Урок литературного чтения в 1-м классе «Каким должен быть старший брат. Яков Аким "Мой брат Миша"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Образовательная система “Школа 2100”

Урок разработан с учётом требований ФГОС

Продолжительность урока 40 минут

Цель: формирование умения соотносить поступки героев с нравственными нормами, давать объективную оценку поступкам героев и своим собственным на основе анализа текста в совместной учебно-познавательной деятельности.

Планируемые предметные результаты: строить речевое высказывание в устной форме при анализе стихотворения; определять главную мысль и тему стихотворения; читать выразительно, придерживаясь требований к выразительному чтению.

Планируемые личностные результаты: соотносить поступки героев предложенных книг с нравственными нормами, давать объективную оценку своим поступкам; осознавать значимость данного умения.

Планируемые метапредметные результаты: прогнозировать тему произведения, опираясь на содержание рисунков; формулировать учебные задачи, опираясь на предложенную модель (“знать”, “уметь”); объективно оценивать своё чтение и чтение товарищей по заданным критериям.

Этап урока/учебная ситуация Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающегося
Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

(2 мин)

Формальная готовность к уроку. Самоконтроль. Формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности. -Урок литературного чтения.

- Что должно лежать на парте?

- Поднимите руку те, кто правильно подготовился к уроку?

Выполняют самооценку по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность расположения предметов на парте.
Актуализация знаний, мотивация.

(3 мин)

Вести диалог в учебной ситуации при обсуждении книжной выставки; ориентироваться в книге по обложке; соотносить поступки героев предложенных книг с нравственными нормами; сравнивать книги по теме и находить лишнюю из ряда предложенных. Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанных книг, объединенных одной темой, по названию и обложке;

способствовать формированию самооценки своих поступков.

1 слайд

- Какой общей темой объединены эти книги?

- Какую книгу из этого ряда можно исключить? Почему?

- Поднимите руку те, кто является старшим братом в семье. Есть среди вас такие, кто, бывает, проявляет малодушие, как Игорь из произведения “Фантазёры”: подставляет своих сестёр и братьев?

- Темой отношения сестёр и братьев в семье.

- Н. Носов “Фантазёры” - старший брат обидел сестру.

(Дети дают самооценку своим поступкам по отношению к своим младшим братьям или сёстрам)

Постановка учебной задачи.

(4 мин)

Прогнозировать тему стихотворения, опираясь на содержание рисунков (кадров киноплёнки) к стихотворению; формулировать учебные задачи, опираясь на предложенную модель (“знать”, “уметь”) Формирование ценностного отношения к умению прогнозировать тему произведения и формулировать учебные задачи. - Откройте учебник на с. 85. Посмотрите на 2 и 3 кадры киноплёнки. Как вы думаете, какую тему раскрывает автор в стихотворении, которое мы будем сегодня читать?

- Почему вы так думаете?

- Рассмотрите ещё раз 2 и 3 кадры. Что можете сказать о том, как общаются старший и младший братья?

 

- Как называется стихотворение? Автор?

- Итак, что вы узнаете на этом уроке?

 

-Чтобы понять мысль автора, мы будем анализировать стихотворение. Какие задачи мы поставим перед собой при анализе стихотворения?

2 слайд

- Тема взаимоотношения в семье старшего и младшего братьев.

 

 

 

 

- Они всегда вместе. Старший оберегает младшего ( кушают вместе, чистят зубы…)

 

- Яков Аким “Мой брат Миша”

- Каким, по мнению автора стихотворения, должен быть старший брат.

- Будем учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей, поступки, чтобы узнать, каким должен быть старший брат.

Решение 1-й учебной задачи.

(5 мин)

Строить речевое высказывание в устной форме при анализе стихотворения; определять главную мысль и тему стихотворения; осознавать ценность внимательного рассмотрения иллюстраций к произведению; давать объективную оценку своим поступкам. Формирование понимания причины успеха в определении темы и главной мысли произведения, способности к самооценке своих поступков; установка на верный выбор позиции в будущем через проявление себя в настоящем. - Прочитайте стихотворение. Определите его тему, т. е. ответьте на вопрос, о чём это стихотворение.

- Что помогло вам верно прогнозировать тему стихотворения?

- В какой строфе – характеристика старшего брата?

- Итак, каким должен быть старший брат?

 

 

 

 

 

- В какой строчке говорится о том, как относится герой к младшему брату?

- Найдите в тексте слова, показывающие проявление любви старшего брата к младшему.

- Какие кадры киноплёнки относятся к этим строчкам? Для чего на кадре – солнышко?

- Итак, какова главная мысль стихотворения, т.е. что хотел донести автор до читателей?

 

- Кто согласен с мнение автора?

- Закончите высказывание:

3 слайд

Если ты сейчас нежный, заботливый брат, то в будущем будешь хорошим… и … .

- Поднимите руку, к кому из вас подходит это высказывание?

- Тема стихотворения “Взаимоотношения в семье брата и сестры…”

- Мы внимательно рассмотрели кадры киноплёнки.

- В последней строфе.

 

- Не должен обижать младшего брата, быть терпеливым по отношению к его поступкам, потому что младший ещё не понимает, что можно, а что нельзя…

- В последней строчке “И я его люблю”.

