НОД Лаборатория "Интересных открытий" с использованием виртуальной экскурсии и технологии Савенкова А.И. "Учебные исследования в детском саду"

Разделы: Работа с дошкольниками

В современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала, например – использование такого цифрового образовательного ресурса, как виртуальная экскурсия.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий:

• определение цели и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • определение источников экскурсионного материала;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка текста экскурсии;
  • определение техники ведения виртуальной экскурсии;
  • показ экскурсии.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.
Закрепление знаний и впечатлений, после экскурсии происходит в непосредственно образовательной деятельности с использованием образовательной технологии «Учебные исследования в детском саду», разработанной А.И.Савенковы. Назначение технологии – помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение), развивать познавательную активность, любознательность. В педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Таким образом, реализация современных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов способствуют развитию познавательной сферы дошкольников при подготовки их к школе.

Образовательная область «Познание»

• Закреплять представления о том, как человек использует в своей жизни песок, землю, воду для выращивания растений.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи (между состоянием растений и условиями для их роста).
  • Продолжать учить детей исследовательской практике, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  • Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Образовательная область «Коммуникация»

• Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, полученной информацией.
  • Развивать умение составлять рассказы из личного опыта по самостоятельно составленному плану.
  • Закреплять в речи детей существительные, обозначающие лабораторное оборудование.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

• Развивать у детей интерес к познавательной литературе.
  • Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтение текста по ролям, в инсценировках.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: виртуальная экскурсия в химическую лабораторию, которая находится в Политехническом музее в г. Москве http://dem-media.com, детская мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия».

Раздаточный: «папки исследователей», простые карандаши, чашки Петри с разными видами почвы (земля, песок) и проросшими в них семенами проса, тарелочки с землей и песком, лупы, ложечки, салфетки на каждого ребенка.

Словарная работа: лабораторное оборудование, перегной, песчинки.

Предварительная работа: просмотр презентаций «Культурные растения», «В лесу», чтение детских энциклопедий «Чудесные превращения в природе» М.Баттерфилд, «Растения» С.Ильин, «Все обо всем. Растения» Ю.Соколов и рассматривание иллюстраций; проведение опытов, экспериментов и наблюдений: посев семян проса в землю, песок, и наблюдение за ростом и развитием ростков проса.

1. Водная часть НОД – 3 мин.

Дети входят в группу, здороваются с гостями и вместе с воспитателем подходят к детской лаборатории, которая оборудована в познавательном уголке группы.

Воспитатель (В.): Дети, сегодня мы снова пришли в нашу лабораторию «Интересных открытий». Скажите, для чего мы с вами приходим в лабораторию?

Дети (Д.): Чтобы проводить опыты, эксперименты, наблюдения и узнавать что-то новое и интересное. Читать и рассматривать детские научные
энциклопедии, другие интересные книги и журналы.

В. Сегодня к нам в лабораторию мы пригласили гостей. И я для вас и для гостей приготовила сюрприз – экскурсию. Но это будет особенная экскурсия – нам не нужно будет одеваться и куда-то идти, это будет виртуальная экскурсия и поможет нам её провести компьютер и интернет. Я приглашаю вас на экскурсию в научную лабораторию.

2. Основная часть НОД – 20 мин.

В. Садитесь на свои места.
Эта научная лаборатория находиться в музее (в Политехническом музее) в Москве. И мы с вами, не выходя из группы, прямо сейчас отправляемся на экскурсию. Сядьте удобно и приготовьтесь внимательно смотреть и слушать.

