Рабочие, служащие, пенсионеры, молодые и пожилые матери, и отцы, бабушки и дедушки. Все это люди разных профессий, хорошие специалисты своего дела, но имеющие подчас весьма смутное представление о педагогике, об искусстве воспитания. Их объединяет большое искреннее желание научиться правильно, воспитывать своих детей и внуков.
“Не можем мы больше учить своих детей уму-разуму так, как нас отцы и деды учили” - сказал мне кто-то из родителей.
Ограниченные, педагогически незрелые, устаревшие представления о методах воспитания можно наблюдать во многих семьях. На отрицательный поступок детей многие родители чаще всего реагируют однообразно: ругают, налагают запреты. Конечно, многие отцы, матери всё больше убеждаются, что это мало способствует исправлению. Однако разобраться в мотивах каждого поступка не умеют или не считают необходимым тратить на это время и силы.
Не торопятся понять и некоторые педагоги, что наша мораль изменила место, содержание, смысл, характер методов воспитания, и в тех семьях, где чаще всего не могут расстаться с ремнём и “углом”.
В большинстве семей сейчас сетуют, что воспитывать детей становится всё сложнее и сложнее. Отцы и матери, припоминая своё детство, юность, делают вывод: их родителям воспитание детей не доставляло хлопот. Так ли это?
Обращаясь к своему детству, мы, взрослые, обычно с умилением и улыбкой рассказываем о тех случаях и поступках, за которые сейчас сами осуждаем, браним сыновей и дочерей.
Но главное не в этом. Жизненные трудности дети переживали вместе с взрослыми. Они рано становились взрослыми. Труд - лучший воспитатель - был естественным спутником жизни детей. Отцы воспитывали своих сыновей трудом в поле. Матери-страданиями, жизнью полной лишений, тревоги и неженской работы.
Жить было очень нелегко, но именно трудности и действенный патриотический дух, который витал всюду, формировали в детях самые важные качества характера.
И вот теперь, когда жизнь с каждым днём становится богаче и благоустроенные, мы всё больше тревожимся о наших детях. Это закономерно. Ибо чем благополучнее становятся материальные условия в семье, тем более сложным оказывается процесс воспитания.
В воспитании главную опасность представляет не отсутствие чего-то, а наоборот, пресыщение чем-либо. Блага, которые человек, особенно юный, получает без особых усилий и труда, в готовом виде, не формирует трудолюбия, воли и активности характера.
Отношения родителей и детей требуют современный педагогический подход. Стремление воспитать своих детей трудолюбивыми, не избалованными, не пресыщенных удовольствиями прожигателей жизни, а людей с высоким чувством ответственности перед обществом.
Перед педагогом стоит задача правильно организовать жизнь ребят, чтобы не только учебный, но и общественный, домашний труд органически вводил их в жизнь, чтобы дети чувствовали, что их дела действительно необходимы обществу так же6 как и работа взрослых. Над этой задачей работают многие педагоги и родители, но до сих пор она не решена.
Сама жизнь указывает на необходимость нам всем включаться в дело воспитания наших детей.
И те отцы, которые отмахиваются от собственных детей, ограничивая свои родительские обязанности только материальной заботой о семье, не должны перекладывать воспитание детей на жён. Все мужчины и женщины работают в учреждениях, на производстве, муж не должен забывать о том, что после работы вне дома у женщины начинается в семье второй рабочий день: магазины, ужин, уборка, приготовление обеда на завтрашний день, стирка, шитьё... В состоянии ли при таких условиях одна мать успешно справляться и семейным воспитанием детей? Женщины сумели овладеть сложными профессиями врачей, инженеров, педагогов, лётчиков, космонавтов, то, наверно, и мужчины смогут справиться в своём доме с нехитрыми делами по хозяйству. Ведь в той семье, где отец вместе с женой занимается домашними делами, за них принимаются и дети, сыновья. Семейный коллектив быстро управиться с небольшим домашним хозяйством, а часы совместной работы положат начало хорошему мужскому влиянию, станут практическими уроками трудового воспитания, воспитания дружественного, уважительного, заботливого отношения к матери и друг к другу.
В таких семьях ребята говорят: “ А вот нам скучать некогда. И самое интересное время — вечер, когда дома собираются все. Очень часто мы играем вместе с папой и мамой. Любимых игр много, некоторые мы придумали сами. Иногда папа устраивает для нас с сестрой викторину — конкурс. Задаёт интересные вопросы. Часто по вечерам мы читаем вслух книги и газеты, обсуждаем статьи.
У нас в доме есть рыбки. За ними интересно наблюдать. По выходным мы с папой что-нибудь мастерим: сами сделали макет аквариума из кирпичиков ЛЕГО. Намечаем сделать карманный радиоприёмник. А мама с сестрой занимаются рукоделием. Раз в неделю в семье проводится что-то вроде маленького клуба: “ Беседа за круглым столом”. Иногда вечером ко мне приходят товарищи, мы вместе смотрим мультфильмы”.
Игры с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания, особенно в семье.
Многие наши отцы и матери плохо знают своих детей, а потому упускают время для воспитания их характера, чаще всего объясняется редким общением с детьми в часы досуга.
Родители! Ловите любой час, любой момент, когда вы сможете духовно сблизиться с ребёнком. Развивайте педагогическое воображение. “...Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир”
Что же получается, когда взрослый не умеет погружаться в духовный мир ребёнка, заражаться его настроением, живо представить себе мысли и чувства ребёнка. Мы увидим на примере сложившейся ситуации в семье восьмилетнего Вани.
“...Вчера я, наконец, принесла сыну давно обещанный подарок: три коробки с солдатиками, пушками, танками. Его радость была безгранична.
После бурных излияний благодарности он расставил своё войско, орудия на обеденном столе, и начался бой!
Иван как-то особенно прищёлкивал языком, ухал, отдавал какие-то приказы, то отходил с биноклем от стола, то подбегал к нему... Щёки его пылали, глаза блестели...
В это время пришёл домой отец, у которого вдруг появилось редкое желание поговорить с сыном.
Расположившись поудобнее на диване в той же комнате, он заговорил:
– Сыночек, иди к папе, я тебя поцелую.
– Но Ваня, конечно, не слышал отца, фантазия унесла его в этот момент на поле боя.
– Тогда отец начал сердиться:
– Какой ты злой мальчик! Я так устал, а ты не можешь подойти ко мне.
– Не мешай, папа. Я не хочу! - ответил Ваня, что-то переставляя в своих войсках.
– Тут отец соскочил с дивана, стукнул кулаком по столу и закричал:
– Ты как разговариваешь с отцом, грубиян?
– Ваня заплакал... Игра закончилась...”
– От недостатка педагогического воображения взрослые не реагируют на слова детей так, как нужно.
– Кто-то, прочитав статью, задумается над своими отношениями с детьми. Кто-то увидит себя со стороны. Но главное, что педагогический опыт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человек.