Цели урока:
Образовательные цели:
- знать: особенности обращения;
- уметь: выделять на письме знаками препинания;
- повторить: правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
Развивающие цели:
- правильно использовать обращения в речи;
- самостоятельно анализировать и делать выводы;
- работать со словарем.
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь к Родине;
- умение сотрудничать;
- умение эмоционально произносить обращения.
Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, орфографические словари, репродукции картин: березка зимой, летом, весной, осенью.
Ход урока
Проверка домашнего упражнения (учебник “Русский язык”, 5 кл., ФГОС, в 2-х ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Изд-во “Просвещение”, 2013 г.). По упражнению учащиеся сделали вывод, что однородными могут быть все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
Сообщение учителя. В русском языке существуют предложения, в которых слово не является членом предложения. Что же это за слова?
Объявляется тема урока и цели урока (запись на доске). Тема урока: “Предложения с обращениями”.
Что такое? Где употребляется? Как? |
На эти три вопроса ученики должны дать ответ в конце урока |
Поиск и выделение информации провожу, используя материал, который бы легко запоминался. Это сказка “Как обратиться к крокодилу?” из книги “Русский язык в рисунках” Бурмако В.М. Книга для учащихся. Москва, “Просвещение”, 1991, стр 90-91. Вывожу изображение на экран (см. Приложение 1).
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...
- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок...
- Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!
- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!...
На другой день Мартышка всем сообщала:
- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
- А если хотите написать письмо, - добавил Удав, - не забудьте отделить ОБРАЩЕНИЕ запятой.
- Или восклицательным знаком, если хотите “написать” обращение “громко”, - заканчивал Слоненок.
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.
Анализируем данный текст:
- Как вы поняли, что же такое обращение?
- Как на письме выделять обращение?
- С какой интонацией произносится обращение?
А вот рисунок, который подходит к этой сказке. Такие рисунки учат думать не только головой, но и “глазами”. Рисунок из книги “Русский язык в рисунках” Бурмако В.М. Книга для учащихся. Москва, “Просвещение”, 1991, стр 90. (см Приложение 2).
Используя рисунок – опорный конспект, расскажите, что же такое обращение. Учащиеся делают вывод: обращение – это слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносим с особой звательной интонацией.
Анализируем три предложения. Вывожу на экран эти предложения.
Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.
А Вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?
Пойдем с нами, Сережа!
(см Приложение 3).
- Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).
- Как выделяется обращение на письме? (запятыми).
Вывод (ученики делают его сами): Обращение может находиться в предложении в начале, в середине, в конце. На письме выделяется запятыми.
Вот мы с вами попытались разобраться в том, что же такое обращение. Сделали вывод. А теперь откроем учебник на стр 98 и убедимся в том, что вывод сделали правильно.
Сравним два предложения. На экране ученики видят пейзаж – русские березки и текст. (см. Приложение 4).
Береза, о тебе я в тропических чащах скучал.
Береза родная, со стволом серебристым,
о тебе я в тропических чащах скучал.
(К.Бальмонт)
Вывод: обращением может быть не одно слово, а целое словосочетание.
- Вам встретилось незнакомое слово “тропические”.
- В каком словаре вы найдете значение данного слова?
Дети открывают “Толковый словарь” и зачитывают значение слова “тропики”.
Тропики - -ов, ед. –ик, м.
1. Воображаемые параллели, отстоящие на 23°07 к северу и югу от экватора.
2. Местность к северу и югу от экватора между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара.
- Много в тропиках диковинных растений, но не растут там березы. Вот поэт К. Бальмонт и вспоминает в стихах березу родную.
Не только поэты, но и писатели говорят о своей любви к березке. В.П. Астафьев пишет: “До поездки на юг я и не предполагал, что это скромное северное деревце так прекрасно. Оно прекрасней всех деревьев на свете, потому что оно пахнет Родиной!”
- Посмотрите, ребята, пейзажи! (на доске пейзажи: березы весной, березы в зимнем уборе, березы летом и осенью).
Вывод: - Как они прекрасны во все времена года! Береза - символ Родины. Любите это скромное северное деревце!
- Какой частью речи выражено обращение? (существительное в именительном падеже).
Вывод: обращение может быть выражено существительным одушевленным и существительным неодушевленным (часто в поэзии).
Сравните:
- Ребята оберегают природу.
- Ребята, оберегайте природу!
Вывод: в первом предложении слово “ребята” - подлежащее, а во втором – обращение. Отличайте обращение от подлежащего!
- Читаю стихотворение “Как его зовут!” (В. Масс и М. Червинский) из книги “Кружок русского языка в школе”, Е.П. Преображенская, Москва, Просвещение, стр 74-75
Отрывок из стиха на экране (см Приложение 5).
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем –
Вам этот школьник не знаком?
- Как вежливо обращаться к своим товарищам? (Алеша, Петя, Ваня, Толя)
- Об этом же напоминает нам учебник, на стр 100. Зачитаем.
Закрепление. На доске заранее записано. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните.
Со...нце со..нце ты откуда?
Я из зорьки з...лотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки гр...зовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней ст...роны!
Ученик у доски, а остальные дети в тетрадях вставляют буквы, расставляют знаки препинания, объясняют.
Закрепление. Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать, вывожу на экран задание с элементами занимательности и с требованием закончить предложения из басен И.А. Крылова (недавно мы на уроках литературы изучали басни И.А. Крылова) и грамотно написать.
На экране текст (см Приложение 6).
Голубушка ... (как хороша!)
Спой Светик ... (не стыдись!)
Не оставляй меня ... (кум милый!)
Соседушка я ... (сыт по горло).
- Из каких басен эти строки? (Басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица”, “Стрекоза и Муравей”, “Демьянова уха”).
Ученики записывают предложения и объясняют знаки препинания.
Подготовка к ГИА. Контроль-тест на экране (см Приложение 7)
Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
А. Лес пахнет дубом и сосной.
Б. Ласково мерцали звезды в вышине.
В. Глинка великий русский композитор.
Г. Здравствуй белая березка.
Д. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
(тест взят из книги “Тестовые задания по русскому языку”, 5 класс, А.Б. Малюшкин, Москва, творческий центр Сфера, 1998). Ответ: Г,Д.
Обобщение: ответим на вопросы, записанные на доске после темы:
- Что такое обращение?
- Где употребляется?
- Как?
Домашнее задание:
Задания разноуровневые с повышающейся сложностью. Три уровня сложности – элементарный, базовый, повышенный – обозначены соответствующими буквами А, Б, В. Задания разработаны таким образом, что имеют одинаковую времяемкость (примерно 10-15 минут). Задания взяты из книги “Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы” (соответствует ФГОС), сост Л.Н. Федосеева, Москва, ВАКО, 2013 год, стр 34-35.
- Запишите в дневник! Параграф 42, выучить правила, упражнение из книги “Дидактические материалы” на выбор: А1, Б1 или В1.
Урок заканчиваю стихотворением из книги “Занимательный русский язык. Нескучный учебник”, Г. Александрова, Тригон, Санкт-Петербург, 1998 г.
Обращение.
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй!
Ребята, спасибо за работу на уроке!