Виртуальная экскурсия в Политехнический музей – зал химии

В. Мы с вами находимся в лаборатории, здесь ученые проводили разные опыты, эксперименты и наблюдения. Но это было давно, поэтому сейчас из этой лаборатории сделали музей и каждый желающий теперь может прийти сюда и рассмотреть экспонаты.
Сейчас мы с вами поближе подойдем к столу, который находится в центре зала и посмотрим, что на нем лежит: исписанные листы, на них ученые записывали результаты своих опытов, старинная печатная машинка – на ней ученые печатали свои научные статьи и баночка с порошком, старинный микроскоп и стеклянные колбы.
Далее, впереди мы видим шкафы и еще один стол. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что же находится в шкафчиках и стоит на столе. На полочках мы видим множество разных баночек, пузырьков и пробирок с порошками для опытов. Посмотрите, как их много, на них наклеены этикетки, чтобы знать, где какой порошок.
На столе стоят весы, на их взвешивали разные вещества, чтобы точно знать их вес и количество. Ведь для проведения опыта очень важна точность. А чтобы получить для опыта порошок, ученые использовали вот такую ступку и пестик, которым измельчали вещество в порошок. Такой порошок мы видим с вами в этой стеклянной баночке с крышкой. Так же на столе лежат стеклянные трубочки, пробирки, палочки и разные другие приборы нужные ученым для их опытов.
Что же мы видим дальше в лаборатории? Большой стеклянный шкаф со стеклянными колбами для экспериментов. Длинный стол с разными умными приборами, с помощью которых ученые сделали много интересных открытий. И большой книжный шкаф. Как вы думаете, что может находиться в этом шкафу? Конечно научные книги, которые были нужны ученым для их работы.
Вот мы с вами и обошли всю лабораторию, смогли подойти поближе к разным экспонатам и все внимательно рассмотрели, не вставая со своих стульчиков. На этом наша экскурсия закончена.

В. Где мы сейчас были с вами на экскурсии? Что вам понравилось и запомнилось в научной лаборатории? Кто работал в этой лаборатории и что делали? (Ответы детей)

В. И мы с вами как настоящие ученые, в нашей лаборатории «Интересных открытий» тоже проводим опыты и наблюдения, используя настоящее лабораторное оборудование. Назовите, какое лабораторное оборудование есть в нашей лаборатории?
Д. Большие и маленькие пробирки, микроскоп, лупы, лабораторные пипетки, емкости и стаканчики для опытов, баночки с увеличительными стеклами и зеркалами для рассматривания насекомых и т.д.
В. Все правильно. Это оборудование помогает нам проводить наши опыты и наблюдения. И на прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они состояли?
Д. Мы посеяли семена проса в землю и песок.
В. Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными семенами.
В. И так, взгляните на наши стаканчики, в которые мы посеяли семена. Что вы видите?
Д. В стаканчиках выросли ростки. Это семена проросли.
В. (внимательно рассматривает ростки через лупу). Во всех стаканчиках ростки взошли по-разному.
Д. – В стаканчиках зеленого цвета много ростков, густые всходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А в стаканчиках синего цвета – редкие и слабые.
В. Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы сеяли ...... куда?
Д. В землю.
В. Вот именно! В землю! Каждый пододвиньте к себе емкости с землей. Давайте рассмотрим землю в лупы. Что вы видите?
Д. Черные комочки земли, кусочки листьев, веточек и травы.
В. Совершенно верно! Это называется перегноем, он очень полезен для растений. Именно он делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в стаканчиках с землей ростки зеленые и сильные.
Теперь посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок.
Д. В песке ростки взошли бледные, редкие и слабые.
В. Давайте рассмотрим песок через лупы. Теперь пододвиньте к себе емкости с песком. Что вы можете сказать нам о песке?
Д. Песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет перегноя, который так полезен для растений. Поэтому в песке ростки слабые и бледные.
В. Так какой же вывод можно сделать?
Д. В земле с перегноем растения растут хорошо, они сильные и крепкие, а в песке растениям плохо, потому, что там нет перегноя, и значит очень мало для растений питания, необходимого для их хорошего роста.
В. Для того, что бы проверить правильность вашей версии, я предлагаю вам посмотреть в энциклопедии, но не в книге, а в электронной энциклопедии и поможет в этом нам опять компьютер. (Воспитатель находит в энциклопедии определение земли (почвы), песка, перегноя.
В. Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать?Как можно помочь росткам в песке?
Д. Аккуратно пересадить росточки в землю, в которой есть перегной.
В. Совершенно верно. Когда мы пойдем с вами на прогулку, то возьмем с собой синие стаканчики с ростками и высадим их в землю на лужайке.
В. А сейчас откройте «папки исследователей» и запишите знаками на листочках о том, что нового и интересного вы узнали из опытов и наблюдений, которые мы с вами провели, и составьте по своему листочку сообщение.

