Воспитание толерантности

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


«Воспитание – это прежде всего человековедение»

В.А.Сухомлинский

XXI век... Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть прекраснее, увереннее, радостнее.

Но в нашем современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. К сожалению, прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. По-прежнему, сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это ощутимо не только во внешней и внутренней политике некоторых государств, но и повседневном межличностном общении. Массовые уничтожения, убийства, потоки беженцев стали реальностью. И это страшно.

Нестабильность общества особенно затрагивает молодежь, которой в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Культура общения – одна из самых острых проблем в школе, да и в обществе в целом.

Особая роль в формировании толерантного мышления и поведения  у детей и подростков принадлежит, безусловно, педагогам. Именно школа позволяет учащимся с самого раннего возраста развивать чуткость, ответственность, открытость в восприятии других людей, ценить и уважать свободу, достоинства и индивидуальность каждого. С уверенностью можно сказать, что в современной социокультурной ситуации, школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. 

Формирование таких качеств, как признание, принятие, понимание другого человека облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы, коллективной творческой деятельности.

Коллективное творческое дело – это целостный процесс, в котором устанавливается гуманно-демократичный характер воспитательных отношений, развивается коллективная организация. Дети взаимодействуют друг с другом, они заботятся друг о друге и об окружающих, проявляют уважение, интерес. Совместная работа учащихся над подготовкой сценических постановок – прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Такая работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, а учащимся – показать свои таланты, способности.

Особое значение для подростка имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному развитию индивидуальности подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать деятельность, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Воспитание толерантности у подрастающего поколения способствует формированию их толерантного сознания, уважительного и заботливого отношения к окружающим, любви к Родине. Ребенку важно с детства как можно больше узнавать о существовании разных людей, отличающихся от них обычаями, вероисповеданием, особенностями развития. Еще важнее – научиться думать, что можно сделать хорошего для окружающих, выполнять то, что задумано. Совершенствуя общество, мы заботимся о будущем поколении, о детях, о том, какой в дальнейшем станет наша жизнь. Только от нас зависит, какое будет общество, какие будем мы.

Литература:

  1. Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
  2. Мчедлов М. П. Толерантность. – М., 2004.
  3. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М 2001.
  4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006.