Основной принцип организации образовательного процесса с детьми коррекционной группы – это принцип коррекционной направленности, который предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Исходным принципом для занятий с детьми коррекционной группы является принцип диагностики и коррекции развития. Работа с такими детьми только тогда даёт положительные результаты, когда грамотно проведена комплексная диагностика и оценка резервов возможностей ребёнка. Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия также строится на основе глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования. Учитель и ученик должны быть друзьями-союзниками. И только тогда их отношения, построенные на взаимопонимании и доверчивости, дадут прекрасные положительные результаты.
При построении данного занятия учитывались индивидуальные особенности ребят. У каждого из них свои проблемы и своё развитие, как умственное, так и физическое. Однако общее у них одно - они дольше и труднее усваивают базовые умения и навыки. Поэтому на коррекционных занятиях необходимо отрабатывать, в основном, навыки русского языка и математики. Быстрая утомляемость, рассеянное внимание и плохая память - всё это присуще каждому из этих детей. Очень важно строить занятие так, чтобы ребёнок мог справиться с заданием и поверить в свои силы. Поэтому на таких занятиях необходимо создавать ситуации успеха, которые помогут ребёнку лучше адаптироваться, стать увереннее, освободиться от страха, пойти на контакт, как с педагогом, так и со сверстниками. А главное, ребёнок на корректирующих занятиях усваивает необходимый учебный материал, что помогает ему чувствовать себя свободно на основных уроках с детьми всего класса, способствует включению этих детей в работу на уроке. На предлагаемом занятии особое внимание будет уделено отличительным свойствам простых и сложных предложений, так как эти дети с трудом видят разницу между простыми и сложными предложениями, часто путают их, не умеют определять главные и зависимые слова. Также на этом занятии предлагается детям составить простые и сложные предложения, вначале под руководством учителя, а затем самостоятельно. А это, в свою очередь, помогает детям развивать образное мышление, речь; способствует совершенствованию навыков грамотного письма.
Цель: Отрабатывать умения распознавать простые и сложные предложения, опираясь на индивидуальные особенности детей (зрительное внимание, память, сенсорное восприятие),научить составлять простые и сложные предложения.
Задачи:
Образовательные:
- Научить различать простые и сложные предложения.
- Формировать умения конструировать простые и сложные предложения.
Развивающие:
- Развивать образное мышление, речь.
- Совершенствовать навыки грамотного письма.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, животным, родному краю.
- Развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе).
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Сегодня мы с вами вспомним, какие предложения называются простыми, а какие - сложными. Также поговорим о животных леса.
II. Словарная работа:
а) Отгадывание загадок о животных леса:
По мере отгадывания загадок, на доске появляются фотографии животных и птиц:
Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу (медведь) |
На овчарку он похож, Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть (волк) |
Какой зверь опасный В шубе прекрасной На двор проникает Кур там хватает? (лиса) |
С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач (белка) |
Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы - Уши больше головы (заяц) |
Кто в лесу деревья лечит, Не жалея головы? Тяжела его работа - Целый день долбить стволы (дятел) |
Всем года она считает, Но птенцов своих бросает. А послушать - просто врушка Эта пёстрая .... (кукушка) |
Ах, чистюля! Ах, кокетка! Аккуратней птицы нет. На груди всегда салфетка И на завтрак, и в обед (сорока) |
б) Индивидуальная работа по карточкам:
– Ребята, а какие слова лишние? Не забывайте, что мы на уроке русского языка. (Дятел, кукушка, сорока - лишние слова, потому что это не животные, а птицы).
– Сейчас мы с вами поговорили о животных и птицах леса. А теперь давайте вспомним, как пишутся эти слова. ( Раздаются карточки с названием животных и птиц - словарными словами)
за...ц в...рона
м...дведь...
л...сица
в...робей
с...рока
Задание: Вставить нужную букву, поставить ударение, подчеркнуть опасные места.
Ребята, поменяйтесь карточками и проверьте работу друг - друга.
(На доску прикрепляются карточки со словарными словами).
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и сверьте свою работу с правильным вариантом ответа.
заяц медведь лисица воробей ворона сорока
III. Физминутка:
Игра “ Летает - не летает”. (Учитель называет лесных обитателей – птиц и животных, если произносится название птиц – дети руки поднимают вверх, если названия животных - стоят неподвижно).
IV. Изучение нового материала:
а) – Ребята, давайте вспомним, что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу. Предложение имеет законченную мысль).
(На доске карточки со словарными словами — заяц, сорока).
Давайте составим простые предложения, состоящие только из главных членов.
– Заяц (что делает?) -- прыгает.
– О ком говорится в предложении? (О зайце). А что о нём говорится? (Что он прыгает).
Запись предложения на доке.
– Ребята, в этом предложении одна мысль и одна грамматическая основа. Это простое предложение.
– Давайте придумаем простое предложение о сороке. О ком говорится в предложении? (О сороке). А что о ней говорится? ( Что она летает). Давайте запишем это предложение. На доске запись:
Заяц прыгает. Сорока летает.
б) Постановка проблемы:
– Давайте с вами попробуем объединить наши придуманные предложения в одно целое предложение, в котором будет две мысли и посмотрим, что получится.
На доске запись:
Заяц прыгает, а сорока летает.
– Ребята, такие предложения, где есть две законченные мысли (два предмета и их действия) называются сложными и между ними ставится запятая.
V. Закрепление изученного материала:
Зрительный диктант:
Лес зимой
Наступила зима. Звери спрятались в своих норах. Медведь спит в берлоге, а под сосной сидит заяц-беляк. Он спрятался от хитрой лисы.
– Прочитайте предложения. Как определить, простое это предложение, или сложное? (Выделяем грамматическую основу, если одна грамматическая основа, то предложение простое, если две - сложное)
VI. Игра “Продолжи пословицу”
(На доске прикреплены карточки со словами из пословиц. Необходимо из предложенных карточек найти продолжение и соединить стрелочками). Волков бояться ноги кормят
VII. Итог занятия:
– Чем отличается простое предложение от сложного? (В простом предложении одна законченная мысль, одна грамматическая основа, а в сложном – две).
– Как нужно действовать, чтобы отличить простое и сложное предложение друг от друга? (Нужно задать вопросы и выделить главные члены предложения).
VIII. Рефлексия:
– Ребята, перед вами лежат квадраты разного цвета.
- Красный квадрат обозначает: “Я поработал очень хорошо”.
- Синий - “Я поработал хорошо, но были трудности”.
- Зелёный - “ Мне было трудно”.
– Оцените, пожалуйста, свою работу и поднимите тот квадрат, который лучше всего подходит для вашей сегодняшней работы.
IX. Домашнее задание:
– Придумать одно простое и одно сложное предложение со словами:
- 1 вариант - медведь, ворона
- 2 вариант - лисица, воробей