Реформы П.А. Столыпина

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ Столыпина;
  • подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране;
  • продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами и самостоятельно делать выводы.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование: раздаточный материал - документы, карта “Российская империя в начале ХХ в.”.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата проведения реформ 1906, новые понятия.

Понятия: отруб, хутор, артель, кооператив.

Изучение новой темы

План:

  • личность П.А. Столыпина;
  • правительственная программа Столыпина;
  • суть аграрной реформы;
  • итоги столыпинской аграрной реформы;
  • одинокий реформатор, причины неудач.

1. Личность П.А. Столыпина

Учитель:

Через несколько недель после начала работы I Государственной думы (далее ГД) стало очевидно, что сотрудничества между властью и правительственным учреждением не предвидится. И исторический шанс примирения во имя социальной консолидации был упущен. Либералы обвиняли правительство в том, что оно не пошло на встречу “чаяниям страны”, а правящие круги возмущались поведением депутатов, их крайними лозунгами, экстремистскими призывами, отсутствием у них хоть каких-то примирительных норм вообще.

Правительство обвинило Государственную думу в революционных замыслах и 9 июля 1906 года Царским Манифестом. Первая ГД была распущена, не проработав и двух с половиной месяцев.

В это же день председателем Совета Министров был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Ему приписывают всеобъемлющую программу преобразований, охватывающую все стороны жизни России и даже международные отношения.

Столыпин не ставил пол сомнение существование ГД, старался с ней взаимодействовать и не раз там выступал. Россия, говорил он, должна превратиться в правовое государство. Но пока оно было авторитарным, и, следовательно, реализация реформ во многом зависела от доброй воли Николая II.

Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, в котором были и крупные военные деятели и чиновники высоких рангов; в родстве со Столыпиным находился М.Ю. Лермонтов.

Когда началась революция, 43-хлетний Столыпин, успешно продвигавшийся по служебной лестнице в провинции, занимал должность саратовского губернатора. Он сумел восстановить порядок в охваченной крестьянскими волнениями губернии, и в 1906 году царь назначил его министром внутренних дел, а после роспуска ГД и председателем Совета министров.

Столыпин не был ограниченным реакционером.

Задание

Прочитайте отрывок в учебнике на стр. 63-64 “Из личных заметок П.А.Столыпина” и ответьте на вопрос:

- О чем свидетельствует такое его заявление?

- Какая программа выхода из революции была предложена?

Учитель:

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с документами и на их основе ответите на вопросы, данные после них.

Приложение 1

Ответы учащихся.

Обобщение учителя

Суть реформ – подведение под самодержавие более прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ – аграрная политика.

2. Правительственная программа Столыпина

Учитель:

Неоднократно Столыпину грозила отставка, он чувствовал нарастающее одиночество, и, видимо, в последние годы понимал, что выходит из задуманного. Может быть, поэтому, как пишет Витте, “в последние годы своего правления Столыпин перестал заботиться о деле и о сохранении за собою имени честного человека, а употреблял все силы к тому, чтобы сохранить за собою место, почет и все материальные блага, связанные с этим местом”? (Витте С.Ю., Воспоминания, т.3, М.1960, стр.447)

А теперь перейдем непосредственно к реформам, чтобы понять, почему Столыпин был обречен на одиночество.

1. Он начал с того, что в ответ на революционный террор подготовил указ о военно-полевых судах.

По приговору этих судов за 8 месяцев казнили свыше 1100 человек.

Суды заседали непрерывно, приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов. Виселицу назвали “столыпинским галстуком”. Особенно сильное впечатление произвела статья Л.Толстого “Не могу молчать” поводом для которой послужила казнь 12 крестьян в Херсоне. Восьмидесятилетний писатель заявил, что готов пожертвовать своей жизнью, готов сам быть повешенным, лишь бы прекратились бесконечные убийства людей, происходящие “в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным”.

Но Столыпин был непреклонен.

Самостоятельная работа с учебником: § 9 (стр.65), § 10 (стр.71)

Выписать предложенные реформы.

Ответы учащихся.

Обобщение учителя

Не меньшее значение Столыпин придавал реформам местного управления.

Главное в реформе: (ученики записывают в тетрадь)

- уравнение крестьян в правах с другими сословиями;

- создание бессословного органа местного управления.

В результате из рук дворян в 1905-1915 гг. ушло 11 млн. десятин (20% их земельного фонда), а крестьяне скупили 10 млн., что вызвало недовольство дворян.

Передать административную власть на местах от выборных дворянских представителей в руки назначенных правительством чиновников (для создания сельской буржуазии)

- Чье недовольство вызвало данное предложение? (Помещиков)

2. Проекты веротерпимости.

