Использование элементов проектной деятельности при изучении отдельных тем курса химии в рамках требований к современному уроку

Разделы: Химия


“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин

Готовясь к сегодняшней встрече, я вспомнила слова Жака Люсьена Жана Делора, французского и европейского политического деятеля, президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке, который сформулировал цели образования 21 века: “Мы должны помнить, что человек, чувствующий себя отстающим от быстро развивающегося общества, становится противником самого развития”.

В современном мире молодой человек должен быть инициативным, способным творчески мыслить. Все эти качества формируются с детства. Один из путей их развития – организация в школе исследовательской и проектной деятельности учеников.

Конечно, научная деятельность школьников ни в коем случае не должна быть направлена на открытие новых законов мироздания, она должна приносить пользу прежде ученику, а уже потом науке.

Задачи научно-исследовательской работы в школе – это

  • формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
  • выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Направления исследовательской работы в школе:

Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.
М.Ломоносов

Направления исследовательской работы в школе следующие:

А) подготовка проектов к практическим и лабораторным работам, урокам-семинарам.

Б) внеурочная исследовательская деятельность школьников через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях.

До недавнего времени исследовательская деятельность являлась в основном внеклассной работой, ориентированной только на отдельных учащихся после уроков.

НОУ в нашей школе существует с 90-х годов.

За это время выполнено большое количество исследовательских работ и проектов, материал которых бесценен при работе на уроке во время изучения нового материала, организации лабораторного, практического и демонстрационного эксперимента.

Требования настоящего времени, требования ФГОС к современному уроку таковы, что это оказалось актуальным и нашло широкое применение.

Какова тематика работ?

Я предлагаю Вашему вниманию несколько работ учеников нашей школы, выполненных к уроку: (Интерактивный плакат – Приложение 1)

  • “Сады химика”
  • “Выращивание кристаллов” и другие.

Научное общество учащихся (из опыта работы)

Правила поведения в НОУ

  • Приходить с идеями, уходить с опытом.
  • Не бояться быть умным.
  • Научился сам - помоги другому! Учимся общаться и делимся информацией с друзьями!!

Преимущества проектной технологии это:

  • энтузиазм в работе,
  • заинтересованность детей,
  • связь с реальной жизнью,
  • выявление лидирующих позиций ребят,
  • научная пытливость,
  • умение работать в группе,
  • самоконтроль,
  • лучшая закрепленность знаний,
  • дисциплинированность.

Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Я хотела бы представить вашему вниманию тематику некоторых работ, которые выполнены учащимися.

Работы учащихся посвящены минералогии и металлургии, переплетению литературы, истории и химии, исследованиям продуктов питания, проблемам чистой воды и здорового образа жизни. На занятиях мы изготавливаем искусственные чернила. Выращиваем химические сады.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например:

  • провести экскурсию,
  • оформить стенды, альбомы,
  • подготовить по возможности видео или фотосъемку,
  • озвучить видеофильм,
  • привлечь родителей,
  • организовать встречи с интересными людьми,
  • подготовиться к конференции,
  • сделать конкретное практическое дело.

Как угадать, какая из методических находок приживется в современной школе? Порой это трудно. Порой просто невозможно.

Однако, точно одно – познание мира разными детьми осуществляется по-разному. На уроке интеллект каждого ребенка должен быть востребован. Для этого необходимо мотивация процесса познания. Ученик должен испытывать ощущение счастья от познания, постоянную потребность новых учебных впечатлений. Оторвать воспитательные задачи от образовательных невозможно, воспитание приходит через развитие интеллекта. А потому, сколько учителей, столько и вариантов прочтения методик.

Свою статью хочется закончить словами, прозвучавшими на всероссийском съезде учителей химии, проходившем в феврале 2012 года в МГУ:

Меняются политические системы, структуры министерств и ведомств образования, министры. Но миссия школы, университетов, учителей школ и университетов России остается незыблемой: мы отвечаем за сохранение лучших традиций российского образования, мы выбрали для себя профессию – делать все, чтобы наши дети любили замечательный предмет, удивительную науку – химию.