Тестирование – один из современных и наиболее распространённых методов проверки знаний у учащихся. Его используют преподаватели разных учебных заведений по многим предметам.
Тест – система заданий, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях, навыках учащихся. Как средство педагогического измерения, он даёт возможность учителю осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в учебном процессе, определять объём и качество освоения программного материала, оценить свою педагогическую деятельность. Вовремя проводя мониторинг успеваемости учащихся, тест позволяет определить недостатки в процессе обучения. В учебно-методическом пособии Затяминой Т.А. «Современный урок музыки» [М. «Глобус», 2007 г. Серия «Уроки мастерства»], предназначенной, в основном, для учителей музыки общеобразовательных школ, даётся подробное описание тестовых форм контроля. В этой книге раскрывается понятие педагогического теста, его содержание, структура, преимущество перед другими методическими формами. Подробная разработка автором метода тестирования может дать толчок преподавателям других учебных заведений для создания тестов по тем предметам, которые они преподают.
Данная работа посвящена тестированию учащихся 3 класса ОНИ, ОДИ по предмету сольфеджио в ДМШ. В музыкальной школе по сольфеджио для изучения теории можно использовать « бумажные» тесты (распечатка на бумаге). Для развития музыкального слуха –«звуковые» тесты(в звуковой форме).Контролировать, проверять, оценивать знания и умения учащихся нужно в той последовательности, в какой проводится их усвоение. Поэтому, виды тестов в музыкальной школе могут быть такие же, как и в других учебных заведениях:
1) «вступительные» (подготовка к изучению
основного материала);
2) «текущие» (проверка текущего материала двух,
трёх уроков);
3) «промежуточные» (проверка одной темы, раздела,
материала четверти, первого полугодия);
4) «итоговые» (проверка материала в конце
учебного года или по завершению изучения учебной
дисциплины).
Тест для учащихся 3 класса ОНИ, ОДИ ДМШ включает весь основной теоретический материал по предмету сольфеджио за весь учебный год, состоит из 44 вопросов. Этот тест не обязательно применять весь в конце года. Задания можно распределять по усмотрению педагога по различным видам тестирования. Вопросы построены от простых заданий к более сложным. Часть заданий (для «вступительного» теста) связана с объёмом теоретического материала начальных 1-2 классов, так как изучение нового неразрывно связано с уже пройденным и является следствием закрепления, повторения и рождения более сложных заданий. Отдельные вопросы, разделы можно использовать на уроках по текущему материалу или после изучения какой-либо темы («текущие» тесты). Задания можно распределить по четвертям (10-11 вопросов в каждой четверти) и проводить тестирование на контрольных уроках («промежуточные» тесты). Используя несколько тестов («текущие», «промежуточные» тесты), « итоговый» тест уже будет подготовлен к концу года и учащиеся справятся с ним успешно. Тест для учащихся 3 класса ОНИ, ОДИ по предмету сольфеджио за весь учебный год для ДМШ состоит из 5 разделов. В каждом разделе – несколько теоретических вопросов.
В I раздел – «Лад и тональность» (15 заданий) входят вопросы, связанные со знанием лада, его двух видов, ступеней лада, тональностей, трёх видов минора, одноимённых и параллельных тональностей, знаков альтерации.
II раздел – «Метр и ритм» (5 вопросов) включает знание длительностей, пауз, секвенции, транспонирования, основных музыкальных жанров (вальса, польки, мазурки, марша).
III раздел – «Простые музыкальные формы» (6 вопросов) определяет знание простых музыкальных форм: простой двухчастной, простой трёхчастной, периода и его частей.
IV раздел – «Интервалы» (12 вопросов) посвящён характеристике интервалов. Он раскрывает определение интервала, знание гармонических и мелодических интервалов, количественной и качественной характеристики интервалов, отличие диссонансов от консонансов, понимание построения простых интервалов, их обращений и разрешений (в том числе тритонов – ув.4 и ум.5 и характерных интервалов – ув.2 и ум.7).
V раздел – «Аккорды» (6 вопросов) раскрывает определение аккорда, интервальное строение аккордов (4-х типов трезвучий, обращений Б5/3, М5/3), знание септаккорда, построение главных трезвучий и Д7.
Количество выбранных вопросов педагогом в различных тестах может быть свободным, в зависимости от уровня группы, усвоения учащимися теоретического материала и от этапа изучения темы (знакомство, более глубокий подход, творческий момент, закрепление т.д.) Возможно сочетание вопросов в тесте на повторение и на изучение нового материала.
Задания в данном тесте для 3 класса ОНИ, ОДИ ДМШ построены:
- с выбором правильного ответа (одного, двух, трёх, нескольких);
- с выбором одного неправильного ответа;
- на дополнение;
- на установление соответствия;
- на установление правильной последовательности.
Критерии оценок следует обговорить с учащимися. Они могут быть примерно такими: оценка «5» – выполнение без ошибок; оценка «4» – 1-2 ошибки; оценка «3» – 3-4 ошибки; оценка «2» – 5-6 ошибок. Время на выполнение заданий зависит от количества вопросов и уровня группы учащихся.
Вопросы данных заданий были апробированы в
группе учащихся 3 класса ОНИ, ОДИ ДШИ №1 г. Сызрани
(в различных тестах). Ребята, в основном,
справились успешно.
Учащиеся, неудачно сдавшие тестирование и
имевшие на это уважительные причины, могли
пересдать его в другом варианте. По результатам
анкетирования, проведённого в этой группе,
можно судить, что данные задания учащимся
понравились. Они отметили следующие положительные
моменты тестирования:
- небольшая затрата времени на ответ;
- опрос любого объёма теоретического материала;
- интересная форма изложения вопросов;
- объективная оценка ответа;
- возможность исправить и улучшить результат ответа;
- стимул к труду, систематическим занятиям, организованности;
- развитие памяти, приобретение навыков систематизировать, обобщать теоретический материал.
Несложная игровая форма в заданиях увлекает учащихся, вызывает интерес к познанию. Наряду с другими формами работы вносит разнообразие, экономит время на опрос всей группы, способствует развитию у учащихся ответственности, самостоятельности, трудолюбия. Добившись положительных результатов в изучении теории, педагогу следует обратить внимание учащихся на то, что « не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» [Дистерверг Адольф. Избр. соч. М.1956.] Достижение этой цели – залог успеха педагога и ученика в их совместной деятельности.