить.

В математике периметр принято обозначать заглавной буквой латинского алфавита - Р. (Рядом с темой в тетради и на доске пишется буква “Р”)

б) Единицы измерения.

Учитель: Какими единицами измеряется периметр?

Дети: Единицами длины: км, м, дм, см, мм.

в) Периметр треугольника. (2 ступень лестницы.)

Учитель: Следующая ступень – способы нахождения периметра разных геометрических фигур. Посмотрите на доску. Назовите геометрические фигуры, у которых наименьшее количество углов.

Дети: Треугольники.

Учитель: Назовите существенные признаки треугольников.

Дети: 3угла, 3 стороны.

Учитель: Под каким номером треугольники?

Дети: 8, 9, 3.

Учитель: Найдите периметр треугольников.

Сам. работа. (Работа парами.)

Проверка. (3 человека у доски)

(№8) Р = 2 +2 +2 = 6(см)

(№9) Р = 3 + 3 + 1 = 7(см)

(№3) Р = 1 + 3 + 4 = 8(см)

Учитель: Где сумму можно заменить умножением?

(2 ученика работают у доски.)

1 ученик

(№8) Р = 2 +2 +2 = 6(см) 2 3 = 6 (см)

2 ученик

(№9) Р = 3 + 3 + 1 = 7(см) 3 2 + 1 = 7 (см)

Учитель: Чем треугольники отличаются?

Дети: У первого – все стороны одинаковые, у второго – две стороны одинаковые, а третья имеет другую длину, у третьего – все стороны имеют разную длину.

Учитель: Треугольник, у которого все стороны одинаковой длины, называют равносторонним. Треугольник, у которого две стороны одинаковой длины, называют равнобедренный. Треугольник, у которого все стороны разной длины, - разносторонний.

Слайд 7.

Учитель: Алиса обозначила каждую сторону треугольников буквами. Определите, какая формула подходит к каждому виду треугольников.

Вывод. Периметр треугольника можно найти умножением, если стороны одинаковые.

(Учитель на доску помещает таблицу с формулами.)

Р = а + в + с

Р = а x 3

Р = а x 2 + в

г) Периметр прямоугольника. (2 ступень лестницы.)

Учитель: Назовите фигуры, у которых на один угол больше.

Дети: Четырехугольники.

Учитель: Назовите признаки четырехугольников.

Дети: 4 угла, 4 стороны.

Учитель: Как называется четырёхугольники под номером № 7?

Дети: Прямоугольник.

Учитель: Назовите существенные признаки прямоугольников.

Дети: Все углы прямые.

Учитель: Какое свойство прямоугольников мы знаем?

Дети: У прямоугольников противоположные стороны равны.

Учитель: Найдите периметр прямоугольника 3 способами.

Сам. работа. (Работа парами.)

Проверка. (3человека у доски)

  1. 2 + 2 + 3 + 3 = 10 (см)
  2. 2 x 2 + 3 x 2 = 10 (см)
  3. (2 + 3) x 2 = 10 (см)

Учитель: Какие из трёх способов рациональные?

Дети: 2 и 3.

Слайд 8.

Учитель: Алиса стороны прямоугольника обозначила буквами. Запишем формулы ко 2 и 3 способам.

(2 ученика.)

Р = а x 2 + в 2

Р = (а + в) x 2

(Проверяется на слайде. Учитель на доску помещает таблицу с формулами.)

Р = а x 2 + в 2

Р = (а + в) x 2

д) Периметр квадрата. (2 ступень лестницы.)

Учитель: Найти ещё один прямоугольник.

Дети: №18.

Учитель: Как называется такой прямоугольник?

Дети: Квадратом.

Учитель: Назовите существенные признаки квадрата.

Дети: Все стороны равны.

Учитель: Найдите периметр квадрата 2 способами.

Сам. работа. (Работа парами.)

Проверка. (2 человека у доски.)

  1. 2 + 2 + 2 + 2 = 8(см)
  2. 2 x 4 = 8(см)

Учитель: Какой из двух способов рациональный?

Дети: 2.

Слайд 9.

Учитель: Сторону квадрата Алиса обозначила буквой. Запишите формулу.

(1 ученик записывает формулу на доске.)

Р = а x 4

(Проверяется на слайде. Учитель на доску помещает таблицу с формулами.)

Р = а x 4

6. Обобщение.

Учитель: Сделайте вывод. Какой способ нахождения периметра многоугольника рациональный?

Вывод. Если у геометрической фигуры стороны равны, то можно сложение заменить умножением, т.е. использовать рациональный способ вычисления.

Слайд 10.

Учитель: Алиса измеряла периметр пятиугольников. Она обозначили стороны буквами и написали формулы. Вот что у неё получилось. Соедините формулу нахождения периметра с изображением фигуры.

7. Самостоятельная работа.

8. Итог урока.

Слайд 11.

- Сегодня на уроке я узнал...

- Я научился...

Учитель:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вас удивило?
  • Какое открытие для себя вы сделали?

Спасибо за урок!