Образовательная система “Школа 2100”
Урок разработан с учётом требований ФГОС
Продолжительность урока 40 минут
Цель: формирование умения соотносить поступки героев с нравственными нормами, давать объективную оценку поступкам героев и своим собственным на основе анализа текста в совместной учебно-познавательной деятельности.
Планируемые предметные результаты: строить речевое высказывание в устной форме при анализе стихотворения; определять главную мысль и тему стихотворения; читать выразительно, придерживаясь требований к выразительному чтению.
Планируемые личностные результаты: соотносить поступки героев предложенных книг с нравственными нормами, давать объективную оценку своим поступкам; осознавать значимость данного умения.
Планируемые метапредметные результаты: прогнозировать тему произведения, опираясь на содержание рисунков; формулировать учебные задачи, опираясь на предложенную модель (“знать”, “уметь”); объективно оценивать своё чтение и чтение товарищей по заданным критериям.
Этап урока/учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающегося | |||
Самоопределение к деятельности. Орг.
момент. (2 мин) |
Формальная готовность к уроку. Самоконтроль. | Формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности. | -Урок литературного чтения. - Что должно лежать на парте? - Поднимите руку те, кто правильно подготовился к уроку? |
Выполняют самооценку по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность расположения предметов на парте. |
Актуализация знаний, мотивация. (3 мин) |
Вести диалог в учебной ситуации при обсуждении книжной выставки; ориентироваться в книге по обложке; соотносить поступки героев предложенных книг с нравственными нормами; сравнивать книги по теме и находить лишнюю из ряда предложенных. | Формирование умения ориентироваться в
нравственном содержании прочитанных книг,
объединенных одной темой, по названию и обложке; способствовать формированию самооценки своих поступков. |
1 слайд - Какой общей темой объединены эти книги? - Какую книгу из этого ряда можно исключить? Почему? - Поднимите руку те, кто является старшим братом в семье. Есть среди вас такие, кто, бывает, проявляет малодушие, как Игорь из произведения “Фантазёры”: подставляет своих сестёр и братьев? |
- Темой отношения сестёр и братьев в
семье. - Н. Носов “Фантазёры” - старший брат обидел сестру. (Дети дают самооценку своим поступкам по отношению к своим младшим братьям или сёстрам) |
Постановка учебной задачи. (4 мин) |
Прогнозировать тему стихотворения, опираясь на содержание рисунков (кадров киноплёнки) к стихотворению; формулировать учебные задачи, опираясь на предложенную модель (“знать”, “уметь”) | Формирование ценностного отношения к умению прогнозировать тему произведения и формулировать учебные задачи. | - Откройте учебник на с. 85. Посмотрите на
2 и 3 кадры киноплёнки. Как вы думаете, какую тему
раскрывает автор в стихотворении, которое мы
будем сегодня читать? - Почему вы так думаете? - Рассмотрите ещё раз 2 и 3 кадры. Что можете сказать о том, как общаются старший и младший братья?
- Как называется стихотворение? Автор? - Итак, что вы узнаете на этом уроке?
-Чтобы понять мысль автора, мы будем анализировать стихотворение. Какие задачи мы поставим перед собой при анализе стихотворения? 2 слайд |
- Тема взаимоотношения в семье старшего
и младшего братьев.
- Они всегда вместе. Старший оберегает младшего ( кушают вместе, чистят зубы…)
- Яков Аким “Мой брат Миша” - Каким, по мнению автора стихотворения, должен быть старший брат. - Будем учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей, поступки, чтобы узнать, каким должен быть старший брат. |
Решение 1-й учебной задачи. (5 мин) |
Строить речевое высказывание в устной форме при анализе стихотворения; определять главную мысль и тему стихотворения; осознавать ценность внимательного рассмотрения иллюстраций к произведению; давать объективную оценку своим поступкам. | Формирование понимания причины успеха в определении темы и главной мысли произведения, способности к самооценке своих поступков; установка на верный выбор позиции в будущем через проявление себя в настоящем. | - Прочитайте стихотворение. Определите
его тему, т. е. ответьте на вопрос, о чём это
стихотворение. - Что помогло вам верно прогнозировать тему стихотворения? - В какой строфе – характеристика старшего брата? - Итак, каким должен быть старший брат?
- В какой строчке говорится о том, как относится герой к младшему брату? - Найдите в тексте слова, показывающие проявление любви старшего брата к младшему. - Какие кадры киноплёнки относятся к этим строчкам? Для чего на кадре – солнышко? - Итак, какова главная мысль стихотворения, т.е. что хотел донести автор до читателей?
- Кто согласен с мнение автора? - Закончите высказывание: 3 слайд Если ты сейчас нежный, заботливый брат, то в будущем будешь хорошим… и … . - Поднимите руку, к кому из вас подходит это высказывание? |
- Тема стихотворения “Взаимоотношения
в семье брата и сестры…” - Мы внимательно рассмотрели кадры киноплёнки. - В последней строфе.
