Форма проведения: нетрадиционная форма урока с использованием компьютерных технологий, технологии «Шесть шляп мышления», приёмов: составление кластера, синквейна, диаграммы и пр.
Тип урока: повторительно-обобщающий, итоговый урок.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить, систематизировать и обобщить знания об изученном периоде.
- Развивающая – закрепить навыки и умения:
- работать в группах;
- работать с историческим документом;
- собирать, анализировать и обобщать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- применять новейшие приёмы работы на уроке;
- развивать коммуникативные способности;
- выражать свои взгляды на проблему
- Воспитательная:
- формировать гражданско-общественную позицию по данному периоду;
- воспитывать уважение к истории своей Родины.
ТСО: доска, компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Примеры результатов деятельности учащихся |
Время |
Примечания |
I. Организационный момент | Учитель приветствует учащихся и ставит перед ними цель на урок: «Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.» | 1' | На доске отзывы современников о
Н.С.Хрущёве (Приложение 2) Учитель включает презентацию (Приложение 1, слайд № 2 |
|
II. Актуализация опорных знаний по пройденной теме. Контрольное тестирование | Учитель раздаёт учащимся тесты по вариантам (Приложение 3) | Учащиеся выполняют тестовые задания (ключ к тесту см. Приложение 4) | 10' | |
III. Применение знаний, умений и навыков. Групповая работа | 24' | |||
1. Организация групповой деятельности учащихся | Учитель: «Прошу класс разбиться на 6 групп и надеть шляпы того цвета, которые предложат вам члены экспертной комиссии» | Учащиеся заранее знают о форме проведения урока, поэтому дисциплинированно выполняют поручение. (лучше, если шляпы будут у всех учеников, их можно сделать из бумаги. Как вариант, можно использовать шляпы в виде эмблем) | Группы формируются примерно по 3-4
человека. Ещё три ученика, наиболее хорошо усвоившие тему, входят в состав экспертной комиссии, которая будет вместе с Учителем анализировать работу групп и подводить итоги в виде устных и письменных оценок |
|
«Прошу внимание на экран. Каждой группе предлагается выполнить задание» | Один из членов экспертной комиссии: «На
задание отводится 12 минут. На выступление групп
– 12 минут, по 2 минуты на представление итогов вашей работы». Другой член экспертной комиссии: «Через три минуты на экране появятся критерии оценивания выступления групп». Третий член экспертной комиссии: «Вы должны были провести социальный опрос среди населения. Капитаны, сдайте, пожалуйста, результаты капитану «Красной шляпы» |
Слайд № 3 | ||
2. Работа в группах | После того, как участники групп прочитали и осознали свои задания, учитель включает слайд № 4 | Члены экспертной комиссии контролируют процесс работы в группах, отвечают на вопросы, требующие уточнения | Слайд № 4 | |
3. Выступление «Шляп» | «Красная шляпа»:
Также учащиеся представляют отзывы людей, родившихся в 50-60-е гг. и 70-90-е гг. XX в. в виде диаграмм. |
|||
«Черная шляпа»: «По итогам правления Хрущёва мы выделили следующие проблемы…Например, в документе ….сказано, что…, на самом деле …». | Учащиеся используют фрагменты
следующих документов: 1. Стенографический отчет XX съезда КПСС 14-25 февраля 1956 года; 2. Стенографический отчет внеочередного XXI съезда Коммунистической Партии Советского Союза 27 января – 5 февраля 1959 года; 3. Стенографический отчет XXII съезда Коммунистической Партии Советского Союза 17-31 октября 1961 года. (Приложение 5) |
|||
«Желтая шляпа»: | ||||
«Белая шляпа»: | ||||
«Зеленая шляпа» | ||||
Учитель включает слайд № 5 | «Синяя шляпа»: «Эпоха Хрущёва была весьма противоречивой. Выступления «Шляп» это доказали. Очевидно, что наравне с положительными моментами, такими, как … обнаружилось и много проблем, в частности … Об этом говорили такие известные люди, как … Например … | |||
IV. Составление синквейна | Учитель предлагает подвести итог в виде
составления синквейна. Затем учитель предлагает сверить полученный результат с примером, составленным членами экспертной комиссии. |
Учащиеся предлагают свои варианты. Члены экспертной комиссии записывают результаты на доске. | 5' | Слайд № 6
Слайды № 7, 8 |
V. Подведение итогов. Выставление оценок | Члены экспертной комиссии вместе с Учителем подводят итоги выступления групп, одновременно комментируя и выставляя оценки в таблицу, используя слайд № 3 | 5' |
Список литературы:
1. Волкова К.В. Контрольно-измерительные
материалы. История России. – М.: ВАКО, 2012.
2. Захарова Е.Н., Татур А.О., Фадеева Д.А. Сборник
тестовых заданий для тематического и итогового
контроля. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
3. Плоткин Г.М. Тестовые задания по
отечественной и всеобщей истории. – М.:
Просвещение, 2002.
4. Саплина Е.В., Безносов А.Э. ЕГЭ по
истории и обществознанию. Лекции 1-8. – М.:
Педагогический университет «Первое сентября»,
2010.
5. Симонова Е.В. Тесты по истории России. – М.:
Экзамен, 2011.