3. Проект всеобщего народного образования.

4. Национальный вопрос.

Политика великорусского национализма. Это означало, что преобладающее влияние во всех сферах деятельности должно принадлежать русским, а среди церквей в привилегированном положении должна по-прежнему находиться православная церковь

Приложение 2

3. Суть аграрной реформы

Учитель:

Главным звеном в продвижении к своим целям Столыпин считал такое решение аграрного вопроса, которое исключило бы принудительную передачу земли помещиков крестьянам – даже частично и за выкуп, как предлагали кадеты (Столыпин называл их “шайкой, объединенной грабительскими целями”). Он хотел, чтобы принцип частой собственности был нерушим и больше того, стал основой процветания страны

Задание

На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Приложение 3

Ответы учащихся.

Обобщение учителя и запись в тетрадь

- социально-политическая – создать в деревне опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от остальной массы крестьянства – препятствие на пути нарастающей революции в деревне;

- социально-экономические – разрушение общины, насадить частное хозяйство в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы – в город;

- экономическая – подъем сельского хозяйства и дальнейшая индустриализация страны.

Учитель:

У Столыпина было два направления в этой реформе.

Задание

Сейчас вы будете работать с учебником. Вам даны два направления, которые надо записать.

I направление – разрушение общины.

Стр. 65 “из закона от 9 ноября 1906 г.”

Вопрос

- Какой механизм выхода из общины был предложен? (Отруб, хутор)

- Почему помещики выступали за ликвидацию общины? (Т.к. если крестьяне находятся вместе им легче поднять восстание. Выделилось примерно 2 млн. хозяйств)

Записать определения в тетрадь.

Отруб – участок земли, полученный в одном месте крестьянином, выходящим из общины

Хутор - обособленное крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной все связи.

Но самое главное – помещичьи земли не затрагивались. Делились общинные, крестьянские

II направление – переселенческая политика.

- Какую проблему хотел решить Столыпин этой политикой? (Малоземелья)

Работа с картой

- Где особо остро стоял вопрос с землей? (Центральные и черноземные районы)

- Куда переселялись крестьяне? (За Урал)

Работа с учебником - стр. 67.

- Какие льготы получали переселенцы? (Пять лет не платят налоги, не служат, прощаются недоимки, беспроцентные ссуды, дешевые ж/д билеты)

В результате данного направления стали появляться артели и кооперативы

Записать определения в тетрадь.

Кооператив – производственная или торгово-закупочная организация, созданная несколькими участниками для совместного ведения хозяйства и получения прибыли.

Артель - объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

- К чему привела политика переселения? (К частичному решению проблемы малоземелья из-за чиновнического бюрократизма)

4. Итоги столыпинской аграрной реформы

Учитель:

Давайте вместе сформулируем итоги, к которым привела аграрная реформа, и запишем их:

  • социальное расслоение крестьянства;
  • пополнение рядов рабочего класса;
  • рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба;
  • освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири;
  • зарождение сельскохозяйственной кооперации;
  • помещичья земля осталась не тронутой.

5. Одинокий реформатор, причины неудач

Учитель:

Итак, почему же Столыпин, который стремился создать Великую Россию под конец остался в одиночестве?

Какие слои общества были им недовольны и почему?

Обобщение на выводах учащихся:

  • крестьяне – не получили помещичьих земель;
  • дворяне – не хотели отдавать земли;
  • буржуазия – военно-полевые суды, Столыпин разрушал “вековые устои”;
  • промышленники – перекос в стороны с/х;
  • император – боязнь подрыва самодержавия;
  • рабочие – ничего не получили;

Каковы же причины неудачи в аграрной политике?

Сделайте вывод:

  • нет опоры в обществе;
  • идеализация хуторов и отрубов;
  • недостаточно финансирования .

Учитель:

Столыпин метался. В последние месяцы своего премьерства он работал над проектом создания восьми новых министерств и троекратного увеличения госбюджета. Готовился новый рост государственной машины, бюрократии, в преобразующую силу которой Столыпин верил до конца дней. И что же?

Газета “Речь” писала весной 1911 г.: “Он сделал все для подавления революции минувшей, но очень мало для предотвращения революции будущей”. (История СССР. XIX – XX века, М. 1981, т. VI, с. 392-393).

Теперь вы сможете ответить почему так произошло.

Домашнее задание.

§ 9-10

Подумайте, какая из двух точек зрения больше соответствует российской действительности:

1) в 1907-1914 гг. – самодержавие превратилось в буржуазную монархию;

2) делались лишь шаги в направлении к буржуазной монархии.

Какие факты это подтверждают или опровергают эти утверждения?