Цель урока: формирование навыков сложения и вычитания многочленов.
Задачи урока:
- сформировать навыки сложения и вычитания многочленов; применение этих преобразований для упрощения выражений, решения уравнений;
- рассмотреть признаки делимости чисел, используя сложение и вычитание многочленов;
- показать значимость освоения космоса.
Оборудование: карточки с самостоятельной работой, фотографии крейсера «Петр Великий» и крейсера «Слава», фотография Ю. А. Гагарина.
ХОД УРОКА
I. Приветствие обучающихся
Учитель: На прошлом уроке мы с вами рассмотрели сложение и вычитание многочленов. Поставили задачу на этот урок. Давайте вспомним, какую именно? Ученики: применять сложение и вычитание многочленов при решении упражнений.
II. Проверка домашнего задания (один обучающийся оформляет решение задачи на доску, с остальными работаем устно)
Задача: Навстречу друг другу вышли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и ракетный крейсер «Слава» на 1 милю в час больше, чем скорость крейсера «Петр Великий». Сейчас расстояние между ними 189 морских миль. Найти скорость каждого крейсера, если известно, что они встретятся через 3 часа.
Решение:
Заполним таблицу:
v |
t |
S |
|
«Петр Великий» | х м/ч |
3ч | 3х мили |
«Слава» | (х + 1) м/ч | 3ч | 3(х + 1) мили |
189 миль |
Составим уравнение:
3х + 3(х + 1) = 189
3х + 3х + 3 = 189
6х = 186
x = 31
31 миля в час скорость крейсера «Петр Великий».
1) 31 + 1 = 32 (миль в час) скорость крейсера «Слава».
Ответ: 31 миля в час и 32 мили в час.
III. Устная работа
1) Какие из чисел: 7324, 4632, 8235 делятся
а) на 3 б) на 9?
2) Одночлены 10а2 и 2а2
1) Сумма?
2) Разность?
3) Произведение?
4) Частное (а?0)?
5) Частное (в?0)?
6) Квадрат первого одночлена?
7) Квадрат второго одночлена?
3) В пустые клетки квадрата вписать такие одночлены, чтобы после приведения подобных членов в любой строке, столбце получилось выражение 2х
–2х | –8х | |
4х | ||
–5х |
4) В пустые клетки таблицы запишите такие выражения, чтобы сумма всех трех выражений (по горизонтали, вертикали и диагонали была бы равна 0)
–а – в |
2а – в |
|
3в | ||
IV. Решение упражнений
Учитель: А знаете ли вы, как называют в мореплавании единицу скорости, соответствующую одной морской мили в час? (Узел = 1 миля в час 1,852 км/ч, т. е. 1 миля =1852 м). И сегодня я предлагаю поговорить о скоростях.
Задание: Решить уравнение 5х2 – (5х2 – 9х) – (8х + 50) = 58.
Решение: 5х2 – 5х2 + 9х – 8х – 50 = 58
х = 108 (минут)
Учитель: Ребята, а кто скажет мне, что это за время 108 минут? (108 минут длился полет Ю. А. Гагарина)
Решение № 745(б) 5 – 3у – (4 – 2у) = у – 8 – (у – 1)
у = 8 (км/с) I космическая скорость.
Учитель: Скажите, пожалуйста, при решении данных уравнений чем мы пользовались?
Ученики: Cложением и вычитанием многочленов.
Учитель: 12 апреля 1961 года на
космическом корабле «Восток 1» Юрий Алексеевич
Гагарин, первый космонавт, совершил полный
оборот вокруг нашей планеты Земля за 108 минут и
благополучно возвратился на Землю. через 3 года
отмечается 55-летие первого полета человека в
космос. Это была победа! Победа нашей страны!
Победа человечества!
Перед стартом Юрий Алексеевич сказал: «Все, что
прожито, все что сделано прежде, было прожито и
сделано ради этой минуты!»
А вы знаете, что изучение космоса дает огромные
возможности. Например, за 10 минут космический
корабль может сфотографировать до 1 млн кв. км
земной поверхности, в то время как с самолета
такую поверхность снимают за 4 года.
А вы знаете, что I космический спутник был
запущен в 1957 году в нашей стране. задумайтесь, как
важна математика, какие точные расчеты надо
произвести, чтобы запустить например спутник.
отвечающий за спутниковую связь, телевидение,
чтобы он вращался вокруг Земли, все время
находился в одной точке.
Решение обучающимися (один у доски, остальные в тетрадях) № 593(б), №5949(в), 739(г).
Учитель: В данных заданиях для чего мы пользовались сложением и вычитанием многочленов?
Ученики: Для нахождения неизвестного многочлена.
Решение №742. Запись означает число, в котором a сотен, b десятков и c единиц. Это число можно представить в виде многочлена .
Учитель: а вы знаете, что алгебраические преобразования многочленов позволяют нам вывести признаки делимости чисел? Предлагаю вывести признаки делимости на 9 и на 3.
Один обучающийся у доски: Для простоты возьмем четырехзначное число .
Первое слагаемое делится на 9. Второе слагаемое
делится на 9. Третье слагаемое делится на 9. Сумма
(a + b + c + d) должна делиться на 9. А в каком случае она
будет делиться на 9?
Таким образом, число делится на 9 тогда и только
тогда, когда сумма цифр в записи числа делится 9.
Учитель: Итак, я предлагаю вам дома вывести признаки делимости на 4, на 25, на 11 (по желанию). А также №745(вг), №737.
V. Самостоятельная работа дифференцированного характера на 3 варианта. (Приложение 1)
VI. Итоги урока
Учитель: Вернемся к словам Юрия Алексеевича. В течение урока мы применяли то, что изучили ранее, пришли к новым знаниям. Спасибо за урок.