- Называет ласково “рыжий”. Называет не словом “брат”, а “братик”, “братишка”.

- Младший брат похож на солнышко: такой же рыжий.

- Старший брат, по мнению автора, должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.

 

 

 

 

- Если ты сейчас нежный, заботливый брат, то в будущем будешь хорошим мужем и отцом.

Решение 2-й учебной задачи.

Применение алгоритма на практике

(5 мин)

Отличать прозаический текст от стихотворного, аргументировать свой ответ; выделять решённые и нерешённые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно готовить текст для выразительного чтения по заданному алгоритму; учитывать мнение товарища при работе в паре; объективно оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки. Формирование ценностного отношения к совместному выполнению задания по алгоритму, способности к самооценке и корректировке своих действий. - В какой форме написан текст: в прозаической или стихотворной?

- Докажите.

- Найдите рифмующиеся слова.

- Чему вы должны учиться на сегодняшнем уроке?

 

 

- Полностью ли решили мы данную задачу?

 

- Как нужно подготовиться к выразительному чтению?

 

 

 

 

 

 

 

- Самостоятельно в парах подчеркните слова, на которые падает логическое ударение, определите паузы и нужную интонацию.

- Проверим правильность выполнения задания. Я читаю, вы внимательно следите, верно ли поставили логическое ударение, определили паузы. У кого всё верно, поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки – жёлтый карандаш, у кого более 2-х ошибок – красный карандаш.

- Это стихотворение.

 

- Рифма, оформление строки с заглавной буквы.

 

- Определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей.

- Мы ещё не читали выразительно, не оценивали чтение товарищей.

- Поставить логическое ударение (подчеркнуть слова), определить паузы (II – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; I – запятая, точка с запятой, двоеточие 4 слайд), нужную интонацию.

Работа в парах.

 

 

 

Самооценка выполненной работы.

Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике)

(15 мин)

Читать выразительно хором, квартетом, трио, дуэтом, по одному, придерживаясь требований к выразительному чтению; объективно оценивать своё чтение и чтение товарищей по заданному алгоритму. Формирование ценностного отношения к совместному выполнению задания по алгоритму, способности к самооценке и оценке чтецов по заданному алгоритму. - Как нужно читать стихотворение?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтение хором по данному алгоритму. Не забываем при этом слушать друг друга, чтобы наши голоса сливались в один голос.

- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш

- Чтение квартетом.

- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш

- Чтение трио.

- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш

- Чтение дуэтом.

- Оцените своё чтение по данному плану. Если 6 “+”, поднимите зелёный карандаш, если 4-5 “+” - жёлтый карандаш, если менее 4 “+” - красный карандаш

- Выразительное чтение по одному у доски. Жюри оценивает чтение по данному плану. Не забываем начинать анализ чтеца с удачных моментов. Критерии оценивания перед вами.

- С чувством.

Соблюдать нужную интонацию.

Правильно выдерживать паузы.

Правильно ставить логическое ударение.

Выделять голосом особые места.

При чтении не делать ошибок в словах. 5 слайд

Дети читают хором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают одновременно 4 ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают одновременно 3 ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают одновременно 2 ребёнка.

Чтение детей оценивает жюри из 3-х человек. 6 слайд

Итог урока. Рефлексия деятельности.

(3 мин)

Соотносить задачи и результаты собственной деятельности; объективно оценивать собственную деятельность на уроке; осознавать значимость данного урока. Формирование способности к самооценке, умения соотносить задачи и результаты собственной деятельности. - Итак, какой проблемы мы коснулись на уроке?

- На примере какого произведения рассматривали данную проблему?

- Какие задачи были поставлены на урок?

 

 

 

 

 

- Справились с поставленными задачами: узнали, каким должен быть старший брат?

- У кого получилось определять тему и главную мысль стихотворения? Поднимите зелёный карандаш.

- У кого получилось читать выразительно? Поднимите зелёный карандаш.

- У кого совпала оценка чтения товарищей с оценкой жюри? Поднимите зелёный карандаш.

- Кто смог понять, правильно ли поступает со своими младшими братьями и сёстрами?

- Встаньте те, кто получил от урока радость, кто понял значимость данного урока.

- В чём же для тебя значимость сегодняшнего урока?

- Проблема отношений в семье.

- Яков Аким “Мой брат Миша”

- Узнать, каким должен быть старший брат.

- Учиться определять тему и главную мысль стихотворения, читать выразительно, оценивать чтение товарищей и поступки. 7 слайд

- Старший брат должен любить, оберегать младшего, проявлять по отношению к нему заботу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я понял, как нужно относиться к своим младшим братьям и сёстрам…

- Я понял, как важно быть внимательным при чтении товарищей. Это помогает правильно поставить оценку чтецу и мне не сделать таких же ошибок…

Определение задач на домашнюю работу.

(3 мин)

Соотносить задачи и содержание материала. Формирование умения соотносить задачи и содержание материала. - Как вы думаете, как можно поработать с данным стихотворением дома? - Выучить наизусть.

- Прочитать выразительно.

- Сделать рисунок к содержанию стихотворения. 8 слайд

При разработке урока опиралась на материалы сборника “Планируемые результаты начального общего образования” под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой – 3-е изд. – М.; Просвещение, 2011