Имеющиеся и полученные во время опытов и наблюдений знания дети записывают в виде условных знаков (составляют пиктограмму) на листочках, взятых из своих папок. Новую информацию дети собирают из книг и энциклопедий, представленных на выставке.
Воспитатель оказывает детям необходимую информационную и другую помощь во время работы. Дети выступают со своими сообщениями, зачитывая их по листочкам с условными знаками и одновременно демонстрируя результаты опытов. Воспитатель если необходимо, поддерживает выступающего, помогает ему выдать накопленную информацию.
Между выступлениями детей воспитатель проводит аутотренинг.

– Дети вы утомились, давайте закроем глаза и отдохнём:

Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый.
Свежий воздух.
Колышутся травы,
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всему живому.

Когда выступят несколько человек, воспитатель благодарит детей за хорошую работу и интересные сообщения.

В. Что вам сегодня понравилось? Что было трудно?
Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, и мы будем продолжать наши исследования.

3. Заключительная часть НОД – 7 мин.

В. Дети давайте покажем гостям игру-инсценировку «Первая травка».

Дети встают в круг.

В. Ребята, послушайте!
Хочется мне
Сделать хороший подарок Весне.
Давайте все вместе
Мы травку посеем.
Чуть потеплеет –
И травка взойдёт.
Вот семена и лопата.
Пора за работу, ребята!

Дети имитируют работу лопатой и посев семян.

Д. В землю, семена, ложитесь!
И скорее пробудитесь!
Силы набирайтесь!
К солнцу пробивайтесь!

В центр круга выходит ребёнок в шапочке «Травка» и садится на корточки. Дети водят вокруг него хоровод.

И шелковистая.

Травка: Вот и я! Здравствуйте друзья!

Д. Здравствуй, Первая травка!
Травка перестаёт расти.

В. Не растёт! Что случилось?

Травка: Без света и тепла не могу расти я!

Д. Надо Травку спасать –
Красно Солнышко позвать.
Солнышко, отзовись!
Красное, появись!

Выходит из круга ребёнок в шапочке «Солнышко».

Солнышко:

Я Солнышко красное,
Солнышко ясное.
Всем несу тепло и свет –
Полезней дела нет!
Зачем меня звали?

Д. Солнце, Травку нам согрей, чтобы выросла скорей.

Солнышко: Это я сумею, травку я согрею.

Солнышко встаёт в хоровод к детям.

Травка поднимается:

От такого доброго света и тепла
Хворь моя уже прошла.

В. Не растёт! Остановилась! Что случилось?

Травка:

Дайте мне умыться!
Дайте мне напиться.

В. Вот бы Дождь прошёл сейчас.

Д. Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще.

Входит из круга ребёнок в шапочке «Дождик»:

Вот и я, здравствуйте друзья. Зачем вы меня звали?

Д. Дождик, Травку нам полей,

К солнцу пробилась,
Росою умылась,
Дождя напилась
И сил набралась!
Спасибо всем, кто меня посадил,
Согрел, приласкал, напоил!

В. Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства.

В. Молодцы! На сегодня наша лаборатория «Интересных открытий» закрывается. До следующих встреч.

В Приложении 1 и Приложении 2 представлены фотоматериалы, детские пиктограммы и рассказы по ним.