- Не должен обижать младшего брата, быть терпеливым по отношению к его поступкам, потому что младший ещё не понимает, что можно, а что нельзя… - В последней строчке “И я его люблю”. - Называет ласково “рыжий”. Называет не словом “брат”, а “братик”, “братишка”. - Младший брат похож на солнышко: такой же рыжий. - Старший брат, по мнению автора, должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.
- Если ты сейчас нежный, заботливый брат, то в будущем будешь хорошим мужем и отцом. |
Решение 2-й учебной задачи. Применение алгоритма на практике (5 мин) |
Отличать прозаический текст от стихотворного, аргументировать свой ответ; выделять решённые и нерешённые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно готовить текст для выразительного чтения по заданному алгоритму; учитывать мнение товарища при работе в паре; объективно оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки. | Формирование ценностного отношения к совместному выполнению задания по алгоритму, способности к самооценке и корректировке своих действий. | - В какой форме написан текст: в
прозаической или стихотворной? - Докажите. - Найдите рифмующиеся слова. - Чему вы должны учиться на сегодняшнем уроке?
- Полностью ли решили мы данную задачу?
- Как нужно подготовиться к выразительному чтению?
- Самостоятельно в парах подчеркните слова, на которые падает логическое ударение, определите паузы и нужную интонацию. - Проверим правильность выполнения задания. Я читаю, вы внимательно следите, верно ли поставили логическое ударение, определили паузы. У кого всё верно, поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки – жёлтый карандаш, у кого более 2-х ошибок – красный карандаш. |
- Это стихотворение.
- Рифма, оформление строки с заглавной буквы.
- Определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей. - Мы ещё не читали выразительно, не оценивали чтение товарищей. - Поставить логическое ударение (подчеркнуть слова), определить паузы (II – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; I – запятая, точка с запятой, двоеточие 4 слайд), нужную интонацию. Работа в парах.
Самооценка выполненной работы. |
Первичное закрепление (Применение
алгоритма на практике) (15 мин) |
Читать выразительно хором, квартетом, трио, дуэтом, по одному, придерживаясь требований к выразительному чтению; объективно оценивать своё чтение и чтение товарищей по заданному алгоритму. | Формирование ценностного отношения к совместному выполнению задания по алгоритму, способности к самооценке и оценке чтецов по заданному алгоритму. | - Как нужно читать стихотворение?
- Чтение хором по данному алгоритму. Не забываем при этом слушать друг друга, чтобы наши голоса сливались в один голос. - Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш - Чтение квартетом. - Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш - Чтение трио. - Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш - Чтение дуэтом. - Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш - Выразительное чтение по одному у доски. Жюри оценивает чтение по данному плану. Не забываем начинать анализ чтеца с удачных моментов. Критерии оценивания перед вами. |
- С чувством. Соблюдать нужную интонацию. Правильно выдерживать паузы. Правильно ставить логическое ударение. Выделять голосом особые места. При чтении не делать ошибок в словах. 5 слайд Дети читают хором.
Читают одновременно 4 ребёнка.
Читают одновременно 3 ребёнка.
Читают одновременно 2 ребёнка. Чтение детей оценивает жюри из 3-х человек. 6 слайд |
Итог урока. Рефлексия деятельности. (3 мин) |
Соотносить задачи и результаты собственной деятельности; объективно оценивать собственную деятельность на уроке; осознавать значимость данного урока. | Формирование способности к самооценке, умения соотносить задачи и результаты собственной деятельности. | - Итак, какой проблемы мы коснулись на
уроке? - На примере какого произведения рассматривали данную проблему? - Какие задачи были поставлены на урок?
- Справились с поставленными задачами: узнали, каким должен быть старший брат? - У кого получилось определять тему и главную мысль стихотворения? Поднимите зелёный карандаш. - У кого получилось читать выразительно? Поднимите зелёный карандаш. - У кого совпала оценка чтения товарищей с оценкой жюри? Поднимите зелёный карандаш. - Кто смог понять, правильно ли поступает со своими младшими братьями и сёстрами? - Встаньте те, кто получил от урока радость, кто понял значимость данного урока. - В чём же для тебя значимость сегодняшнего урока? |
- Проблема отношений в семье. - Яков Аким “Мой брат Миша” - Узнать, каким должен быть старший брат. - Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей и поступки. 7 слайд - Старший брат должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.
- Я понял, как нужно относиться к своим младшим братьям и сёстрам… - Я понял, как важно быть внимательным при чтении товарищей. Это помогает правильно поставить оценку чтецу и мне не сделать таких же ошибок… |
Определение задач на домашнюю работу. (3 мин) |
Соотносить задачи и содержание материала. | Формирование умения соотносить задачи и содержание материала. | - Как вы думаете, как можно поработать с данным стихотворением дома? | - Выучить наизусть. - Прочитать выразительно. - Сделать рисунок к содержанию стихотворения. 8 слайд |
При разработке урока опиралась на материалы сборника “Планируемые результаты начального общего образования” под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой – 3-е изд. – М.; Просвещение, 2011