Цель урока:
- Познавательная:способствовать формированию исторической компетентности,умению осознанно и глубоко проникать в историческое прошлое. Достижение конструктивного и творческого уровня умений и знаний.
- Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать знания.
- Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, уважение к Родине. Развитие коммуникативных качеств, взаимной ответственности при работе с товарищами, настойчивости.
Этапы урока:
1. Организационный этап. Приветствие, сообщение плана урока.
2. Проверка знаний учащихся.
А) “Интеллектуальная разминка”. Проводится в виде быстрого фронтального устного опроса учащихся с целью актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках. Примерное время- 5-7 минут.
Примерные вопросы для интеллектуальной разминки.
- Какое событие начала XXвека усилило экономический, социальный, политический кризис в России?
- Какие государства распались в ходе 1 мировой войны?
- В каком году начала работать 1 Государственная Дума?
- Назовите даты 1 русской революции.
- Какой документ можно назвать 1 российской Конституцией?
- Имя последнего русского императора?
- Как изменилось название столицы Российской империи после начала 1 мировой войны?
- Кто оказывал влияние на императора в последние годы его правления?
- Каков характер Февральской революции 1917 года?
- Перечислите партии либерально-буржуазного направления.
- Расшифруйте сокращение “РСДРП”.
- Что такое альтернатива?
- Что такое коалиция?
- Что такое двоевластие?
- Когда в России впервые возникают Советы как органы власти?
Б) Тесты и задания.
На выполнение этого письменного задания отводится от 10 до 15 минут урока.
Примерные тесты и задания по теме: “Февральская революция в России в 1917 г.”:
1. Соотнеси дату и событие, номера ответов запиши в таблицу:
- Образование Временного правительства
- Захват арсенала
- Всеобщая политическая стачка
- Отречение Николая II
- Демонстрация женщин-работниц
23 февраля | 26 февраля | 27 февраля | 1 марта | 2 марта |
2. Каково содержание приказа №1 Петроградского Совета:
- Демократизация армии
- Начало аграрной реформы
- Установление 8-ми часового рабочего дня
3. Укажи характер Февральской революции:
- Пролетарская
- Буржуазно-демократическая
- Буржуазная
4. Соотнеси партии и их политическую направленность. Ответ запиши в таблицу:
- Право-либеральное направление
- Социалистическое направление
- Лево-либеральное направление
- Националистическое направление
Кадеты | Социал-демократы | Октябристы | Монархисты | Эсеры |
5. Почему правительство называлось Временным:
- Было неуверенно в своих полномочиях
- Собиралось передать власть монарху
- Взяло на себя власть до созыва Учредительного собрания
6. Продолжи предложение:
Система одновременного существования Петроградского Совета и Временного правительства весной 1917 г. называется_______________
3. Подготовка к активной и сознательной деятельности по изучению нового материала.
Сообщение новой темы, постановка учебной проблемы:
Учитель: “Сегодня мы должны рассмотреть и обсудить возможные варианты исторического развития России после Февральской революции 1917 года, которая отразила все социально-экономические и политические противоречия, существовавшие в стране. Мы должны попытаться ответить на вопрос: почему за февральской революцией последует октябрьская революция и гражданская война”.
4. Привлечение учащихся к самостоятельному получению знаний.
(продолжительность этого этапа урока- примерно 15-10 минут).
Учащиеся получают задание провести политическую агитацию с изложением программы партии и ее отношения к войне. Работают в группах. Источник – учебник “История России XX - начала XXI века” (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю, Брандт), пп.3, 5, 10, 11.
Всего класс разбивается на 5 групп – монархисты, социал-демократы, кадеты и октябристы, эсеры и “народ” (задача этой группы с помощью учителя определить уровень доверия к политическим партиям).
Задания группам:
Провести агитацию с изложением программы партии и ее отношения к войне:
- Монархисты (см. учебник стр.37, 64, 80-87)
- Кадеты, октябристы (см. учебник стр.37-39, 64, 80-87)
- Эсеры (см. учебник стр. 25-26, 64, 80-87)
- РСДРП (см. учебник стр.23-25, 64, 80-87)
5. Подведение итогов.
Совместно с учащимися формулируется вывод о существовании двух путей развития страны: пути реформ и революции.Учащиеся подводятся к пониманию ценности демократической альтернативы и прослеживают причины ее неудачи весной 1917 года.
6. Этап информации о домашнем задании.
Помимо параграфа учебника, учащимся может быть предложена творческая работа в продолжение начатого на уроке разговора с выходом на межпредметные связи. Например: “Революционные события 1917 года в русской литературе”, “Плюсы и минусы многопартийной системы” и т.д.