Урок-исследование "Закон сохранения массы веществ"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала; урок учебное исследование

Цель: формирование представления о законе сохранения массы веществ

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформулировать закон сохранения массы веществ;
    • продолжить формирование знаний об исследовании;
    • сформировать представление об уравнении химической реакции.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие:  мыслительных приёмов (анализ, синтез, сравнение); интереса к предмету химия и исследовательской деятельности;
    • продолжить формирование умений работать с веществами и лабораторным оборудованием, соблюдая  технику безопасности.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование:
      • наблюдательности,
      • трудолюбия,
      • аккуратности и дисциплинированности,
      • ответственности;
      • коммуникативности;
    • воспитание толерантности к окружающим.

Формы работы: индивидуальная,  фронтальная и групповая.

Оборудование для учащихся и учителя: весы, колбы.

Растворы веществ для учащихся: гидроксид натрия и фенолфталеин; хлорид бария и серная кислота.

Вещества для учителя:  мел и  раствор соляной кислоты

  • Знать:
    • формулировку закона сохранения массы веществ;
    • понятие: уравнение химической реакции, коэффициент
  • Уметь:
    • формулировать закон  сохранения массы веществ;
    • объяснять всегда ли соблюдается этот закон;
    • объяснять значение закона в природе и для жизни человека

.Этапы урока

I. Мотивационно-организационный этап

1. Приветствие.
2. Проверка наличия принадлежностей.
3. Химия наука о веществах. Вещества вступают в химические реакции. Изучая признаки химических реакций на прошлом уроке,  мы  не ответили на вопрос, сохраняется ли масса веществ. Попробуем разрешить эту проблему на уроке сегодня.

II. Операционно-исполнительский этап

Тема урока: Закон сохранения массы веществ

1. Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель: исследовать изменения массы веществ в ходе реакции

2 . Изменяется ли масса веществ, вступивших в реакцию? Запишите в тетрадь вашу гипотезу.

3. Предложите в группе план вашего исследования.

А) обуждение в группе;
Б) фронтальная беседа

4. Проведение эксперимента в группе

1, 3 группы  работают с веществами: гидроксид натрия и фенолфталеин
2, 4. группы работают с веществами:  хлорид бария и серная кислота.

Учащиеся собирают прибор. Заливают вещества в колбы. Уравновешивают весы. Взвешивают вещества до проведения эксперимента. Фиксируют в тетради массы веществ. Проводят опыт. Взвешивают вещества после эксперимента. Обсуждаем результаты в классе.

Отчет по теме исследования

Что делаю?

Что наблюдаю?

Собираю прибор. Взвешиваю массу веществ до реакции. Масса веществ до реакции    … г
К раствору … приливаю раствор … Наблюдаю химическую реакцию. Признак реакции – …
Взвешиваю массу веществ после реакции. Масса веществ после реакции равна …

5. Сделайте вывод по своим наблюдениям об изменении массы веществ.

6. Сопоставьте свой вывод с целью и гипотезой.  

7. Всегда ли справедлив наш вывод. Посмотрите мой опыт.
На уравновешенных весах находится колба  с мелом. К мелу приливаю раствор соляной кислоты. Почему весы не уравновешиваются, как в вашем эксперименте? Предложите план проведения этого опыта, для проверки справедливости нашего вывода по отношению к этой реакции.

8.  На уравновешенных весах находится колба  с мелом. К мелу приливаю раствор соляной кислоты. Колба находится под колпаком. Что вы увидели. Дайте объяснение.

9. Ребята мы с вами открыли закон сохранения веществ, который известен миру с XVIII века. Открыт он был русским ученым М.В. Ломоносовым и независимо от него  французским ученым А. Лавуазье.
М.В. Ломоносов сформулировал закон так: « Все перемены, в натуре случающиеся,  такова суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится  к другому».

10. Сформулируйте закон современным языком с учетом нашего открытия.

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.

11. Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, на основе которого составляют уравнения реакции и проводят различные расчеты по уравнениям.

12. Запишите понятие уравнение химической реакции (работа с текстом: с.101.)

13. Составим уравнение реакции:

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCL

Уравняем, т.е. расставим коэффициенты.

Вспомните понятие коэффициент.

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCL

Посчитайте массы веществ до реакции и после реакции. Какой вывод вы можете сделать?

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Что мы изучили на уроке?
2. Какие научные методы познания химии мы использовали для открытия новых знаний?
3. Выставление отметок.

IV. Домашнее задание

1. Параграф 29, с. 100-101., №1
2. Приготовить сообщение об открытии закона сохранении массы веществ Ломоносовым и Лавуазье.

Библиографический список:

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288с.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: ООО «Русское слово–учебник», 2011.– 224 с.